Федеральная программа по благоустройству дворовых территорий. Программа благоустройства дворовых территорий

Благоустройство дворовых территорий в России отнесено к компетенции региональных и местных властей. Однако за исключением Москвы, отчасти Московской области и Санкт-Петербурга соответствующие органы власти почти не выделяют средств на эти цели. В лучшем случае благоустройство ограничивается центральной частью региональных «столиц». Как правило, это оправдывается нехваткой средств в местных бюджетах.

Федеральная программа благоустройства

В 2017 году под эгидой Минстроя РФ была принята проектная программа «Комфортная городская среда». Она рассчитана на срок до 2022 года. Общий объем финансирования по этой программе составляет более 42 млрд. рублей, из которых примерно 25 млрд. рублей планируется направить из федерального бюджета на благоустройство дворовых территорий. Субъекты РФ также должны принять участия в этой программе, выделив на ее осуществление около 17 млрд. рублей. От активности региональных властей и местного населения зависит распределение федеральных средств.

Получить финансирование на благоустройство дворовых территорий в 2019-2022 годах может любой населенный пункт с числом жителей более 1000. Для включения в программу соответствующая территория должна быть передана в долевую собственность жителей прилегающих домов. После завершения работ за «государственный счет» все дальнейшие расходы по ремонту и поддержанию дворовых территорий полностью перекладываются на собственников, т.е. жителей. Они могут участвовать в этом как в денежной, так и в натуральной форме («субботники» и т.п.).

По федеральному проекту выполняются следующие работы:

  • установка мусорных урн и контейнеров;
  • установка скамеек;
  • организация автомобильных парковок;
  • монтаж осветительного оборудования;
  • ремонт дворовых проездов;
  • оборудование детских и спортивных площадок;
  • озеленение.

По данным Минтранса РФ в 2017-2018 годах в рамках этой программы было благоустроено более 20 тысяч дворов в разных городах России. Среди регионов-лидеров по реализации данного проекта:

  • Калужская область;
  • Красноярский край;
  • Чеченская республика;
  • Калининградская область;
  • Томская область.

Благоустройство дворов в Москве и области

В столице России соответствующая городская программа была принята еще в 2011 году. С 2015 года действует городская программа «Моя улица», в рамках которой также осуществляется ремонт и благоустройство московских дворов. Идеологами этих проектов выступили влиятельный институт архитектуры и дизайна «Стрелка» (председатель попечительского А. Мамут), а также датский архитектор Ян Гейл, приглашенный в Москву городскими властями в 2010 году. Гейл известен в Дании и других странах мира своей деятельностью по трансформации и гуманизации урбанистических пространств. Срок действия московских программ благоустройства продлен на период 2019-2022 годов.

В настоящее время в Москве «облагорожены» около 25 000 дворов. Ведется активное обустройство придомовых территорий в т.н. «Новой Москве» (бывшие районы Московской области к юго-западу от столицы). Помимо стандартных работ, аналогичных тем, что выполняются по федеральному проекту, столичные программы включают в себя:

  • расширение и ремонт тротуаров;
  • учреждение велосипедных дорожек и паркингов;
  • укладка плитки вместо асфальтового покрытия;
  • установка шлагбаумов при въезде во дворы (по согласованию с местными жителями);
  • дизайнерское озеленение.

В 2019-2022 годах городское правительство планируют сделать акцент на ремонт и поддержание в должном состоянии уже благоустроенных дворовых территорий.

Критики московских властей заявляют, что такое благоустройство обходятся слишком дорого. В частности, только в 2017 году из бюджета Москвы на него было выделено около 200 млрд. рублей. Это не только намного превышает расходы по аналогичной федеральной программе, но больше совокупных бюджетов многих регионов России. Известный экономико-географ и специалист по территориальной политике Н.В. Зубаревич назвала такие расходы на благоустройство Москвы «вызывающим потреблением на фоне беднеющей страны». Кроме того, многие отмечают непрозрачность распределения средств по городским проектам, завышенные сметы, различные злоупотребления, низкое качество выполняемых работ, отказ от учета мнения жителей.

В Подмосковье действует программа благоустройства дворовых территорий во многом сходная с московскими проектами. Был принят специальный региональный закон, содержащий в себе «единые стандарты» такого благоустройства. В 2018 году по распоряжению губернатора было учреждено профильное областное министерство. Каждый год в Подмосковье «облагораживается» примерно 1300-1500 дворов. С другой стороны, объем средств, выделяемых на эти цели в Московской области, в разы меньше, чем в столице. Критики отмечают низкое качество проводимых работ, разнообразные нарушения. Выделяемого финансирования в Подмосковье часто не хватает на ремонт и поддержание уже обустроенных дворов.

Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.

Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.

Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.

Распределение по регионам

В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.

Принятие муниципальных программ

Чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионы и муниципалитеты должны разработать собственную программу и утвердить ее. Необычным является то, что на это могут повлиять сами жители. Мероприятия по благоустройству проводятся на дворовых территориях только многоквартирных домов.

Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.

Какие населенные пункты могут участвовать в программе?

Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.

Кто сейчас заботится о дворах

Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.

Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.

Новые правила

В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!

Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.

Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.

На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.

Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.

Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.

Участие может быть:

  1. Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
  2. Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.

Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.

На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.

Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству

Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:

  1. Создать инициативную группу.
  2. Составить перечень желаемых изменений.
  3. Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
  4. Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
  5. Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.

Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.

На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.

Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.

Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.

На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.

Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.

Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.

Смотрите видео о программе благоустройства дворовых территорий:

Эксперты Центра мониторинга благоустройства городской среды проверили, как федеральный проект реализуется в семи регионах: Чувашской Республике, Воронежской области, Приморском крае, Тульской, Новгородской и Томской областях, а также в Республике Удмуртии. Как оказалось, общая проблема для всех регионов – жители плохо информированы о проекте и возможностях участия в благоустройстве. Полный перечень всех обнаруженных недочетов активисты направили в Минстрой России.

Как сообщили эксперты, в Чувашской Республике на официальном сайте Минстроя размещен только проект госпрограммы по формированию городской среды на 2018–2022 гг. При этом заседания межведомственных комиссий проводятся реже чем один раз в три месяца, а глава региона не курирует большую часть мероприятий лично. По состоянию на 31 октября 2017 г. из девяти муниципальных образований только в двух выполнены все работы по благоустройству.

Проверка на месте показала, что в муниципальную программу благоустройства города Чебоксары внесены дворовые территории, которые уже были приведены в порядок в 2013–2016 гг. Кроме этого, во многих случаях при формировании перечня объектов и эскизных проектов гражданам были даны образцы только одного производителя, а при проектировании не соблюдались и не учитывались нормы по созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан.

«В Воронежской области, как оказалось, при подаче заявок на благоустройство жители не получали на руки номер поданной заявки. В связи с ускоренными сроками формирования заявок в 2017 г. планы благоустройства дворовых территорий разрабатывались без учета мнения граждан, а фактически были навязаны районными администрациями. Жителям пришлось все это одобрить, так как иначе дворы могли просто не попасть в проект», – отметила координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды, член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина.

При этом на сайтах некоторых муниципальных образований в Воронежской области нет информации по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», несмотря на то что все программы должны быть размещены на сайтах муниципальных образований. Также зафиксировано несколько случаев изменения утвержденных гражданами планов благоустройства дворовых территорий, поскольку уменьшилось финансирование проекта. Одна из проблем, с которой эксперты столкнулись в регионе, – отсутствие надлежащим образом оформленных прав граждан на земельные участки под многоквартирными домами (МКД). Из-за этого возникают проблемы по дальнейшему содержанию дворовой территории и имущества, находящегося на ней.

Так, в Приморском крае не вошли в программу по формированию современной городской среды размежеванные дворы, находящиеся в собственности жильцов МКД. Кроме того, выяснилось, что большинство жителей края не знают о реализации проекта и, соответственно, не участвуют в принятии решений. При этом заседание краевой межведомственной комиссии проводится реже чем один раз в три месяца.

По итогам проверки в Томской области эксперты Центра сделали вывод, что представителей органов власти, ответственных за реализацию приоритетного проекта, нужно обучить правилам проведения собраний, основам информационной открытости и контролю за качеством работ. Выяснилось, что в программу по благоустройству на 2018–2022 гг. не включают заявки от жителей, которые не попали в программу в 2017 г., а требуют от людей повторно собирать документы и подавать заявки.

«Очевидно, что в регионе существуют проблемы с комплексным подходом к реализации приоритетного проекта, – пояснил координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Томской области Родион Газизов. – К примеру, при благоустройстве дворовой территории внимание необходимо обращать не только на работы по асфальтированию, но и на обустройство ливневой канализации, внешний облик фасада дома, наличие тротуаров. Важно также, чтобы у жителей не возникало вопросов по поводу адекватности соотношения объема фактически проведенных работ и их стоимости, поэтому нужно с людьми разговаривать, советоваться, учитывать их мнение, объяснять, что, как и зачем будет сделано».

В Тульской области эксперты столкнулись с плохим качеством работ по благоустройству. Например, в областном центре по улице Лейтейзена, 4, работы уже завершены, однако, по мнению жителей дома, осталось много недочетов: так, на территории нет газона, вокруг горок и турников – грязь. Недовольны люди также тем, что лишились лавочек возле подъездов. Активисты ОНФ в Тульской области обратили внимание на эти недочеты и проконтролируют, чтобы они были устранены.

В Новгородской области, по мнению экспертов, власти подошли к реализации проекта формально. На практике оказалось, что при формировании современной городской среды чиновники ограничились асфальтированием дворов. Кроме этого, разработанные дизайн-проекты не были утверждены жителями в отдельных районах Новгородской области, а при заседаниях в общественных комиссиях не учитывалось мнение общественников.

В Удмуртии к качеству работ по благоустройству также были замечания. Почти во всех проверенных дворах также лишь отремонтировали асфальтированные дороги, и не везде качественно. Кроме того, претензии имеются к элементам доступной среды, а также к несогласованности проектно-сметной документации с жителями.

«Каждый раз мы напоминаем, что приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на то, чтобы вовлечь в процессы благоустройства самих жителей, сделать дворы и общественные пространства удобнее для них. Однако многие граждане просто не знают о существовании проекта, и с этим нужно бороться», – пояснила Светлана Калинина.

Федеральное правительство дало 20 млрд рублей на благоустройство дворов, парков, набережных и площадей. Это необычно, потому что федеральное правительство не должно заниматься такими вещами. Но вот, занимается.

Идея в том, что Россия дает городам и регионам деньги, а те на эти деньги благоустраивают дворы и парки. После благоустройства придомовые территории войдут в общедомовое имущество и собственники квартир будут платить за их содержание и ремонт.

Чтобы получить бюджетные деньги, регионы, муниципалитеты и жители должны принять собственные программы благоустройства, утвердить проекты и внести посильный вклад. Участвовать можно деньгами или трудом. Тем, кто ничего не вложит, не дадут федеральных денег.

Взять 🌾🌿🍀 в свои руки

Как было раньше?

По жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен относиться к общедомовому имуществу, но на деле большинство дворов до сих пор не прошли процедуру официальной передачи и считаются муниципальной собственностью. Каждый год власти выделяют деньги из бюджета и решают, где поставить новый фонарный столб, а где - лавочку.

Кроме них ничейным дворам помогали спонсоры и меценаты. За лавочками и урнами у подъездов следили УК и ТСЖ , но из-за постоянной нехватки денег могли делать это нерегулярно и плохо. Озеленением дворов занимались бабушки.

После окончания программы в 2022 году благоустроенные дворы станут частью общедомового имущества и жильцы будут платить за их содержание так же, как платят за содержание подъездов, подвалов и крыш.

Мы теперь должны сами платить за благоустройство?

Да, но прежде чем переложить на жителей ответственность, государство поможет навести порядок в вашем дворе. Для этого власти и выделили деньги на программу благоустройства.

Благоустроят все дворы?

Нет, это зависит от жителей. В 2017 году деньги на благоустройство дадут только тем, кто проявит инициативу и сам поучаствует трудом или деньгами. Жильцы дома должны будут решить, какое им нужно благоустройство, сколько денег они готовы на это потратить и готовы ли поработать в собственном дворе.

А какое участие жителей предполагает правительство?

Чтобы участвовать в программе, надо решить, что именно вы хотите благоустроить, какой вклад готовы внести, кто потом будет следить за сохранностью и кто будет представлять интересы вашего двора. Всё это решается на собрании собственников.

А как происходит принятие решений? Как попасть на собрание жильцов своего дома?

Собрание могут организовать правление ЖКХ , УК или инициативные жильцы. Для этого они должны оповестить всех жильцов дома: расклеить объявления, положить приглашения в почтовые ящики или пригласить собственников лично.

Я хочу парковку во дворе. Что делать?

После 1 апреля уточните, участвует ли ваш регион и муниципалитет в программе благоустройства. Новости об участии появятся в местных СМИ и на официальных сайтах.

Запишитесь на семинар, который организует муниципалитет, и посетите публичные слушания: там вы узнаете местные подробности, сможете получить образцы заявок и других документов.

До 1 июня сами или с помощью правления ТСЖ и УК организуйте собрание жильцов, расскажите о программе, объясните условия. Убедите жильцов в необходимости парковки. Может быть, соседи предложат еще расширить палисадник или обустроить детскую площадку. Не забудьте обсудить формат и размер участия жильцов в благоустройстве.

Зафиксируйте все решения в протоколе собрания и до 1 июня отправьте заявку в муниципалитет. После 1 июня зайдите на муниципальный сайт и убедитесь, что ваш двор включили в программу и запланировали все необходимые работы. Сверьте план с протоколом и заявкой.

А нам бы всего одну лавочку у подъезда.

Одну лавочку вам может установить УК или ТСЖ : это находится в их компетенции и для этого не обязательно участвовать в программе. Обратитесь в свою УК или правление ТСЖ .

А зачем это всё государству?

С помощью программы государство хочет выстроить систему для улучшения комфорта жителей городов. В результате государство хочет не только благоустроить дворы и общественные зоны, но и выработать правила содержания, назначить ответственных и научить власть и жителей сотрудничать.

Я не хочу ничего решать и ходить ни на какие субботники! Я плачу налоги и хочу, чтобы у нас было всё как в Германии! Чтобы кустики стриженые, газоны зеленые, чтобы не было какашек на улицах - как в Америке. Где это всё? Я вас спрашиваю: где?

В Германии за ремонт и содержание многоквартирного дома платят собственники. Ни муниципальные, ни региональные, ни другие власти не выделяют денег на ремонт и благоустройство даже раз в 10 лет.

Платить за коммуналку 400-450 € в месяц для немцев нормально . В эту сумму входит садовник, вывоз мусора, освещение территории, поддержание порядка на парковках, уборка подъездов. Поэтому во многих немецких дворах есть только газон: меньше объектов благоустройства - ниже плата за содержание.

В Италии собственник квартиры платит муниципальный налог на содержание улиц и парков, второй налог - на вывоз мусора, и отдельно - ежемесячные платежи на содержание дома и прилегающей территории. В месяц квартира обходится в 150-300 €. Если во дворе есть парковка, места на ней сдают в аренду. Неважно, живет автовладелец в доме или нет, он будет платить 15-50 € в месяц за машино-место.

В Алабаме домовладельцы , а городские власти штрафуют тех, у кого лужайка недостаточно ухоженная.

18 благовещенских дворов в нынешнем году были включены в программу благоустройства «Городская среда». Амурская столица получила на приведение в порядок дворовых и общественных территорий 139 миллионов рублей из федерального и регионального бюджетов, а также из казны города. Как включить свой двор в приоритетный проект и какие работы могут быть проведены в рамках программы благоустройства, «Амурской правде» рассказала руководитель УК «Амурблагуправление» Ольга Токарева.

Дважды в год специалисты проводят осмотр домов, оценивают работу инженерных систем, состояние придомовой территории.

Благоустройство — зона ответственности самих жителей

Приоритетный проект «ЖКХ и городская среда», направленный на благоустройство городских дворов и общественных зон, стартовал в российских регионах в нынешнем году. Первоначально предполагалось, что государство будет проводить софинансирование проекта до 2020 года. Однако на днях министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень заявил о продлении программы еще на два года. В Благовещенске на приведение в порядок дворовых территорий в этом году будет потрачено 139 миллионов рублей из федерального, областного и местного бюджетов. В программу «Городская среда» были включены 18 дворовых территорий, две из которых расположены в поселке Аэропорт. Два дома, к которым прилегают эти дворы, находятся на управлении благовещенской компании «Амурблагуправление».

тысяч квадратных метров жилья находится на управлении компании «Амурблагуправление». Еще около 4 тыс. кв. м — на обслуживании

— Чтобы попасть в проект благоустройства, жителям домов в поселке Аэропорт пришлось проделать серьезную работу. Один из домов, который попал в программу, перешел под управление нашей компании с января, — рассказывает Ольга Витальевна. — Часто жители решают сменить управляющую организацию, потому что хотят, чтобы в их подъездах не только лампочки меняли и пол мыли. Задача УК — сделать жизнь горожан комфортной. В доме, который мы приняли, было необходимо и окна в подъезде сменить на новые металлопластиковые, и светильники светодиодные установить. Кроме того, жильцы проголосовали за участие их двора в программе «ЖКХ и городская среда». Мы помогли составить необходимую документацию. Работу нужно было сделать быстро, чтобы двор отремонтировали уже этим летом.

Соседний дом, который также находится «под крылом» «Амурблагуправления», подготовил пакет документов на благоустройство своей дворовой территории еще в 2013 году. Жители многоэтажки рядом, решили, что хороший двор не помешает и им. В проекте в том числе учли водоотведение.

— Отсутствие системы водоотведения — беда многих дворов Благовещенска. Из-за плохой работы ливневых канализаций во время дождей вода оказывается не только возле подъездов, но и в подвалах. Поэтому при составлении проекта ремонта этот момент необходимо учитывать в первую очередь, — посоветовали в «Амурблагуправлении».

Платить или жить без удобств

Дважды в год специалисты УК «Амурблагуправление» проводят осмотр конструктивных элементов зданий, которые находятся на управлении компании, оценивают работу инженерных систем, состояние придомовой территории. На основании этих осмотров составляются акты, в которых указываются все выявленные дефекты.

— Увы, к управляющим компаниям многие жильцы относятся негативно. Отчасти это связано с работой на рынке недобросовестных УК. Тень от деятельности таких фирм ложится в итоге и на порядочные организации. Чтобы не отвечать за чужие ошибки, мы работаем максимально прозрачно. На осмотр дома и составление актов всегда приглашаем председателя совета дома или кого‑то из членов этого совета. А совет уже доносит сведения до других собственников. Мы по закону можем лишь рекомендовать решить первоочередные проблемы. К примеру, посоветовать установить водонагреватель. Однако, как ни странно, порой люди готовы отказаться от удобств в пользу, например, качели во дворе, — отмечает Ольга Токарева. — Чтобы вопросы благоустройства решались эффективно и оперативно, средства на поддержание домов и прилегающих к ним территорий должны быть заложены в тариф. А подчас получается, что в установке горки на детской площадке заинтересованы только семьи с малышами, скамейка перед подъездом нужна бабушке. А по факту платить за это не хотят ни те ни другие. В сознании многих граждан по‑прежнему живет убеждение, что кто‑то должен следить за состоянием их дворов, нести ответственность за сохранность общедомового имущества, проводить ремонт.

В управляющей компании признают, что часть работ в жилых домах порой приходится выполнять в долг, чтобы не примкнуть к числу нарушителей. Ведь УК находится под постоянным контролем жилищной инспекции, ресурсоснабжающих организаций, да и самих жильцов.

— Бывает, что мы выполняем какие‑то срочные ремонтные работы, а потом убеждаем жителей изменить тариф, так как люди остаются должниками перед компанией. С учетом сегодняшних цен и постоянно растущей инфляции, чтобы содержать многоквартирный дом в нормальном состоянии, тариф на его обслуживание должен быть не менее 17 рублей. Это без учета обслуживания лифта, вывоза мусора и услуг по уборке. А у нас на обслуживании есть дома, где тариф 12 рублей. Как можно поддерживать дом, не имея ресурсов на его содержание? За эти деньги можно только обеспечивать жильцов бесперебойной поставкой электроэнергии, воды, водоотведением. Чтобы, к примеру, заменить в подъезде светильники, окна, почтовые ящики, предусмотреть средства на ремонт подъездов, тариф должен быть выше минимального. Мы стараемся убедить людей в том, что жить с комфортом гораздо приятнее, чем все время жаловаться на покосившиеся двери в подъезде и лужи во дворе.

Успеть до конца декабря

На управлении «Амурблагуправления» сегодня находятся 37 многоквартирных домов в городе. Минимум 10 прилегающих к ним придомовых территорий нуждаются в ремонте, который может быть выполнен, если жильцы пожелают, чтобы их дом участвовал в федеральной госпрограмме.

многоквартирных домов Благовещенска находятся сегодня на управлении «Амурблагуправления»

— Когда начала работать программа, мы раздали всем гражданам информацию о том, какой нужен пакет документов для участия в проекте, как его собрать, сколько необходимо голосов от жителей дома, чтобы их двор был благоустроен за счет средств бюджета. Из всех домов, чьи дворы нуждаются в ремонте, согласились участвовать только пять. По самым скромным подсчетам, на благоустройство одного двора необходима сумма в 2 миллиона рублей, — посчитали в «Амурблагуправлении». — Минимальный перечень работ включает: ремонт дворовых проездов, освещение дворовых территорий, установку скамеек и урн для мусора, обустройство ливневой канализации. Собственники сами решают, какие изменения они хотели бы увидеть в своих дворах. Мероприятия из минимального перечня финансируются за счет бюджета. Существует также дополнительный перечень, включающий оборудование детских и спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий и иные виды работ. Эти работы жильцы оплачивают за счет собственных средств. Граждане, желающие благоустроить свой двор, составляют паспорт дворовой территории. Подготовить техническую документацию собственники могут самостоятельно, собрав необходимую сумму. А могут принять решение заложить эти затраты в тариф на год. По нашим подсчетам, если жильцы выберут второй вариант, то тариф на обслуживание вырастет примерно на три рубля с кв. м. Однако окончательное решение остается, конечно, за собственниками. Заявка на участие дома в программе подается в муниципалитет. Тем, кто желает сделать свой двор комфортнее, необходимые документы нужно успеть собрать до 25 декабря.