Осмеяние лени в басне И. Крылова Стрекоза и Муравей

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Образовательные:
  1. Заинтересовать учащихся личностью и творчеством И.А. Крылова
  2. Закреплять понятия литературной теории: басня, мораль, творчество.
  • Развивающие:
  1. Развивать у учащихся устную речь.
  2. Способствовать эмоциональному восприятию басен.
  3. Отрабатывать навыки выразительности речи.
  • Воспитательная: Воспитывать любовь к литературе, умение различать положительное и отрицательное в поступках героев басен И. Крылова.

Оборудование:

  • Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова “Родная речь” 3 класс 1 часть М.: Просвещение, 2007 год
  • компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран, презентация по теме: “Творчество И.А. Крылова. Басня “Ворона и лисица”, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

– Садитесь, ребята, начинаем урок.

Слайд 2

II. Сообщение темы и цели урока

– Вспомним, что такое творчество?

(Творчество – деятельность человека, направленная на создании, неповторимых ценностей.)

Слайд 3

III. Сообщение об авторе

– 13 февраля 1768 г. – родился великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Место рождения точно не известно, возможно Москва, Троицк или Заволжье. За всю свою жизнь Крылов написал 205 басен. Крылов, кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для опер. 21 ноября 1844 г. – Иван Андреевич Крылов умирает.

Слайд 4

– Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

Слайд 5

Выставка книг.

– Вспомним, какие басни написал И.А. Крылов? Рассмотрите книги.

Слайд 6

– Что такое басня?

(Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.)

– Что общего у всех басен?

– Где заключен главный смысл басни? (В морали.)

– Что же такое мораль?

(Мораль – нравоучение в баснях.)

Слайд 7

IV. Проверка домашнего задания

– Сейчас мы послушаем, как вы подготовили выразительное чтение басен дома.

– Чтение кого из ребят вам понравилось больше всего и почему?

Слайд 8

V. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова “Ворона и лисица”. Послушайте ее. (Приложение 2 .)

(Дети слушают басню в записи..)

Слайд 9

VI. Словарная работа

  • Вещуньина – предсказатель (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
  • Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что–нибудь высокое.

Слайд 10

VII. Работа над содержанием басни

  1. Прочитайте басню еще раз про себя (учебник, c. 137–138.).

Слайд 11

  1. Словарь – наоборот

Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру
Не на пользу – но только все не впрок
Нашел случайно, без особого труда – Бог послал
Очень близко – близехонько
Смотрит не отрываясь – глаз не сводит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Трудно стало дышать – в зобу дыханье сперло
Очень громко – во все горло
Исчезла, скрылась – была такова

Слайд 12

  1. Выборочное чтение

– Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

Дети описывают ворону по рисунку.

– А что говорит лиса о ней? Зачитайте из текста.

("Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!".)

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)

– В каких словах заключена мораль басни?

("Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок"..)

Слайд 13

– Я буду называть качества, а вы скажите, кого они характеризуют: Лису или Ворону.

Льстивый, склонный к лести (Лису.)
Тщеславный, стремящийся к славе, к почести (Ворону.)
Высокомерный (Ворону)
Неискренний (Лису)
Честолюбивый, любящий славу (Ворону)
Неправдивый, лживый (Лису)
Хитрый (Лису)
Глупый (Ворону)
Льстивый (Лису)
Доверчивый (Ворону)

– Скажите, какая ворона?
– А лисица?

Слайд 15

VIII. Работа над выразительностью по частям

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру, |
Что лесть гнусна, | вредна; ||
но только все не впрок, ||
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. |||

_____________________–_________________

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; |
На ель Ворона взгромоздясь,|
Позавтракать было совсем уж собралась, ||
Да призадумалась,| а сыр во рту держала. |||

На ту беду, Лиса близехонько бежала; ||
Вдруг сырный дух Лису остановил: ||
Лисица видит сыр, | Лисицу сыр пленил. ||
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; ||
Вертит хвостом, | с Вороны глаз не сводит |
И говорит так сладко, чуть дыша:||

(При чтении третьей части обратить внимание детей на обилие слов с ласкательным суффиксом, это поможет раскрыть характер Лисы)

"Голубушка, | как хороша! ||
Ну что за шейка,| что за глазки! ||
Рассказывать, | так, право, | сказки! ||
Какие перышки! | какой носок! ||
И верно, | ангельский быть должен голосок!||
Спой, | светик, | не стыдись! ||
Что ежели, | сестрица, |
При красоте такой и петь ты мастерица, – ||
Ведь ты б у нас была царь-птица!" |||

(Эта часть показывает Ворону в самом неприглядном виде. Пришла в восторг от льстивых речей Лисы (показать это выразительностью чтения)

Вещуньина с похвал вскружилась голова, |
От радости в зобу дыханье сперло, – ||
И на приветливы Лисицыны слова |
Ворона каркнула во все воронье горло: ||

Сыр выпал || – с ним была плутовка такова. |||

Слайд 16

IX. Чтение басни по ролям

– Послушаем басню еще раз.

Попробуйте передать точнее хитрую Лису и глупую Ворону.

(Два ученика выходят к доске и читают басню еще раз)

Слайд 17

X. Закрепление

“Угадай-ка”

– Какие герои басен здесь зашифрованы?

И-И-А (Лисица)
-О-О-А (Ворона)

Слайд 18

Т-Е-О-А (Стрекоза)
-У-А-Е- (Муравей)

Слайд 19

Б-З- -Н- (Обезьяна)

Слайд 20

Черный ящик

– В черном ящике лежит предмет, с помощью которого можно увидеть, "что это там за рожа". (Зеркало)

В черном ящике лежит предмет, которых достала себе с полдюжины героиня одной из басен? (Очки)

Слайд 21

Работа по карточкам (Приложение)

– Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, сквозняком все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.

Слайд 22

– Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова.

Соедините стрелками строки из басен, с названиями произведений из которых они взяты.

Пара, выполнившая задание, берется за руки и поднимает их вверх. (Работа в парах)

– Проверим себя.

Слайд 23

Бюро находок

– В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.

Сыр – “Ворона и лисица”
Очки – “Мартышка и очки”
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”

Слайд 24

Кроссворд

  1. Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"? (Моська. )
  2. Вспомните и назовите, героиню басни “Квартет”. (Мартышка)
  3. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"? (Муравей. )
  4. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись". (Лебедь)
  5. Кто, восхвалял Петуха, “не боясь греха”? (Кукушка)
  6. Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона )
  7. Героиня, которая увидела образ свой в зеркале. (Обезьяна )
  8. Еще один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак )

Слайд 25

XI. Итог

– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

Как вы бы оценили свою работу, выбирая для оценки “очень активно”, “активно”, “хорошо”?

– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

– Какие же пороки любил "пощипать" Крылов?

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

– Нужно ли изучать басни?

– Чему они учат?

Слайд 26

XII. Домашнее задание

– Выучить наизусть басню И.А. Крылова “Ворона и лисица”

  • 4.Лингвистические основы современной методики обучения грамоте.
  • 5.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основы его построения.
  • 6.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в подготовительном периоде.
  • 7.Уроки чтения в период обучения грамоте, их типы, варианты, задачи, особенности построения.
  • 8.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в основном периоде.
  • 9.Уроки письма в период обучения грамоте, их типы, структура, содержание, методика проведения. Процесс формирования графического навыка.
  • 10.Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.
  • 11.Психологические особенности восприятия художественного произведения. Задачи и характер работы, предшествующей чтению произведений.
  • 12.Значение и задачи уроков чтения в начальных классах. Содержание чтения. Принципы построения программ по чтению.
  • 13.Качества полноценного навыка чтения. Методика обучения школьников правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению.
  • 14.Технология продуктивного чтения. Этапы работы над художественным произведением на уроке литературного чтения.
  • 15.Методика чтения рассказов
  • 16.Методика чтения сказок в начальных классах.
  • Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
  • 17.Методика чтения басен
  • 18.Методика чтения стихотворений.
  • 19.Методика чтения научно-популярных произведений.
  • 20.Основные типы уроков литературного чтения, их компоненты. Задачи обобщающих уроков, их место в системе уроков чтения и методика проведения.
  • 21.Обучение составлению плана и пересказу прочитанного.
  • 22.Словарная работа на уроках литературного чтения.
  • 23.Методика обучения творческим работам на уроках чтения.
  • 24.Методика обучения младших школьников выразительному чтению.
  • 25.Диагностика учебных достижений младших школьников по литературному чтению.
  • 26.Организация работы с детской книгой в начальной школе. Читательская самостоятельность как методическое понятие.
  • 27.Методика проведения уроков внеклассного чтения на подготовительном и начальном этапах.
  • 28.Методика организации уроков внеклассного чтения на основном этапе.
  • 29.Методика изучения основ фонетики и графики в начальных классах.
  • 30.Методика изучения темы «Состав слова».
  • 31.Методические основы формирования у учащихся грамматических понятий. Методика работы над грамматическими определениями и терминами.
  • 32.Методика изучения имени существительного в начальных классах.
  • 33.Методика изучения имени прилагательного в начальных классах.
  • 34.Методика изучения глагола в начальных классах.
  • 17.Методика чтения басен

    Басня-одна из форм эпического жанра(по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Л. Абрамовичу) появилась задолго до нашей эры (Эзоп, Федр). В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

    Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.

    Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

    а) Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня - метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками (что осуждает басня? Чему учит?).

    б) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это - пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня - замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.

    Методика работы в школе над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).

    Один из центральных вопросов анализа басни в I-III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?

    В методике (Е. А. Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова, Н. А. Щепетова, В. И. Яковлева и др.) традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.

    Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понято учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду»1.

    Иной путь работы над басней описан Л. В. Занковым. По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,- пишет Л. В. Занков,- как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

    И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни.

    Итак, в рассмотренном подходе Л. В. Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. По всей вероятности, мы не вправе полностью отрицать возможность такого подхода. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, а также школьный опыт, учащиеся начальных классов в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идеи). В этом плане чтение басни не представляет исключения Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключенная в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль - вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.

    Сущность нравоучения довольно сложна для учащихся III класса, поэтому при первом чтении басни учитель опускает мораль. При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказа.

    Целесообразно начать работу учащихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.

    Итак, работа над басней чаще всего включает следующие компоненты: восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни и анализ морали.

    Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:

    I. Подготовительная работа

    2) Викторина по материалу прочитанных басен.

    3) Беседа о повадках животных - действующих лицах басни, которую предстоит читать.

    II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).

    Беседа эмоционально-оценочного плана.

    III. Анализ конкретного содержания басни.

    1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)

    2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)

    3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

    IV. Раскрытие аллегории.

    V. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

    VI. Аналогия из жизни.

    Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

    Очень многое для понимания учащимися идеи басни дает выяснение их отношения к персонажам. Уже после первого прочтения таких басен, как «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», целесообразно поставить второклассникам вопрос: «Кому ив действующих лиц вы сочувствуете и почему?» Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т. е. приступить к анализу.

    Так сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия (учащиеся постоянно работает с текстом) подводит к раскрытию аллегории: в басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие свое время.

    Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. Иногда эта оценка выражена только одним словом, но это равно целой фразе. Например, в басне «Чиж и Голубь» И. А. Крылов свое отношение к бездушному, высокомерному Голубю выразил двумя словами, помещенными в середине строки: «И бело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А беде Чижа он сочувствует. Бедняжку Чижа он жалеет; западню, которая захлопнула Чижа, автор называет злодейкой. «Почему так по-разному автор относится к Чижу и Голубю?», «За что был наказан Голубь?» - вот те вопросы, отвечая на которые учащиеся поймут главную мысль басни (она звучит и как нравоучение): «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».

    Для вы-пол-не-ния за-да-ния части 2 вы-бе-ри-те толь-ко ОДНУ из пред-ло-жен-ных тем со-чи-не-ний (2.1−2.4). В блан-ке от-ве-тов ука-жи-те номер вы-бран-ной вами темы, а затем на-пи-ши-те со-чи-не-ние в объёме не менее 200 слов (если объём со-чи-не-ния менее 150 слов, то оно оце-ни-ва-ет-ся 0 бал-лов).

    Опи-рай-тесь на текст ли-те-ра-тур-ных про-из-ве-де-ний, учи-ты-вай-те по-зи-цию ав-то-ра, при-вле-кай-те не-об-хо-ди-мые тео-ре-ти-ко-ли-те-ра-тур-ные по-ня-тия, рас-кры-вай-те соб-ствен-ное ви-де-ние про-бле-мы. В со-чи-не-нии по ли-ри-ке не-об-хо-ди-мо про-ана-ли-зи-ро-вать не менее двух сти-хо-тво-ре-ний.

    2.4. Как рас-кры-ва-ет-ся в ли-ри-ке А. С. Пуш-ки-на тема твор-че-ства, поэта и по-э-зии (на при-ме-ре 2-3 сти-хо-тво-ре-ний)?

    По-яс-не-ние.

    Ком-мен-та-рии к со-чи-не-ни-ям

    2.1. Какую роль в «Слове о полку Иго-ре-ве» иг-ра-ют об-ра-зы рас-те-ний и жи-вот-ных?

    Труд-но на-звать дру-гое какое-либо про-из-ве-де-ние, в ко-то-ром со-бы-тия жизни людей и из-ме-не-ния в при-ро-де были бы так тесно слиты. И это сли-я-ние, един-ство людей и при-ро-ды уси-ли-ва-ет зна-чи-тель-ность про-ис-хо-дя-ще-го, уси-ли-ва-ет дра-ма-тизм.

    Трава и де-ре-вья от-зы-ва-ют-ся на по-ра-же-ние рус-ских: трава ник-нет, де-ре-вья от горя кло-нят-ся до земли или ро-ня-ют лист-ву. Автор «Слова» от-ме-ча-ет те из-ме-не-ния в при-ро-де, ко-то-рые вы-зы-ва-ют-ся в ней ходом че-ло-ве-че-ской ис-то-рии. Меж-до-усоб-ные войны Олега при-во-дят к за-пу-сте-нию пашен. В судь-бах рус-ско-го на-ро-да при-ни-ма-ют уча-стие и реки, то зо-ву-щие князя Игоря к по-бе-де, то со-чув-ству-ю-щие и по-мо-га-ю-щие ему. На-блю-да-тель-ность ав-то-ра осо-бен-но ярко про-яв-ля-ет-ся в опи-са-нии бег-ства. Игорю при-хо-ди-лось бе-жать глав-ным об-ра-зом ночью, а днем скры-вать-ся в гу-стых при-бреж-ных за-рос-лях степ-ных рек. О по-го-не пре-ду-пре-жда-ли чут-кие к при-бли-же-нию че-ло-ве-ка го-го-ли, чайки. По их по-ве-де-нию Игорь мог су-дить о том, все ли кру-гом спо-кой-но.

    Зна-ние степ-ной при-ро-ды ска-зы-ва-ет-ся и там, где автор «Слова» го-во-рит, что дятлы своим сту-ком ука-зы-ва-ли Игорю путь к реке. Степ-ную реку, за-пря-тав-шу-ю-ся в глу-бо-кой до-ли-не, из-да-ли не видно, не видно и де-ре-вьев, рас-ту-щих в степи толь-ко по бе-ре-гам рек, но на при-сут-ствие де-ре-вьев, а сле-до-ва-тель-но, и реки, Игорю ука-зы-вал да-ле-ко слыш-ный в степи «тект» дят-лов.

    Между при-ро-дой и че-ло-ве-ком сти-ра-ют-ся гра-ни-цы. Люди по-сто-ян-но срав-ни-ва-ют-ся с пти-ца-ми и зве-ря-ми: с ту-ра-ми, со-ко-ла-ми, во-ро-на-ми, ку-куш-кой.

    Союз при-ро-ды и че-ло-ве-ка, с такою силою раз-вер-ну-тый в поэме, - союз по-э-ти-че-ский. При-ро-да для ав-то-ра «Слова» - ги-гант-ский ре-зер-ву-ар по-э-ти-че-ских средств и свое-об-раз-ное «му-зы-каль-ное со-про-вож-де-ние», при-да-ю-щее осо-бен-но силь-ное по-э-ти-че-ское зву-ча-ние его дей-ствию.

    2.2. Какие черты клас-си-циз-ма при-су-щи ко-ме-дии Д. И. Фон-ви-зи-на «Не-до-росль»?

    Клас-си-цизм - ли-те-ра-тур-ное на-прав-ле-ние, ос-но-ван-ное на прин-ци-пах фи-ло-соф-ско-го ра-ци-о-на-лиз-ма, иде-а-ле гар-мо-нии и меры, стро-гом со-блю-де-нии нор-ма-тив-но-сти в по-э-ти-ке, под-ра-жа-нии об-раз-цам ан-тич-ной сло-вес-но-сти, вере в че-ло-ве-че-ский разум. Гар-мо-ния со-дер-жа-ния и формы, стро-гое де-ле-ние ге-ро-ев на по-ло-жи-тель-ных и от-ри-ца-тель-ных, ис-поль-зо-ва-ние «го-во-ря-щих» фа-ми-лий, пра-ви-ла «трех единств», со-блю-де-ние иерар-хии жан-ров - вот ос-нов-ные черты клас-си-циз-ма.

    Рус-ский клас-си-цизм от-ли-ча-ет са-ти-ри-че-ская на-прав-лен-ность про-из-ве-де-ний, пре-об-ла-да-ние на-ци-о-наль-но-ис-то-ри-че-ской те-ма-ти-ки над ан-тич-ной.

    Д. И. Фон-ви-зин со-блю-да-ет в «Не-до-рос-ле» един-ство места и вре-ме-ни: все со-бы-тия ко-ме-дии раз-во-ра-чи-ва-ют-ся в доме гос-по-жи Про-ста-ко-вой и дей-ствие про-ис-хо-дит в те-че-ние 24 часов. Но автор ко-ме-дии на-ру-ша-ет един-ство дей-ствия, так как в про-из-ве-де-нии два кон-флик-та: бы-то-вой и со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ский. Герои ко-ме-дии де-лят-ся на от-ри-ца-тель-ных (гос-по-жа Про-ста-ко-ва, гос-по-дин Ско-ти-нин) и по-ло-жи-тель-ных (Милон, Ста-ро-дум, Софья). Автор на-де-ля-ет ге-ро-ев «го-во-ря-щи-ми» фа-ми-ли-я-ми: Прав-дин, Ско-ти-нин, Враль-ман. По-ло-жи-тель-ные герои - Ста-ро-дум, Софья, Милон - го-во-рят пра-виль-ным ли-те-ра-тур-ным язы-ком, их речь по-учи-тель-на; от-ри-ца-тель-ные же герои ис-поль-зу-ют про-сто-реч-ные слова, бран-ную лек-си-ку, их речь более живая

    Ко-ме-дия имеет вос-пи-та-тель-ную на-прав-лен-ность, так как в ней за-тра-ги-ва-ют-ся важ-ней-шие во-про-сы вос-пи-та-ния граж-да-ни-на, об-ра-зо-ва-ния, нрав-ствен-но-сти, про-из-во-ла по-ме-щи-ков. Ко-ме-дия но-си-ла зло-бо-днев-ный ха-рак-тер, ведь Д. И. Фон-ви-зин по-ка-зал все тя-го-ты кре-пост-но-го права, не-до-стат-ки обу-че-ния. Эта пьеса стала пред-ше-ствен-ни-цей ко-ме-дии А. С. Гри-бо-едо-ва «Горе от ума».

    2.3. В чем со-сто-ят осо-бен-но-сти жанра басни (на при-ме-ре 2−3 басен И. А. Кры-ло-ва)?

    Ба́сня - сти-хо-твор-ное или про-за-и-че-ское ли-те-ра-тур-ное про-из-ве-де-ние нра-во-учи-тель-но-го, са-ти-ри-че-ско-го ха-рак-те-ра. В конце басни со-дер-жит-ся крат-кое нра-во-учи-тель-ное за-клю-че-ние - так на-зы-ва-е-мая мо-раль. Дей-ству-ю-щи-ми ли-ца-ми обыч-но вы-сту-па-ют жи-вот-ные, рас-те-ния, вещи. В басне вы-сме-и-ва-ют-ся по-ро-ки людей. В басне Кры-ло-ва «Волк на псар-не» ге-ро-ем ста-но-вит-ся Волк, но это, ко-неч-но, ал-ле-го-рия. Ал-ле-го-рия – ино-ска-за-ние – одна из ха-рак-тер-ных осо-бен-но-стей басни. В об-ра-зе Волка вы-сме-и-ва-ют-ся че-ло-ве-че-ские по-ро-ки: хит-рость, жад-ность, плу-тов-ство, лжи-вость и дру-гие. Разве мало по-хо-жих на Волка людей, ко-то-рые не прочь по-ла-ко-мить-ся за чужой счет, но в слу-чае опас-но-сти будут лю-бы-ми спо-со-ба-ми вы-кру-чи-вать-ся и пы-тать-ся из-бе-жать на-ка-за-ния. В басне «Во-ро-на и Ли-си-ца» вы-сме-и-ва-ют-ся ли-це-ме-рие, под-ха-лим-ство, не-уме-ние от-ли-чать ис-крен-ние чув-ства от на-пуск-ных.

    Осо-бен-но-сти жанра басня:

    а) глав-ные герои басни - пред-ста-ви-те-ли жи-вот-но-го мира, на-зва-ния жи-вот-ных пи-шут-ся с боль-шой буквы, таким об-ра-зом, автор про-во-дит па-рал-лель с миром людей и при-бе-га-ет к та-ко-му при-е-му, как оли-це-тво-ре-ние;

    б) в на-зва-нии басни чаще всего за-клю-че-но про-ти-во-по-став-ле-ние, от-сю-да чет-кое деле-ние ге-ро-ев на по-ло-жи-тель-ных и от-ри-ца-тель-ных;

    в) автор не опи-сы-ва-ет пер-со-на-жей, по-то-му что сам пер-со-наж го-во-ря-щий и из-лиш-няя ха-рак-те-ри-сти-ка не тре-бу-ет-ся, это на-стра-и-ва-ет чи-та-те-ля на опре-де-лен-ное раз-ви-тие сю-же-та и фор-ми-ру-ет у него опре-де-лен-ный чи-та-тель-ский го-ри-зонт ожи-да-ния, по-это-му уже в на-ча-ле про-из-ве-де-ния чи-та-тель от-да-ет свои сим-па-тии ка-ко-му-либо пер-со-на-жу;

    г) язык басен прост и бли-зок к раз-го-вор-но-му, это де-ла-ет басню до-ступ-ной широ-кому кругу чи-та-те-лей;

    д) в басне ис-поль-зу-ет-ся ал-ле-го-рия; такой язык басен в ли-те-ра-ту-ро-ве-де-нии был на-зван «эзо-пов язык» (по имени ро-до-на-чаль-ни-ка басни древ-не-гре-че-ско-го фи-ло-со-фа Эзопа);

    е) в на-ча-ле про-из-ве-де-ния либо в конце обя-за-тель-на мо-раль, ко-то-рая оформ-ля-ет-ся либо как вывод ав-то-ра и, сле-до-ва-тель-но, стоит особ-ня-ком от са-мо-го тек-ста басни, либо мо-раль за-клю-че-на в сло-вах од-но-го из пер-со-на-жей.

    2.4 .Как рас-кры-ва-ет-ся в ли-ри-ке А. С. Пуш-ки-на тема твор-че-ства, поэта и по-э-зии (на при-ме-ре 2−3 сти-хо-тво-ре-ний)?

    Тема поэта и по-э-зии была ве-ду-щей в твор-че-стве Пуш-ки-на на про-тя-же-нии всей его жизни. Ме-ня-лись иде-а-лы сво-бо-ды, твор-че-ства, вдох-но-ве-ния, сча-стья, но по-сто-ян-ной оста-ва-лась тема по-э-ти-че-ско-го при-зва-ния и на-зна-че-ния поэта и по-э-зии в об-ще-ствен-ной жизни. В сти-хо-тво-ре-нии «Поэт и толпа» (1828) про-во-дит-ся мысль об из-бран-но-сти, от-вер-жен-но-сти и не-под-куп-но-сти твор-ца, об-ли-ча-ет-ся стрем-ле-ние не-бла-го-дар-ной толпы по-всю-ду ис-кать прак-ти-че-скую поль-зу («печ-ной гор-шок тебе до-ро-же»). Мотив из-бран-ни-че-ства поэта зву-чит и в сти-хо-тво-ре-нии «Арион» (1827), в ос-но-ве ко-то-ро-го лежит из-вест-ный ан-тич-ный миф о древ-не-гре-че-ском певце Ари-о-не. Та же идея, но более по-э-ти-че-ски четко вы-ра-же-на в сти-хо-тво-ре-нии «Про-рок» (1826). Ли-ри-че-ский герой «вла-чит-ся» в «пу-сты-не мрач-ной», «томим ду-хов-ной жаж-дой», жаж-дой твор-че-ства. Вдруг по-яв-ля-ет-ся се-ра-фим, по-слан-ник Бога, на-де-ля-ю-щий поэта сверх-слу-хом, сверх-зре-ни-ем, что сим-во-ли-зи-ру-ет на-пря-жен-ную ду-хов-ную жизнь поэта, муки его со-ве-сти и твор-че-ства.

    Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа

    (фрагмент урока)

    Цель : обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова и Эзопа.

    Задачи:

    обучающие - учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;

    развивающая - развивать творческие способности, речь, умение анализировать,классифицировать и обобщать, делать выводы;

    воспитывающая - воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

    здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

    Тип урока - обобщение.

    Форма урока - урок-презентация.

    Технология развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.

    Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

    Содержание.

    I . Организационный момент (звучит музыка)

    II . Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока

    Посмотрите на экран. На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных)

    Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню .

    «Кот, петух и лиса»

    «Ворона и Лисица»

    «Волк и Ягнёнок»

    «Волк и семеро козлят»

    «Лев и Лисица»

    Литературы новый жанр узнали,

    Особенности басенраспознали.

    Произведения вместе мы читали,

    Урокам баснописцев мы внимали.

    Сегодня мы побываем впрекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова . Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов.

    III . Работа по теме урока.

    - Что такое басня?

    - Басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня - это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.

    - Кого называют баснописцами?

    Баснописцами называют создателей басен.

    - Знаете ли вы баснописцев?

    Д. Эзоп, И.А. Крылов

    -Как возникли басни?

    - Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.

    До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многиебасни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

    - Что осуждают и высмеивают баснописцы?

    - Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

    - Что такое ирония?

    - Ирония - тонкая, скрытая насмешка.

    - В баснях используется аллегория. Что это такое?

    - Аллегория - это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство - в образе Осла, трудолюбие и старательность - образе Муравья.

    - Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

    - Мораль басни - это нравоучение, выраженное в краткой форме

    - Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен(индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.

    Д. Характерная черта басни - это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.

    Героямичасто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы

    Большое по объему произведение

    Может быть написана в прозе или стихах

    В начале или в конце сформулирован вывод-мораль

    Повторы

    Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)

    Мало описаний

    Высмеиваются человеческие пороки

    Много диалогов

    Интересный короткий занимательный сюжет

    Волшебный помощник

    Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

    Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:

    Работай дружно, по плану.

    Умей выслушать другого.

    Уважай мнение других.

    Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения.

    -Внимание на слайд. Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням И.А. Крылова. Заметьте, средииллюстраций есть и ваши работы. Первая группа, глядя на иллюстрацию, говорит название басни . Вторая группа мораль этой басни . Третья группа - чему учит данная басня .Карточки с названия басен, со строчками из басен перед вами, они вам помогут. На слайдах иллюстрации к басням «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», « Слон и Моська», «Мартышка и очки», « Стрекоза и Муравей», «Квартет».

    Карточки со строчками из басен:

    1. Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдёт,

    И выйдет из него не дело, только мука.

    2. Вперёд чужой беде не смейся голубок.

    3. А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь.

    4. Аи, Моська! знать, она сильна,
    Что лает на Слона!

    5. Как не полезна вещь, - цены не зная ей,
    Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
    А ежели невежда познатней,

    Так он её ещё и гонит.

    6. Ты всё пела? Это дело: Так, поди, же попляши!

    Видите ребята, сколько басен Крылова вам уже известны. А сколько интересных героев в них. Приглашаю героев басни «Ворона и Лисица»

    1 группа готовила инсценировку басни: "Ворона и Лисица". Но прежде чем послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни. Определите и скажите своими словами мораль басни.

    Кого вам лисица напоминает?(Льстивого человека)

    А ворона?(Глупого, невнимательного человека)

    В чем смысл басни?(Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)

    2 группа «Волк и Ягненок»

    Выберите строчку выражающую мораль всей басни.(«У сильного всегда бессильный виноват».) Как понимаете смысл этой фразы?

    Удалось ли выступающим передать характеры героев?

    Сейчас с помощью синквейна выразите своё отношение к героям инсценированных вами басен Крылова.

    На кого из персонажей басни хотели бы походить вы? Почему?

    - Почему возник в литературе жанр - басня?

    Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Басня - это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. Ичтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтомуи рассердиться на басню никто не мог.

    - Почему басни называют нравоучительными?

    Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

    - Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?

    - Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, смелость - с трусостью, талант - с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

    Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. Предоставимвниманию слушателей басни собственного сочинения.

    - Сами сформулировали мораль. Молодцы!

    - Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев.

    Динамическая пауза.

    Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над голо- вой. Если басня принадлежит Эзопу - присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!

    1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки.

    (Крылов «Слон и Моська»)

    2. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

    Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

    3. Помертвело чисто поле;

    Нет уж дней тех светлых боле,

    Как под каждым ей листком

    Был готов и стол и дом. (Крылов «Стрекоза и Муравей»)

    4. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав еговпервыйраз,онатакперепугалась,чтоелеосталасьжива. (Эзоп «Лисица и лев»)

    5. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.(Эзоп «Лев и мышь»)

    6. Мартышка тут с досады и с печали

    О камень так хватила их,

    Что только брызги засверкали.(Крылов «Мартышка и Очки»)

    7. Я удавилась бы с тоски,

    Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

    (Крылов «Зеркало и Обезьяна»)

    8. Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. (Эзоп «Муравей и голубь»)

    9. Чижа захлопнула злодейка - западня;
    Бедняжка в ней и рвался и метался,

    А Голубь молодой над ним же издевался.

    (Крылов «Чиж и Голубь»)

    У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен И.А. Крылова сейчас прозвучали.

    («Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Чиж и Голубь»)

    Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
    Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.
    Цели урока:
    познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”;
    учить устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;
    развивать правильную выразительную речь, навыки выразительного чтения, инсценировки, творческие способности; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
    воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.
    Методы обучения:
    По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
    По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
    По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
    Планируемые результаты:
    Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».
    Ход урока
    . I. Организационный момент.
    Все расселись по местам
    Никому не тесно
    По секрету вам скажу
    Будет интересно
    Ребята! На уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия.
    II .Актуализации знаний:
    Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
    На доске появляется запись: Нави Волырк (слайд)
    – Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
    - Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?
    И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Более двухсот басен было создано баснописцем.
    2. Повторение знаний об особенностях басен.
    - Давайте вспомним, что такое басня?
    На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к
    жанру басен:
    Веселое, смешное произведение.
    Небольшой рассказ.
    Подразумеваются люди, их поступки и поведение.
    Заставляет задуматься.
    .Содержит вывод – мораль.Героями являются люди.
    Героями обычно являются животные.
    Высмеиваются недостатки людей.
    Волшебные герои и события.
    Вывод с доски: (на слайде)
    - Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
    -Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с
    какой, вы узнаете отгадав загадки.
    Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.
    - Отгадай загадки:
    Самолётик лёгкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо … (Стрекоза.)На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.
    Он из веточек, из хвоиНастоящий дом построитБез пилы и без гвоздей.Кто строитель? ...(Муравей.) На доску вывешивается иллюстрация муравья.
    Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.
    – Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?
    Летает. Порхает, садится.Ловит мошек, комаров.
    Речевая разминка:
    Над лугом, где пасутся козы,
    На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
    (Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
    Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)
    Речевая разминка:
    Без работы хоть убей,
    Жить не может муравей.
    (Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением). – А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)
    - Догадались, какую басню будем изучать? («Стрекоза и муравей»)
    III. Сообщение темы и задач урока
    - Кто сформулирует тему урока чтения?
    IV. Постановка учебной задачи.
    - Какие задачи мы поставим перед собой? (научиться выразительно читать басню, определить её мораль, сделать выводы)
    Создание «Дерева предсказаний»
    -Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
    - Кто будет положительным героем, а кто – отрицательным?
    - Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.
    Появляются на дереве слова о стрекозе: красавица, беззаботная, веселая и т.д.,о муравье: труженик.
    -Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский
    V. Первичное восприятие текста. 1. Слушание басни в аудиозаписи.
    2. Беседа
    - Понравилась вам басня?
    - О чём она? Кто понравился?
    - Совпали наши предположения? (Не все)
    ФизкультминуткаУтром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),Раз – росой она умылась (имитируют умывание),Два – изящно покружилась (кружатся),Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,У реки остановилась, над водою закружилась.3. Чтение басни учащимися.
    Сейчас вы будете читать басню, давайте подготовимся к чтению.
    По-пры-гу-нья про-кор-миО-гля-нуть-ся о-бо-грей
    Вскру- жи-ло со-брать-сяПо-мерт-ве-ло нуж-даУ-дру-че-на- Какое слово лишнее в первом столбике?
    -Какое слово лишнее во втором столбике?
    - Какое слово отвечает на вопрос Кто?, Что?
    - Первый столбик читает …, снизу вверх читает … .VI. Анализ литературного произведения
    1. Хоровое чтение «Земля-небо».
    Работа над лексическим значением слов.(Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений.)
    Работа с иллюстрациями.
    Поставьте иллюстрации в правильном порядке. Озвучьте каждую из них.Выберите, как хотите поработать индивидуально, в паре, в группе.
    Чтение цепочкой, парами.
    Выборочное чтение.
    - Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
    - Прочитайте, как хорошо жилось Стрекозе летом.
    - Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
    - Почему она не поет?
    - Сравните внешний вид Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям.
    К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Как звучали её слова?
    Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
    6. Чтение басни по ролям. (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).- Сколько действующих лиц в басне?
    Вопросы по содержанию басни, ее иносказательному, поучительному характеру.
    - Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
    - Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?
    ФизминуткаНёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)На полянке под кустом муравьишка строит дом(наклоны влево – вправо)Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (повороты влево – вправо)Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись. (приседания)
    8. Характеристика персонажей (Работа в парах).
    – Давайте дадим характеристику персонажам басни - Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
    - Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
    - Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)- В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.как вы их понимаете?
    - На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
    - Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
    - Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
    IХ. Закрепление изученного материала.
    Подбор пословиц к басне. Работа в группах.- Соберите пословицы.
    - Какие пословицы выражают главную мысль басни?
    Поспешишь- людей насмешишь.
    Семь раз примерь, один раз отрежь.
    Делу время - потехе час.
    Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
    Кто веселится летом, тот плачет зимой.
    Итог урока:
    - Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
    - Какие же пороки осуждает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
    - Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
    -Нужно ли изучать басни?
    - Чему научила вас басня?