Афферентная и эфферентная моторные афазии. Причины развития, диагностика и лечение

Афазия — это нарушение разговорных навыков в уже сформированной речи. Расстройство речи возникает, несмотря на то, что артикуляция и слух сохранены, больной способен воспринимать обращенные к нему слова.
Во время неврологического исследования речевых функций выделено несколько вариантов афазий, имеющих некоторые различия между собой в зависимости от того, какие участки и мозга преимущественно повреждены.

Моторная афазия или как еще ее называют афазия Брока — нарушение речи

Второе название данного вида речевого нарушения звучит как афазия Брока. Чем она характеризуется:

  • полным нарушением экспрессивности речи
  • невозможностью говорить спонтанно
  • повторением только отдельных слов, которые запомнились (речевой эмбол)
  • пониманием написанных на бумаге единичных слов или коротеньких фраз

При моторной афазии человек сохраняет способность замечать ошибки в построении предложений, пытаясь произнести слово – эмбол больной применяет верную интонацию и мелодию, вполне адекватную тому, что он желает передать. Такая речь при афазии Брока сопровождается выразительными жестами и мимикой.

Моторная афазия развивается вследствиепоражения нижней лобной извилины (ее задних отделов) в левом полушарии мозга. Если данная зона разрушена частично, речь при афазии Брока возможна, но разобрать что говорит больной сложно, речь невыразительная, медленная, искаженная, с поиском нужных слов. При афазии Брока больной переставляет слоги в словах (литеральная парафазия) и может заменять или переставлять сами слова (вербальная парафазия). Моторная афазия выражается в отсутствии в речи склонений и спряжений, фразы выстраиваются грамматически неправильно.

Данная форма заболевания проявляется в том, что человек полностью перестает понимать и воспринимать речь

При данном виде речевого расстройства человек перестает понимать речь, и свою и окружающих, то есть наблюдается нарушение слухового гнозиса. Человек слышит речь, но отсутствует ее фонематическое понимание. При сенсорной афазии речь воспринимается как «тарабарщина» или просто шум. Поскольку речевой контроль пропадает, то речь экспрессивная расстраивается вторично.

Больной «тараторит», не в силах остановиться (логорея), понять его невозможно, речь изобилует вербальными и литеральными парафазиями. Наблюдается персеверация — постоянное повторение одних и тех же звуков, слов или слогов.

Обычно у больных нет осознания своего дефекта. Писать и читать они тоже толком не могут, не различают буквы, где «с» где «з», не понимают различия в написании слов «сок», «бок».

Сенсомоторная афазия

Чаще всего такое расстройство речи встречается после инсульта. Из названия понятно, что в данном случае наблюдается совмещение признаков моторного расстройства и сенсорного – человек не распознает обращенную к нему речь и не инициирует собственную.

Тотальная афазия

Тотальная афазия встречается у людей перенесших инфаркт и проявляется в утрате разговорных навыков

Такое расстройство также встречается после инсульта, когда наблюдается обширное поражение левого полушария мозга и абсолютная утрата рецептивных, импрессивных и экспрессивных разговорных навыков. Больной не способен намеренно продуцировать звуки и любой контакт с ним, жестами или речью, становится невозможен. Указанные признаки в период резидуальной фазы инсульта сохраняются, в развитии речи динамики не наблюдается.

Пациент может воспроизводить нечленораздельные звуки, либо повторять одно и то же слово, оставшееся в памяти. Афазия после инсульта характеризуется утратой автоматизированной, номинативной и отраженной речи. Хотя такие пациенты совершенно не воспринимают произнесенные другими людьми слова, иногда они могут осознать смысл значимых, лично для них, вопросов, и даже выполнить пару простых просьб.

Тотальная афазия сочетает в себе сразу несколько видов речевых дефектов.

Амнестическая фазия

Вышеуказанная форма речевого изъяна бывает при поражении нижних и задних частей мозга, расположенных в области висков и темени. При афазии амнестической больныесталкиваются с тем, что не помнят названий предметов и имен. Несмотря на то, что назвать предмет пациент затрудняется, он хорошо понимает, для каких целей предмет предназначается. Если показать человеку с данной формой заболевания ложку, то он ответит – «это то, чем едят». Речь для такого больного понятна, возможно чтение вслух. Спонтанное написание для пациента недоступно, но под диктовку он с задачей справится. При амнестической афазии человек употребляет множество глаголов, и почти никогда – имена существительные.

Семантическая афазия

Что происходит при семантической афазии: человек теряет способность понимать смысл сложных логико-грамматических предложений с предлогами. Например, ему непонятные такие выражения, как «стул под столом», «квадрат над кругом». Сравнительные и возвратные словесные конструкции ему также непонятны (Саша выше Коли, но ниже Пети. Кто из них самый высокий?). Затруднительны к осознанию атрибутивные конструкции («мать сестры», «сестра матери»). Семантическая афазия протекает без нарушения письма и чтения.

Динамическая афазия фото

Развивается при нарушениях в левом полушарии мозга (задней лобной его части). Именно в этом отделе происходит планирование, активация и регуляция всех речевых навыков. Основные речевые недостатки при динамической афазии:

  • недоступность для человека развернутых активных высказываний (внутренняя речь нарушена)
  • применение примитивных синтаксических конструкций
  • речь пациента состоит в основном из шаблонов и клише
  • пересказывая текст, больной его «рвет на кусочки», то есть пересказывает не связанные между собой отдельные фрагменты
  • больной не может уловить суть сказанного или прочитанного, однако при легкой форме данного расстройства ситуативная элементарная речь ему вполне понятна

Чтение и написание текстов пациенту остаются доступны, сохранность этих навыков используется во время проведения речевой реабилитации.

Афферентная моторная форма — неспособность человека артикулировать звуки

Эта форма заболевания является еще одним вариантом (второй тип) моторого речевого расстройства. При афферентной моторной афазии отмечается неспособность человека артикулировать звуки. Как результат – отсутствие речи, либо ограничение ее объема. Звуки больной воспроизводит очень неточно, особенно если образовываются они одинаково.

Наиболее явным симптомом моторного расстройства второго типа является хаотичное движение губ и языка пред произнесением звука. Чаще всего нужная артикуляция так и не находится, звук произносится неверно. При грубом моторном расстройстве второго типа фазовая речь полностью отсутствует.

Артикуляционная несостоятельность больных при легких моторных нарушениях речи выражена не сильно, они могут говорить достаточно развернуто, их словарный запас не органичен. Легкое моторное нарушение не мешает речевому общению больного, наоборот, у людей с моторными расстройствами речи второго типа наблюдается высокая «словоохотливость».

Причиной эфферентно моторной формы является инсульт и поражение коры мозга

Эфферентное речевое расстройство чаще всего появляется вследствие нарушенного кровообращения после инсульта, из-за травм и опухолей головы. При эфферентном развитии афазии страдает вся речевая система, но более всего нарушается экспрессивная речь, возникает инертность стереотипов речи паталогического характера, которая приводит к слоговым, звуковым «путаницам» и лексическим грубейшим ошибкам в речи.

Если кровообращение было нарушено резко, особенно после инсульта, эфферентное расстройство проявится полной утратой навыков речи. Для больного главная трудность состоит не в сложности повторения каждого звука отдельно, а в невозможности сложить звуки в слоги, слоги в слова. У пациента возникает аграфия: он может написать одно –два слова, но только проговаривая их по слогам.

Восстановление речи

Лечением афазий занимаются врачи – логопеды. Это очень длительное мероприятие, требующее терпения и времени. В отдельных случаях есть надежда на спонтанное восстановление речевых навыков.

В первую очередь требуется лечение основного заболевания, ставшего причиной утраты речи. Кроме занятий с логопедом, больному прописывают медицинские препараты, улучшающие мозговой кровоток. Близкие пациента тоже могут принять участие в процессе восстановления, следуя следующим правилам при общении с ним:

  1. Упрощать и сокращать предложения;
  2. Сохранять стиль общения как со здоровым человеком;
  3. Не поправлять речь больного;
  4. Дать время больному на формулирование предложения;
  5. Применять в общении все виды коммуникации (речь, жесты);
  6. Вовлекать больного в беседу.

Видео

Кинестетическое расстройство сформированной речи, обусловленное нарушением центральной регуляции речедвигательного аппарата. Возникает при поражении артикуляционной зоны постцентральной извилины. Клинически проявляется снижением речевой продукции, сложностями артикуляции, смешением фонем с похожим артикуляционным механизмом, вторичной дислексией и дисграфией. Основу диагностики афферентной моторной афазии составляет логопедическое, неврологическое обследование, МРТ мозга. Проводится лечение основной патологии, осуществляется медикаментозная поддержка церебральных функций (нейрометаболиты, сосудистые фармпрепараты), логопедическая коррекция.

Общие сведения

Экспрессивная речь является результатом согласованной работы всех составляющих артикуляционного аппарата: губ, языка, глотки, гортани, лицевой мускулатуры. Корковая регуляция речевого процесса осуществляется при непрерывной афферентации - информировании соответствующих отделов коры о расположении каждого из указанных речевых органов. Обусловленная нарушением процессов афферентации моторная афазия получила название «афферентная». Термин введён отечественным исследователем афазий профессором А. Р. Лурия в 1969 году. Заболевание распространено преимущественно среди пациентов среднего и пожилого возраста, афферентная детская афазия встречается редко. Поражение нескольких зон коры приводит к сочетанным нарушениям – развивается афферентно-эфферентная моторная, сенсомоторная афазия.

Причины афферентной моторной афазии

Заболевание возникает при органическом поражении теменной доли в области нижних отделов постцентральной извилины. Патологические изменения могут иметь ишемический, воспалительный, посттравматический, токсический, компрессионный характер. Основными этиофакторами повреждения выступают:

  • Инсульты . Являются наиболее частой причиной афазии. При фокальном поражении нижнетеменных отделов левой постцентральной извилины наблюдается афферентная моторная форма речевой дисфункции. При ишемическом инсульте гибель нейронов указанной области обусловлена нарушением кровоснабжения вследствие тромбоэмболии или спазма питающей церебральной артерии, при геморрагическом - сдавлением тканей излившейся кровью.
  • Черепно-мозговые травмы . Ушибы головного мозга с размозжением тканей в нижнетеменных областях приводят к повреждению нейронов, которые воспринимают афферентную информацию от артикуляционных органов. Образование внутримозговой гематомы , нарастание посттравматического отёка становится причиной сдавления нейронов. В результате развивается афферентная моторная афазия.
  • Опухоли мозга . Глиомы , астроцитомы , медуллобластомы теменной доли оказывают повреждающее действие путём компрессии окружающих тканей либо разрушением нейронов вследствие своего инвазивного роста. Увеличение объёма внутримозговой опухоли обуславливает нарастающий характер речевых нарушений.
  • Нейродегенеративные процессы. Болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии , болезнь Пика сопровождаются атрофическими изменениями в коре. Атрофия может возникать при длительно существующем эпилептогенном очаге теменной локализации. Прогрессирующая демиелинизация вызывает разрушение афферентных связей. Результатом является дисфункция поражённых отделов теменной коры - моторная афазия афферентной формы.
  • Инфекции . Этиологически различные инфекционные поражения головного мозга (энцефалит , энцефаломиелит, церебральный абсцесс), локализующиеся в теменной доле, приводят к отёку, расстройству микроциркуляции, внутриклеточным изменениям нейронов. Дисфункция и гибель последних, нарушение межнейрональных взаимодействий провоцирует появление речевого расстройства.

Патогенез

В норме экспрессивная речь осуществляется благодаря взаимодействию отделов пост- и прецентральной коры, в которых представлены артикуляционные органы. Эфферентные импульсы, регулирующие необходимые для фонации мышечные сокращения, генерируются нейронами прецентральной извилины с учетом информации от нейронов постцентральной извилины. К последним поступает афферентная импульсация от мышц и связок, участвующих в процессе звукообразования. Этиофакторы обуславливают органические изменения и дисфункцию постцентральной области. В результате нарушается механизм восприятия афферентации, связь с прецентральной извилиной.

Не имея достаточной обратной информации о состоянии артикуляционного аппарата, прецентральные отделы не могут адекватно регулировать процесс фонации. Результатом является речевая апраксия - утрата двигательного артикуляционного навыка, что в выраженных случаях обуславливает полное отсутствие речевой продукции. Поскольку кинестетический контроль играет существенную роль в процессе понимания услышанного, возникают вторичные расстройства фонематического слуха.

Классификация

Афферентная моторная афазия может иметь две отличающиеся по своим проявлениям формы. Вариативность обусловлена различной представленностью артикуляционных органов в постцентральной извилине право- и леворуких пациентов. Классификация была предложена А. Р. Лурия:

  • Первый вариант сопровождается расстройством пространственного синтеза обеспечивающих артикуляцию движений. При грубых расстройствах ситуативная речевая продукция полностью отсутствует. Наблюдается апраксия артикуляционных органов.
  • Второй вариант носит название «проводниковая афазия». Характерна преимущественная сохранность клишеобразных ситуативных высказываний при выраженных нарушениях произвольных видов речи. Встречается при левостороннем (реже правостороннем) поражении теменного полушария у амбидекстров и больных со скрытым левшеством.

Симптомы афферентной моторной афазии

Артикуляционная апраксия приводит к неспособности самостоятельно воспроизвести отдельные звуки. Делая попытку, больной совершает беспорядочные движения языком, губами, производит звуковые замены. Пациент добивается большего успеха, пытаясь воспроизвести звук путём подражания артикуляции врача. Однако расстройство кинестетического анализа силы соприкосновения, направления движения артикуляционных органов обуславливает смешение звуков м-п-б, о-у, н-д-т и пр.

Фонематические подмены длительно сохраняются на фоне постепенного восстановления речевой функции. Больной произносит «дом» как «том», «Вова» как «Вома». Закрытые слоги более сложны для произношения, наблюдается их дробление при помощи гласных звуков. Слово «дым» произносится как «дыма», «шапка» как «ша-па-ка». Затруднения экспрессивной речи заставляют пациентов использовать для коммуникации речевые эмболы - короткие слова, отдельные слоги, имеющие выраженную эмоциональную окраску.

В раннем периоде после ЧМТ, инсульта афферентная моторная афазия сопровождается непониманием услышанной речи. Состояние является преходящим, длится нескольких дней. Более длительно сохраняется затруднённое распознавание на слух отдельных фонем, имеющих общий способ артикуляции (н-ш, б-м-п). Избыточность фонематического разнообразия слов позволяет пациентам понимать обращённые к ним высказывания. Наряду с речевой апраксией нарушено конструктивно-пространственное восприятие – пациенты не могут расположить по инструкции три предмета, дезориентированы в географической карте и т. п.

Прогноз и профилактика

При успешном лечении причинного заболевания, упорной, правильно подобранной логопедической коррекции прогноз благоприятный. Вместе с восстановлением речевой моторики регрессируют нарушения письма, чтения. У некоторых пациентов сохраняются артикуляционные призвуки, создающие впечатление лёгкого акцента, могут присутствовать редкие литеральные парафазии. Профилактические мероприятия включают весь спектр методик, позволяющих предотвратить воздействие этиологических факторов. Основными моментами являются предупреждение и своевременная терапия цереброваскулярной патологии, профилактика травматизма, инфекционных заболеваний, исключение онкогенных влияний.

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов. Варианты эфферентной моторной афазии.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящую к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременною переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Эфферентная моторная афазия многовариантна. Существует пять вариантов данной формы. А. Р. Лурия выделил и подробно описал 4 ее варианта.

Нарушение экспрессивной речи при разных вариантах эфферентной моторной афазии. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это самый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии.

Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка).

При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля», который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи. В более легких случаях глаголы переносятся вконец предложения. Например, при рассказе по серии сюжетных картинок «Случай на реке» был произнесен следующий текст:

«Это мальчик... мальчик и вот речка и плот и мальчик как это... падать в воду и плот туда позвать далеко... И мальчик пионер ботинки снимать надо... зовет как это... помогите...»

При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым. Длительные паузы, вызванные инертностью протекания речевых процессов, внешне напоминают амнестические трудности, характерные для семантической афазии, но в их основе лежит инертность выбора лексических средств.

Нарушение регуляции выбора слов приводит и к вербальным парафазиям, которые обусловлены инертностью переключения при их извлечении из разных «семантических полей». Например, составив фразу: «Мальчик удит рыбу», страдающий афазией переходит к составлению фразы по другой сюжетной картинке и вместо фразы «Мальчик купается в реке», произносит: «Мальчик удится, ловится в речке» или вместо «Кузнец кует подкову» произносит «Кузнец кузнечит что-то».

Наблюдается еще один вариант эфферентной моторной афазии, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение.

Функция называния. При тяжелой форме нарушения речи функция называния полностью отсутствует, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, называя предметные картинки, больной, получив слоговую подсказкумо, вместо словамолоко произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.

Нарушение письма. При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам.

В тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки.

Нарушение чтения. В наиболее грубых случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подклады­вание подписей к картинкам. Эти грубые нарушения чтения и письма обусловлены распадом способности программирования звукобуквенного состава слова. При «телеграфном стиле» чтение может быть сохранным.

В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.

Нарушение понимания. В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи. Не различаются на слух грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначности слов. Например, словакоса, ключ, идти - больные воспринимают как неправильные.

Афазия встречается чаще всего у пожилых людей, перенесших инсульт . Однако разрушение речи бывает у молодых и даже у детей, перенесших инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга. Форма афазии зависит от того, какой участок мозга был поражен. А от формы зависит то направление, в котором будут работать специалисты по восстановлению речи.

Диагностика афазии

Раскрытием механизмов этого сложного заболевания занимаются специалисты разных направлений: нейрофизиологи, неврологи, логопеды, психологи и др. Диагноз ставится после того как будет определена локализация поражения отделов мозга. Сложность расстройства зависит от величины очага, характера нарушения кровообращения и особенностей сохранных компонентов речевой деятельности.

Известно, что высшие психические функции человека осуществляются в результате работы коры двух полушарий мозга и его подкорковых структур. К афазии приводит поражение доминантного полушария, правого - у левшей и левого - у правшей.

Так лобные доли коры производят программирование, регуляцию психической деятельности и коррекцию ее результатов. Правая лобная доля осуществляет выполнение неречевых действий, левая - ответственна за движение языка и всего туловища, планирует речемыслительную деятельность, прогнозирует ее воздействие на ситуацию. Височные доли коры отвечают за восприятие на слух и понимание речи. Правая височная доля улавливает и дифференцирует неречевые звуки, левая - в ответе за восприятие, как отдельных звуков языка, так и их синтез в группы слов. Затылочные доли коры выполняют функции сбора и обработки информации посредством зрения, теменные доли - посредством тактильно-кинестетического чувства.

Диагностика активности функций коры головного мозга при афазии проводится по следующим направлениям:

    Определение способности к речевому общению - беседа с пациентом, в результате которой выявляется полнота устной речи, понимание речи окружающих, степень речевой активности.

    Обследование понимания речи. Проверяют, как больной на слух воспринимает и выполняет многоступенчатые инструкции, задания на поиски нужного предмета, может ли пересказать прослушанный текст, понимает ли смысл высказываний, как выстраивает грамматические конструкции, может ли повторить звуковой ряд.

    Изучение активного словаря, знание пословиц и коротких стихов, фонематического слуха, может ли больной повторить слова разной степени сложности, назвать предметы по картинкам, составить фразы и связный рассказ.

    Обследование письменной речи, чтения и счета.

    Исследование пространственного, артикуляционного и динамического праксиса.

    Изучение оптического и акустического гнозиса.

    В ыявление «рукости» (т. е. тесты на левшество-правшество).

Основные формы афазии

Существует несколько классификаций афазий, в нашей стране широкое распространение получила классификация А.Р. Лурия, за рубежом - классификация Лихтгейма-Вернике. Существует еще упрощенная классификация: афазия задней формы - поражение верхневисочных и нижнетеменных зон мозга, и передней формы - повреждение заднелобных отделов. В классических описаниях исследуются не только поражения речевых зон мозга, но и смежных неречевых участков коры.

Особенности развития афазии различны. В случаях нарушения кровообращения и при травмах мозга расстройство речи наступает резко и сразу. При вялотекущих нарушениях кровообращения и постепенного роста опухоли мозга симптоматика афазии проявляется медленно, по мере охвата мозговых зон.

Симптомы афазии

Признаки, симптомы афазии могут быть незаметными для окружающих, так как включаются компенсаторные процессы, скрадывающие недостатки речи. На ранних стадиях развития болезни симптомы могут то проявляться, то полностью исчезать, поэтому трудно провести четкую границу между нарушенной и нормальной речью. Афазия - это системное нарушение, при котором страдает не только произносительная сторона, но и понимание речи, лексико-грамматический строй, чтение и письмо. Симптоматика афазии также проявляется в неврологических и психических отклонениях. Страдают двигательные функции, у больных наблюдаются параличи конечностей, артикуляционных мышц. Нарушаются произвольные движения, приобретенные в течение всего жизненного опыта. Так больной как будто забывает, как пользоваться столовыми приборами, предметами домашнего обихода. Грубо нарушается память, внимание, затормаживаются мыслительные процессы.

А.Р. Лурия выделяет шесть основных форм афазии: акустико-гностическая (сенсорная), ак устико-мнестическая, афферентная моторная, эфферентная моторная, семантическая и динамическая.

Сенсорная афазия

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия возникает при повреждении верхней височной извилины. Отличительным симптомом сенсорной афазии является непонимание на слух речи окружающих. Утрачивается не только фонематический слух, но и способность различать тембр голоса, интонации, дифференцировать неречевые звуки: шум воды, скрип двери и т.п. Грубо нарушается письмо, наблюдается акалькуляция - неумение считать. У больных сенсорной афазией, как правило, не нарушена двигательная функция, а отсутствие самоконтроля за речью приводит к тому, что они не сразу осознают свою болезнь, поэтому становятся подвижны, разговорчивы. Изменяется и понимание значения слов, разные по смыслу наименования воспринимают одинаково (трость-гость-гвоздь ). На просьбу показать на картинке бочку , показывают на почку . Вследствие нарушения фонематического слуха возникают литеральные парафазии - неуместное употребление звуков в слове или их за мена. Чтение остается наиболее сохранной функцией, поскольку привлекаются оптический и кинестетический анализаторы.

Акустико-мнестическая афазия

Причина акустико-мнестической афазии - поражение средних и задних отделов височной области. Характеризуется такими симптомами, как снижение слухоречевой памяти вследствие торможения слухового контроля. При восприятии на слух каждого нового слова больной теряет понимание предыдущего, отсюда возникает неоднократное повторение одного и того же слога или слова. Афазик, страдающий акустико-мнестической формой, не может повторить подряд 3-4 слова с разным значением. Например, небо, рука, трава, ложка , повторяет или первое, или последнее слово. Фонематический слух и правильная артикуляция при этом сохраняются, отчего возникает многословие, компенсирующее трудности общения. Страдает номинативная функция речи, пересказ по сюжетным картинкам. Непонимание значения слов приво дит к вербальным парафазиям - заменам слов в предложении, слиянием одного слова в одно на письме. Вместе с письмом нарушается счет и чтение.

Семантическая афазия

Семантическая афазия возникает при повреждении теменно-затылочного отдела доминантного полушария. У больного наблюдаются трудности в подборе нужного слова при назывании предметов, вместо существительного могут сказать глагол или прилагательное, описывающие свойства или функции этого предмета. Заменяют слово целой фразой (вербальные парафазии). Например, вместо слова стул говорят белый сидеть . Утрачивают понимание пословиц, метафор, крылатых выражений, неправильно выстраивают лексико-грамматические конструкции. При скудности лексики артикуляция сохранна. Письменная речь отли чается аграмматизмами, стереотипностью фраз, отсутствием сложноподчиненных предложений и сокращением числа прилагательных.

Афферентная моторная афазия

Эта форма заболевания - афферентная моторная афазия - следствие поражения постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга. Один из вариантов афферентной моторной афазии - нарушение пространственного праксиса различных органов артикуляции, неспособность произнести слова в спонтанной речи. Хаотичное движение языка и губ приводят к смешениям или заменам звуков в слове. Это объясняется отсутствием кинестетической оценки уровня смычки органов артикуляции при производстве речи. Больные, страдающие афферентной моторной афазией, дробят закрытый слог на два открытых, упускают согласные звуки (тап-ки - та-ки ). Также страдает и понимание речи , поскольку не распознают на слух слова со сходными по месту и способу артикуляции звуками. Не осознают разницу между глаголами, обозначающими пространственные отношения (забежать, обежать ), испытывают трудности в понимании косвенных падежей личных местоимений.

Второй вариант («проводниковая афазия») характеризуется относительно сохранной ситуативной речью, но высказывания клишеобразны. Нарушено повторение, называние слов и предметов. Отсюда и возникают перестановки слогов (но-га - га-но ), пропуски гласных, но сохраняется зрительное представление о наличие звука в слове, например, при пропуске буквы «ё» больной ставит точки над соседней буквой. Обычно, при афферентной моторной афазии грубо нарушено чтение и письмо , это зависит от степени тяжести оральной апраксии. На письме, как и в устной речи, происходит смешение, пропуски звуков. В отдел ьных случаях письмо сохранно, что объясняется апраксией глотки и гортани, которые служат лишь преднастройкой для всех артикуляционных движений.

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении премоторных отделов лобных долей головного мозга (центр Брока), сопровождается такими симптомами, как нарушение движений и трудности усвоения двигательной программы. В тяжелых случаях при нарушении кровообращения после инсульта может полностью отсутствовать речь. Страдает двигательная функция артикуляционного аппарата, поскольку запаздывает сигнал о начале и прекращении речевого акта, что вызывает инертность, стереотипность речи, персеверации - повторы одного и того же слога или слова. Больной не может своевременно переключиться с одной артикуляционной позы на другую, отчего страдает экспрессивная речь. Трудности возникают в повторении серии звуков или слогов, в назывании предметов. В разговоре больные пропускают глаголы, предлоги, проглатывают окончания. Речь аграмматична, напоминает телеграфный стиль. В письменной речи путают порядок букв в слове, затрудняются в выборе правильной буквы. В тяжелых случаях чтение и письмо полностью невозможны. В легких случаях больной может записать слово на слух, пропуская звуки на стыке согл асных или переставляя их. Нарушается и понимание речи, особенно переносный смысл выражений и многозначных слов.

Динамическая афазия

Динамическая афазия отмечается поражением заднелобных отделов доминантного полушария, которые отвечают за планирование и регуляцию речевой деятельности. Следовательно, трудность возникает при построении развернутого высказывания, а в тяжелых случаях и полная его невозможность. При этом больной правильно произносит отдельные звуки, слова и короткие предложения, поскольку артикуляционных трудностей нет. Но в ситуативной речи отмечается общая аспонтанность , эхолалия и эхопраксия , когда афазик повторяет за человеком не только слова, но и движения губ. Нарушение внутреннего планирования речи приводит к примитивности синтаксических конструкций, наличию а грамматизмов и речевых шаблонов, трудностям пересказа. Функции чтения и письма не повреждены.

Смешанные формы

Часто у больных афазией встречаются комплексные симптомы. Поэтому формы афазий смешиваются: эфферентная с динамическим компонентом, сенсомоторная, афферентно - эфферентная афазия. Эти и другие формы заболевания требуют разработки тщательного плана по восстановлению всех видов речи. Об этом читайте в следующем материале.

Савельева Юлия

Моторная афазия в медицине имеет еще одно название - в честь исследователя, описавшего данный недуг. Это тяжелое расстройство речи, которое происходит на фоне поражения лобной части левого полушария и нарушения его функций. Подобные проблемы чаще всего возникают в результате перенесенного инсульта или тяжелых травм черепа и мозга.

Выражается эта патология сильными трудностями в подборе слов в процессе говорения и, к сожалению, не сводится лишь к нарушениям артикуляции.

Что отличает афферентную афазию?

Одной из разновидностей патологических расстройств речи является афферентная моторная афазия, называемая еще кинестетической.

У больного при этом задеты нижнетеменные отделы головного мозга (ведущего полушария). У правшей - это левое полушарие, которое отвечает за процесс говорения. При данном (в легкой форме) у больного наблюдается особенная беглость речи с отсутствием пауз между словами. При этом заметны нарушения артикуляции, а также парафазийные дефекты (т. е. замена одних звуков или слогов в слове другими) в процессе чтения или спонтанного говорения.

В тяжелом же случае больному с трудом дается произношение звуков. Причем афферентная афазия обладает интересной особенностью - человек, например, непроизвольно может произносить некоторые из них, а по просьбе - нет, так как именно в этот момент ему приходится решать проблему, как именно следует сложить губы, куда деть язык и т. п., чтобы получился тот или иной звук.

Дополнительные признаки афферентной моторной афазии

Следует обратить внимание и на то, что, помимо наличия проблем с речью, у больных с диагнозом "афферентная моторная афазия" нарушается и оральный (т. е. неречевой) праксис.

Это состояние выражается в неспособности выполнить разные оральные движения (кстати, как самостоятельно, так и после демонстрации их кем-либо), например, надуть обе или одну щеку, высунуть язык и т. п.

А в результате кинестетического дефекта у пациентов возникают проблемы и с письмом (как под диктовку, так и самостоятельным). Кстати, довольно часто перечисленные расстройства сопровождаются еще и пассивностью больного, вызванной инертностью процессов в нервных волокнах.

Что такое эфферентная афазия

Эфферентная моторная афазия - это еще одна разновидность речевой патологии, при которой поражается задняя часть нижней лобной извилины. Больной при этом часто способен произносить отдельные звуки, но собрать их в слово, "переключиться" с первого звука на следующий, он не в состоянии. У пациентов с данным типом патологии нарушается именно процесс организации речевого акта, так называемая "кинетическая мелодия" (так говорил исследователь А. Р. Лурия).

Для таких больных характерно "зависание" на первом звуке или первом слоге слова с последующими длительными повторами. Речь теряет плавность, подбор слов затруднен, появляются так называемые эмболы - слова или наборы звуков, которыми больной пытается заменять все, что не в состоянии произнести.

Особенности речи при эфферентной афазии

И чаще всего в процессе речи (при диагнозе "эфферентная моторная афазия") пациент использует только имена существительные и глаголы в начальной форме, например: "Дом… это… стоять". То, что произносит такой больной, имеет, как правило, телеграфный стиль, но при этом, правда, фразы оказываются достаточно информативными.

Коррекционная работа при моторной афазии, кстати, часто подразумевает использование мелодико-интонационной методики. Больным предлагают петь, а также медленно и напевно произносить слова. И интересно, что при таких упражнениях (даже при глубоких расстройствах артикуляции) процесс произношения становится почти нормальным.

Тяжелые случаи моторной афазии

Если же моторная афазия протекает тяжело, то речь больного может состоять только из невнятных звуков или слов "да" и "нет". Пациенты стараются при этом произносить весь доступный им набор фонем с разными интонациями, чтобы собеседник мог понять их отношение к услышанному. Кстати, как уже упоминалось выше, устная речь такими больными воспринимается практически в полной мере, исключение могут составлять лишь сложные речевые обороты или иносказания.

Между прочим, эмоциональный фон людей с моторной афазией любой степени тяжести также нарушается. Больные обычно становятся плаксивыми и легко впадают в состояние отчаяния или депрессии. Неврологические признаки патологии при этом характеризуются слабостью а также невозможностью одновременного использования мышц лица, горла и рта. Поле зрения у данных пациентов также сдвигается с обычных границ.

Что собой представляет сенсорная афазия

Наиболее тяжелым видом речевого расстройства является сенсорно-моторная афазия, или по-иному - акустико-гностическая. Она вызывается поражением задней трети верхней височной извилины и выражается в нарушении понимания произнесенных звуков, хотя процессы произношения и артикуляции у пациентов, как правило, не нарушены. Проблемы с появившиеся у таких больных, приводят к отсутствию контроля над собственной речью.

Нужно при этом отметить и еще одну особенность этого вида речевого расстройства - сенсорно-моторная афазия характеризуется тем, что, в отличие от предыдущих видов патологии, больной не осознает своей проблемы.

Пациенты с указанным диагнозом, как правило, говорят быстро, но употребляют при этом слова в произвольном значении. И все это выглядит для слушателя как эдакий словесный "салат", в тяжелых случаях полностью лишенный смысла.

Восстановление речи при моторной афазии: что нужно помнить

Практика показывает, что даже при одинаковых формах афазии у каждого пациента она проявляется по-разному. Это зависит не только от состояния здоровья и возраста, но и от образовательного, культурного уровней человека, а также от особенностей его личности.

В остром течении (после инсульта) сразу может возникнуть тотальная афазия, при которой больной не в состоянии произнести ни звука. Но, к счастью, часто речь со временем начинает восстанавливаться.

При этом близким, желающим помочь пострадавшему человеку, не следует при беседе с ним кричать, пытаться побудить его к разговору, - он вас отлично слышит. Не стоит также, обращаясь к больному, говорить сложными фразами, так как процесс восприятия сказанного в это время у него сильно затруднен. Но в то же время следует помнить, что у больного не нарушен интеллект. Проблема для этого человека состоит именно в трудностях произношения!

Моторная афазия - лечение зависит от многих факторов

К сожалению, вернуть речь в полном объеме после инсульта или травмы мозга довольно трудно. Но больному при правильном отношении к этому окружающих удается в достаточной степени восстановить свои коммуникативные способности.

Конечно же, в первую очередь следует провести всестороннее обследование пациента, чтобы выяснить причину нарушений. Как вы уже поняли, от того, какой именно участок мозга пострадал, во многом зависит и методика восстановления речи.

К работе с логопедом присоединяют и медикаментозную терапию. При диагнозе "моторная афазия" лечение, как правило, подразумевает прием таких лекарственных средств, как "Кавинтон", "Корсавин", "Телектол" и др., имеющих вазоактивную направленность (они улучшают кровоснабжение мозга). Не менее популярны и антихолинэстеразные вещества, такие как "Амиридин" и "Галантамин" (они оказывают стимулирующее действие на вегетативную нервную систему), а также миорелаксанты, снижающие тонус мышц в парализованных конечностях (препараты "Элатин" и "Мидокалм"), и ноотропные вещества.

Важны и физиотерапевтические мероприятия в виде иглоукалывания, массажа, лечебной физкультуры и электростимуляции.

Как восстанавливать речь на начальном этапе

Уже на ранних этапах после обнаружения проблемы моторная афазия требует коррекции, так как наиболее эффективное восстановление речи возможно лишь в первый месяц с начала болезни (позже значительных положительных изменений, как правило, не замечается).

При этом нужно пытаться "растормозить" речь, вызвать у больного речевой поток. То есть тем, кто помогает пациенту, следует провоцировать у него произношение хоть каких-то звуков, использовать все возможности. Например, предлагайте имитировать любые звуки: "Скажи, как капает вода?" - "Кап, кап". Или: "Как воет ветер?" - "У-у-у". Еще пример: "Как едет машина?" - "Ж-ж-ж". При этом звуки следует сильно артикулировать, чтобы больной мог понять, как у говорящего при этом двигаются губы.

Некоторые особенности коррекции моторной афазии

Если у больного моторная афазия имеет легкую степень, не поощряйте его к использованию жестов или мимики вместо слов, старайтесь стимулировать речь. Но при этом не добивайтесь чистого и четкого произношения. Не стоит постоянно поправлять все сказанное пациентом.

Предлагайте больному договорить за вами, например, известные поговорки: "Тише едешь - дальше…" Пусть поначалу у него не получится произнести все слово, достаточно даже имитации звуков, которая вызовет побуждение к речи. В этом также помогут и фотографии близких. Нужно попросить показать на них кого-то и назвать его имя.

Как только растормаживание началось, старайтесь употреблять глаголы, подключайте все виды общения: речь, письмо, чтение. Например: "Что делает кошка?" - "Спит". Пусть больной не только произносит данное слово, но и находит среди предложенных подписей ту, что соответствует картинке.

Что делать в случае тяжелой степени афазии

Как было сказано выше, тяжелая степень афазии приводит к тому, что человек не в состоянии произнести даже слог, а не только слово. В таком случае ему пригодится порядковый счет, повторение названий дней недели или пение.

Дело в том, что именно эти процессы наиболее автоматизированы, и контроль над ними переходит уже в другие участки мозга. Поэтому, считая вслед за вами: "Один, два, три, четыре", больной произносит звуки без раздумий. Кстати, то же происходит и в процессе пения. Песня при этом должна быть хорошо знакомой и максимально простой. Вначале пойте ее вместе с пациентом, а затем поощряйте все, даже невнятные попытки к самостоятельному пению или счету.

Помните, что на всех этапах реабилитации больные нуждаются в ободряющих беседах и положительной мотивации занятий, так как эмоциональный фактор - это важная составляющая, успешно преодолевающая моторные формы афазии.

Несколько слов напоследок

Работа по восстановлению речи - это довольно длительный и трудный процесс. Он требует совместных усилий лечащего врача, логопеда и, конечно же, близкого окружения пострадавшего. Причем коррекция моторной афазии должна проводиться обязательно на профессиональном уровне, и чем раньше она начата, тем больше шансов на успех.

Особенно выражена положительная динамика у молодых больных. А спонтанный выход из состояния моторной афазии, между прочим, может сопровождаться возникновением заикания.

Учитывайте все это, не теряйте веры в успех - и у вас все получится!