Виктор коротаев затосковал по малой родине. Виктор коротаев

На снимке: В Чучковском Доме культуры Сокольского района Вологодской области. Автор статьи О. Ларионов крайний справа. Рядом с ним брат поэта О. Коротаев. На стене - портрет поэта Виктора Коротаева.

«ПРЕКРАСНО ОДНАЖДЫ В РОССИИ РОДИТЬСЯ...»

Эта строчка замечательного вологодского поэта Виктора Вениаминовича Коротаева (1939-1997 гг.) стала такой же знаковой и определяющей смысл его творчества, как знаменитое «Россия, Русь, храни себя, храни...» его друга Николая Рубцова. Поэту-патриоту, автору более двадцати книг, издателю, редактору областной газеты «Русский огонек», лауреату литературных премий А.Яшина, А.Фадеева, Н.Островского, Заслуженному работнику культуры Российской Федерации, кавалеру ордена Знак Почета, человеку, чрезвычайно много сделавшему для развития российской литературы в январе исполнилось 75 лет. Пять лет В.Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию, двенадцать лет вел литературное объединение при газете «Вологодский комсомолец». На протяжении многих лет руководил творческими семинарами молодых литераторов. В последние годы возглавлял издательскую компанию «Вестник».
В.Коротаев - яркий представитель вологодской литературной школы. Неизменной в творчестве поэта всегда была темы Родины, непростой судьбы русской деревни, повседневный круг трудов и забот сельского жителя. «Родина….Его стихи густо заселены не символами, не тенями, не метафорами, а определенными судьбами и ликами…», – пишет о Коротаеве Станислав Куняев.
Земляки и почти ровесники, Рубцов и Коротаев, были единомышленниками в творчестве. «Самая жгучая, самая тесная связь» с родной землей – основной мотив их поэзии. Связывала двух поэтов и личная дружба. Именно Коротаев одним из первых написал книгу о трагедии Рубцова, многое сделал для сохранения и публикации его творческого наследия. Коротаевым был издан ряд сборников со стихами, переводами, письмами Николая Рубцова, воспоминания о поэте. Перу Виктора Коротаева принадлежат несколько стихотворений, посвященных Николаю Рубцову.
«Счастье Виктора Коротаева в том, - отмечал Станислав Куняев, - что ему не нужно было напрягать память и утруждать душу в поисках родины - он жил на ней всю свою жизнь. Все его книги вместили громадное количество жизни не просто во времени, но и по напряжению в поисках правды - личной и общей, по размаху чувства, по накалу мыслей. Через край в каждой из его книг переливаются прозрения и заблуждения поэта, его жизнелюбие и его раскаяние, его спор с миром и с самим собой. Но в сердцевине главных сомнений и страстей «одна, но пламенная страсть» - Родина».
В рамках празднования юбилея Виктора Коротаева состоялась поездка на родину поэта в Сокольский район делегации вологжан - писателей, друзей, родственников поэта, работников департамента культуры. На театрализованном представлении в Чучковском Доме культуры звучали стихи и песни на слова Виктора Коротаева, сыграны сцены из его произведений. Своими воспоминаниями о поэте поделились его дочь Ольга Коротаева, писатели Р. Балакшин, А. Ехалов, А. Смолин, М. Карачев. О. Ларионов (помощник депутата Законодательного Собрания области, фракция КПРФ) рассказал о своей работе в газете «Русский огонек», которую возглавлял Виктор Коротаев.
Сегодня редакция представляет вниманию читателей ряд стихотворений Виктора Коротаева. Среди них впервые публикуется стихотворение В. Коротаева «Пылает поминальная свеча...», переданное в Вологодскую писательскую организацию Алексеем Махлаковым, в 1993 году работавшим заместителем председателя областного Совета народных депутатов.
«Энергичный и собранный, Коротаев резко выразился о расстреле Дома Советов, - вспоминал Алексей Махлаков, - используя даже нецензурную лексику, не оставив камня на камне от позиции президента и подписанного им указа... «Президент не прав! Мы в очередной раз оказались посмешищем для всего мира. Разве можно так с народом, со своей страной, с депутатами, даже если они в чем-то неправы!
Просто так Господь президенту не простит этот тяжкий грех, потомки в веках будут проклинать тех, кто это сотворил! Мы можем лгать, но ложь в правду не превратить, со временем все это всплывет!» – завершил разговор поэт».

Виктор КОРОТАЕВ

Пылает поминальная свеча,
Дрожит насквозь простреленная тишь,
А то, что оправдали палача, –
Так этим никого не удивишь.
Выписывают клерки вензеля,
Любуются «крутым да удалым»,
И только неподкупная земля
Все чаще разверзается под ним.
А из глубин, клеймя позор и грех,
И словно предваряя Высший Суд,
Кипя, такая лава прет наверх,
Что на затылке волосы встают.
Тиран молчит. Он думает, что зря
Когда-то принял посох сатаны…
Над ним горит победная заря,
Но дни его, похоже, сочтены…

***
Прекрасно однажды в России родиться
Под утренний звон золотого овса!
Твое появленье приветствую птицы,
Сверкают, на солнце искрясь, небеса.
Пока, озабочены снами твоими,
Ромашки гадают о новой судьбе
И ветром достойное ищется имя -
Кукушка пророчит бессмертье тебе.
Еще и усы не подкручивал колос -
Уже для тебя начались чудеса:
Тебе ручеек предлагает свой голос,
А лен зацветающий дарит глаза.
Свой смех - колокольчик,
Роса - свои слезы,
Прическу - густая, волнистая рожь,
И статность тебе обещает береза:
Когда пожелаешь,
Тогда и возьмешь.
Спешит к тебе каждый
с особенным даром:
Бери, примеряй, запасайся, владей.
А плата... какая?
Расти благодарным
Да будь всюду верным
Природе своей.

Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках. В 1963 закончил историко-филологический факультет Вологодского педагогического института. Работал в газете «Вологодский комсомолец». В 1962 в Вологде вышла первая книга стихов «Экзамен», в 1965 - книга «Мир, который люблю». В разных издательствах с 1962 по 1991 вышла 21 книга стихотворений.

В 1973-1978 Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию.

Коротаев - самобытный представитель т. н. «тихой лирики», «вологодской школы» 1960-70-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А. Яшин, А. Передреев, А. Прасолов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, А. Романов. Главная тема творчества Коротаева - любовь к большой и малой Родине, кровная связь с Отечеством. Коротаева волнует судьба России, им движет чувство неразрывной связи с миром деревни, с родной землей и людьми, которые трудятся на ней. Коротаев раскрывает внутренний мир простых тружеников - крестьян, солдат. «Поэтический характер в поэзии Коротаева многосторонен. В нем юношеская жесткость и сознание долга, и проникновенная нежность, неуемность и бескомпромиссность чувств (особенно свойственные стихам о любви)» (В. Оботуров). «Ранний Коротаев - тонкий бытописатель, знаток народных обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах - зоркость художественного видения, подлинный юмор, точность языка, естественность жизненных ситуаций» (И. Федоров).

В 1970-80-е в поэзии Коротаева нарастает чувство гражданской ответственности за родину, за поэзию, за судьбу народа. Все ощутимее становится тревога, звучит зов о неотложной помощи гибнущим деревням и вековой, связанной с ними культуре. «Притяжение» (1976), как и др. книги этого периода, - это дневник, исповедь взволнованной души, мучающейся, плачущей, жаждущей радости и откровений. Один из главных уроков поэзии Коротаева - «желание быть, а не казаться» (В. Харчев). Книга «Вечный костер» (1984) - по мнению С. Куняева, - «попытка понять русскую народную натуру, тайну ее живучести, попытка поглядеть на нее трезво, а порой и беспощадно, но для того, чтобы окончательно уверовать в ее будущее».

Поэтическая система Коротаева близка народной песне и романсу. Кор отаев умело использует прием повторов, фольклорную метафоричность. Коротаев широко вводит в поэтический язык разговорную речь. Его стихам присуща поэтика контрастов: любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло. В последние годы жизни его стихи овеяны болью за человеческую нищету, страдания, нищету и распад страны. Поэзия н. 1990-х - «это соприкосновение чуткой души поэта с горевыми вздохами всего российского народа. Это гнев и отрезвление от речей лукавых властителей» (А. Романов).

На слова Коротаева написаны песни «Девичья лирическая», «Марш металлургов», «Песенка о Вологде», «Матери рождают не солдат…». Коротаев обращался и к эпическим жанрам. В основе поэмы «Славянка» (1972) - легенда о спасении в годы войны памятника ценой жизни нескольких русских женщин.

На памятнике поэту в Вологде начертаны слова, которые можно считать его творческим завещанием: «Но Русь была, и есть, и будет / При нас, до нас и после нас!»

Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках. В 1963 закончил историко-филологический факультет Вологодского педагогического института. Работал в газете «Вологодский комсомолец». В 1962 в Вологде вышла первая книга стихов «Экзамен», в 1965 - книга «Мир, который люблю». В разных издательствах с 1962 по 1991 вышла 21 книга стихотворений.

В 1973-1978 Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию.

Коротаев - самобытный представитель т. н. «тихой лирики», «вологодской школы» 1960-70-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А. Яшин, А. Передреев, А. Прасолов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, А. Романов. Главная тема творчества Коротаева - любовь к большой и малой Родине, кровная связь с Отечеством. Коротаева волнует судьба России, им движет чувство неразрывной связи с миром деревни, с родной землей и людьми, которые трудятся на ней. Коротаев раскрывает внутренний мир простых тружеников - крестьян, солдат. «Поэтический характер в поэзии Коротаева многосторонен. В нем юношеская жесткость и сознание долга, и проникновенная нежность, неуемность и бескомпромиссность чувств (особенно свойственные стихам о любви)» (В. Оботуров). «Ранний Коротаев - тонкий бытописатель, знаток народных обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах - зоркость художественного видения, подлинный юмор, точность языка, естественность жизненных ситуаций» (И. Федоров).

В 1970-80-е в поэзии Коротаева нарастает чувство гражданской ответственности за родину, за поэзию, за судьбу народа. Все ощутимее становится тревога, звучит зов о неотложной помощи гибнущим деревням и вековой, связанной с ними культуре. «Притяжение» (1976), как и др. книги этого периода, - это дневник, исповедь взволнованной души, мучающейся, плачущей, жаждущей радости и откровений. Один из главных уроков поэзии Коротаева - «желание быть, а не казаться» (В. Харчев). Книга «Вечный костер» (1984) - по мнению С. Куняева, - «попытка понять русскую народную натуру, тайну ее живучести, попытка поглядеть на нее трезво, а порой и беспощадно, но для того, чтобы окончательно уверовать в ее будущее».

Поэтическая система Коротаева близка народной песне и романсу. Коротаев умело использует прием повторов, фольклорную метафоричность. Коротаев широко вводит в поэтический язык разговорную речь. Его стихам присуща поэтика контрастов: любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло. В последние годы жизни его стихи овеяны болью за человеческую нищету, страдания, нищету и распад страны. Поэзия н. 1990-х - «это соприкосновение чуткой души поэта с горевыми вздохами всего российского народа. Это гнев и отрезвление от речей лукавых властителей» (А. Романов).

На слова Коротаева написаны песни «Девичья лирическая», «Марш металлургов», «Песенка о Вологде», «Матери рождают не солдат…». Коротаев обращался и к эпическим жанрам. В основе поэмы «Славянка» (1972) - легенда о спасении в годы войны памятника ценой жизни нескольких русских женщин.

На памятнике поэту в Вологде начертаны слова, которые можно считать его творческим завещанием: «Но Русь была, и есть, и будет / При нас, до нас и после нас!»

Коротаев Viktor Korotaev Карьера: Поэт
Рождение: Россия, 8.1.1939
Коротаев Виктор Вениаминович (8.01.193918.05.1997), поэт. Родился в Вологде. Детство, совпавшее с годами войны, провел в д. Липовицы Сокольского р-на Вологодской обл. Бабушка привила Коротаеву любовь к народному творчеству, родной деревне. Мальчик рано приобщился к чтению. Начал систематически писать стихи с 14 лет.

Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках. В 1963 закончил историко-филологический факультет Вологодского педагогического института. Работал в газете Вологодский комсомолец. В 1962 в Вологде вышла первая книжка стихов Экзамен, в 1965 книжка Мир, тот, что люблю. В разных издательствах с 1962 по 1991 вышла 21 книжка стихотворений.

В 19731978 Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию.

Коротаев самобытный агент т. н. тихой лирики, вологодской школы 196070-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А. Яшин, А. Передреев, А. Прасолов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, А. Романов. Главная задача творчества Коротаева влюбленность к громадный и малой Родине, кровная связь с Отечеством. Коротаева беспокоит фатум России, им движет ощущение неразрывной связи с миром деревни, с близкий землей и людьми, которые трудятся на ней. Коротаев раскрывает внутренний мир простых тружеников крестьян, боец. Поэтический нрав в поэзии Коротаева многосторонен. В нем юношеская жесткость и рассудок долга, и проникновенная нежность, неуемность и бескомпромиссность чувств (в особенности свойственные стихам о любви) (В. Оботуров). Ранний Коротаев тоненький бытописатель, знаток народных обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах зоркость художественного видения, настоящий прикол, пунктуальность языка, естественность жизненных ситуаций (И. Федоров).

В 197080-е в поэзии Коротаева нарастает ощущение гражданской ответственности за родину, за поэзию, за судьбу народа. Все ощутимее становится напряженность, звучит зов о неотложной помощи гибнущим деревням и вековой, связанной с ними культуре. Притяжение (1976), как и др. книги этого периода, это дневник, исповедь взволнованной души, мучающейся, плачущей, жаждущей радости и откровений. Один из главных уроков поэзии Коротаева возделение быть, а не казаться (В. Харчев). Книга Вечный костер (1984) по мнению С. Куняева, попытка раскумекать русскую народную натуру, тайну ее живучести, попытка посмотреть на нее трезво, а порой и беспощадно, но для того, чтобы решительно уверовать в ее будущее.

Поэтическая организация Коротаева близка народной песне и романсу. Коротаев умело использует прием повторов, фольклорную метафоричность. Коротаев просторно вводит в поэтический язык разговорную речь. Его стихам присуща поэтика контрастов: влюбленность и ненависть, существование и кончина, добро и зло. В последние годы жизни его вирши овеяны болью за человеческую нищету, страдания, нищету и распад страны. Поэзия н. 1990-х это соприкосновение чуткой души поэта с горевыми вздохами всего российского народа. Это гнев и отрезвление от речей лукавых властителей (А. Романов).

На слова Коротаева написаны песни Девичья лирическая, Марш металлургов, Песенка о Вологде, Матери рождают не солдат. Коротаев обращался и к эпическим жанрам. В основе поэмы Славянка (1972) сказка о спасении в годы войны памятника ценой жизни нескольких русских женщин.

На памятнике поэту в Вологде начертаны слова, которые не возбраняется считывать его творческим завещанием: Но Русь была, и есть, и будет / При нас, до нас и после этого нас!

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Навдуш Viktor Navdush

Российский поэт. Член Союза писателей России, дипломант Литературного конкурса имени К. М. Нефедьева.

Виктор Пицман Viktor Pitzman

Родился 9 августа 1951 года на Украине, недалеко от Одессы, в селе Каменка Беляевского района. Село до войны и некоторое время после называлось..

(8.01.1939 – 18.05.1997)

Родился в Вологде. Детство, совпавшее с годами войны, будущий поэт провел в д. Липовицы Сокольского района Вологодской обл. Бабушка привила Виктору любовь к народному творчеству, родной деревне. Мальчик рано приобщился к чтению. К. начал писать стихи с 14 лет. Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках. В 1963 окончил историко-филологический ф-т Вологодского педагогического института. В 1963-65 служил в армии в Заполярье. Работал в газ. «Вологодский комсомолец». В 1962 в Вологде вышла первая книга стихов «Экзамен». В 1965 после выхода книги «Мир, который люблю» принят в СП СССР.

В 1969 вышли 3 поэтических сб. Коротаева: «Мальчишки из далеких деревень» и «Жребий» – в Москве, «Липовица» – в Архангельске. В 1969-71 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве.

Со временем творчество Коротаева получило всероссийскую известность. С 1962 по 1991 вышла 21 книга стих. В 1973-78 Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию, много лет был членом редколлегии ж. «Север». Провел около 5000 творческих встреч с читателями. Руководил лит. Объединениями Вологодской обл. В 1992-97 возглавлял издательскую фирму «Вестник», выпустившую около 30 книг. Лауреат лит. Премий им. А. Яшина, Н. Островского, А. Фадеева (1973, за поэму «Славянка»). Награжден орденом «Знак Почета» (1989).

Коротаев – самобытный представитель т.н. «тихой лирики», «вологодской школы» 1960-70-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А. Яшин, А. Передреев, А. Прасолов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, А. Романов. Главная тема творчества Коротаева – любовь к большой и малой Родине, ощущение кровной связи с Отечеством. Им движет чувство неразрывного единства с миром деревни, с родной землей и людьми, которые трудятся на ней. «Поэтический характер в поэзии Коротаева многосторонен. В нем юношеская жесткость и сознание долга… проникновенная нежность, а вместе с тем неуемность и бескомпромиссность чувств (особенно свойственные стихам о любви)» /Оботуров В. Всегда, Россия, о тебе…// Север. 1969. № 12. С.122). Любовная лирика Коротаева отличается повышенной эмоциональностью. Ранний Коротаев – «тонкий бытописатель, знаток народных обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах привлекали зоркость художественного видения, подлинный, пусть несколько грубоватый, юмор, точность языка, естественность жизненных ситуаций» (Федоров И. Нет у меня иного счастья… // Север. 1980. № 5. С.123). В то же время в первых сб. поэта критики отмечали некоторую декларативность, излишний публицистический пафос.

Постепенно от пейзажных зарисовок и бытовых сценок поэт приходит к жизни души, предстает как психолог, способный запечатлеть самые тонкие нюансы нравственных переживаний. В зрелом творчестве Коротаева все чаще возникает образ совести, выражающий остроту самонедовольства и самоосуждения поэта («Дышу, словно каюсь, что раньше – увы! / Тщеславно и шумно любил я Отчизну»). Перед родной природой он «кается в душевной глухоте и жестокости… в ней же ищет он утешения и очищения» (Перцовский В. – С.118) В стих. «Не лукавлю пред собой, как прежде…» поэт, некогда «закаленный партиец», перед лицом вечности отвергает как ложную мысль о конечности человеческой души, утверждается в вере и бессмертие: «Но душе / Не хочется на свалку, / Ей повыше бы место / подыскать» («Единство». С. 74). В поэзии Коротаева усматривали влияние С.Есенина, М.Лермонтова, Н.Рубцова.

Коротаев обращался и к эпическим жанрам. В основе поэмы «Славянка» (1972) – легенда о спасении в годы войны памятника ценой жизни нескольких русских женщин.

В 1970-80-е все ощутимее становится тревога за судьбу гибнущих деревень и вековой, связанной с ними культуры. «Притяжение» (1976), как и др. книги этого периода, - это исповедь взволнованной души, мучающейся, плачущей, жаждущей радости и откровений. Один из главных уроков поэзии Коротаева – «желание быть, а не казаться» (Харчев В. Монологи Виктора Коротаева // Север. 1978. № 3. С. 120)). Книга «Вечный костер» (1984) – «попытка понять русскую народную натуру, тайну её живучести, попытка поглядеть на неё трезво, а порой и беспощадно, но для того, чтобы окончательно уверовать в её будущее» (Куняев С. Земная душа).

Поэтическая система Коротаева близка народной песне и романсу. Коротаев умело использует прием повторов, фольклорную метафоричность, широко вводит в поэтический язык разговорную речь. Его стихам присуща поэтика контрастов: любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло. Чтобы привлечь внимание читателя, К. подчас устранял излишнюю благозвучность рифм, любил игру интеллекта, меткость и ясность мысли. «Живое, энергичное, грубоватое ощущение жизни и языка согревается изнутри задушевной лирической волной» (Перцовский В. – С.119).

Стихи этого периода овеяны болью за человеческую нищету, страдания, нищету и распад страны. Поэзия начала 1990-х – «это соприкосновение чуткой души поэта с горевыми вздохами всего российского народа. Это гнев и отрезвление от речей лукавых властителей» (Романов А. Дума о Викторе Коротаеве // Красный Север. Вологда, 1998. 16 мая). К. волновало положение русского поэта. Одно из последних стих. «За ржавою оградой…» (1997) – вера в необходимость поэтического слова в эпоху безвременья и смуты: «Звереет ветер с полюса, / У птиц сплошные тризны. / Но не теряют голоса / Певцы родной Отчизны».

На слова В. Коротаева написаны песни «Девичья лирическая», «Марш металлургов», «Песенка о Вологде», «Матери рождают не солдат…».

Коротаев – автор книг прозы «На свидание: Повести и рассказы» (м., 1978) и «Стояли две сосны» (Архангельск, 1984). Главные герои его рассказов – деревенские старики и старушки – характеры выносливые, несущие в себе духовный свет незаметного подвига жизни. В книге «Козырная дама: Почти документальная повесть с эпилогом о том, как убили поэта Н.М.Рубцова» (1991) Коротаев отразил последние годы жизни поэта, привел документы из закрытого судебного процесса над убийцей Рубцова.

«Его голос, – пишет о Коротаеве Е.Степаненко в статье «Тяжелый хлеб едят поэты…», –солнечный и звонкий, то бесшабашно-разудалый, то грустно-приглушенный, иногда сдержанно-напряженный, а порой и набатный, но всегда искренний, проникновенный, сохранивший выразительность и колоритность языка простого русского народа, - не затерялся в поэтическом многоголосии» (Север. 1981. № 11. С. 128). На памятнике поэту в Вологде начертаны слова, которые можно считать его творческим завещанием: «Но Русь была, и есть, и будет / При нас, до нас и после нас!»

А.М. Любомудров

Награды, звания

Премия Вологодской областной комсомольской организации 1972 г. в области литературы и искусства за поэму «Славянка» и сб. «Стихи» (1972).

Звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1997).

Произведения

«Экзамен: Стихи» (Вологда, 1962); «Мир, который люблю» (Архангельск, 1965); «Липовица: Стихи». (Архангельск, 1969); «Жребий: Стихи» (Москва, 1969); «Мальчишки из далеких деревень: Стихи» (Москва, 1969); «Стихи и поэмы» (Вологда, 1972); «Славянка: Стихи и поэма» (Москва, 1972); «Притяжение: Стихи» (Вологда, 1976); «Солнечная сторона: Стихи» (Москва, 1975); «На свидание: Повести и рассказы» (Москва, 1978), «Чаша: Стихи и поэмы» (Москва, 1978); «Перекаты: Кн. новых стихотворений» (Архангельск; Вологда, 1980); «Пока звезда не закатилась» (Москва, 1982); «Прекрасно однажды в России родиться: Стихи» (Архангельск; Вологда, 1982); «Вечный костер: Избранное» (Москва, 1984); «Третий гудок: Стихи» (Москва, 1987); «Караульная сопка: Стихотворения и поэма» (Москва, 1984); «Стояли две сосны: Повесть» (Архангельск, 1984); «Святыня: Стихотворения и поэма» (Архангельск, Вологда, 1988), «Козырная дама: (Почти докум. повесть с эпилогом о том, как убили поэта Н.М.Рубцова)» (Вологда, 1991); «Единство: Стихотворения и поэма» (Москва, 1991); «Мать: Антол. стихотворений рус. и сов. поэтов о матери» (Вологда, 1992); «Неотложность: Стихи» (Вологда, 2000); «По старой памяти и дружбе» (Вологда, 2002).

Виктор Коротаев. Автобиография (скачать)

О творчестве Виктора Коротаева

Владимир Кудрявцев. «Я Вас давно люблю, Россия…» (скачать)

Александр Романов. Жажда бытия (скачать)

Любим Поздняк. Захлебнулась туманом округа... (скачать)

Плюсануть