Структура и формы самосознания. Самосознание в структуре личности Что такое самосознание человека

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Человек же подчиняет свою жизнедеятельность собственной воле и сознанию. Он сам выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, своих действий и поведения. Он субъективно переживает фактор времени, свое прошлое и настоящее, может представлять свое будущее.

Самосознание динамично, находится в развитии. На это обращал внимание А. Леонтьев, когда подчеркивал, что следует различать «знание о себе и осознание себя»:

«Знания о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознанных чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело - самосознание, осознание своего «Я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности».

Что касается взглядов на механизмы генезиса самосознания, то здесь наблюдаются расхождения. Вот некоторые из них:

  • самосознание первично для человека и обусловлено в значительной степени генетически. Ребенок постепенно узнает себя в самом себе, в окружающем его мире, отмечает свои отличия от других, приобретает способность самостоятельно поддерживать устойчивость своих личностных качеств, т.е. формирует сознание;
  • самосознание не является самостоятельным процессом. Сознание и самосознание формируются одновременно, и их автономное существование невозможно. Осознание внешнего мира и себя - единый процесс, возникающий в результате синтеза самоощущений и ощущении элементов объективного мира. В развитии самосознания наблюдаются те же периоды, что ив развитии знаний человека об объективном мире: элементарные самоощущения - самовосприятие - самопредставления - мнения и понятия о себе. Далее этот процесс переходит на более высокий, рефлексивный путь развития самосознания, при котором место ощущений занимают процессы самоосмысления в понятийной форме. Становление самосознания обеспечивается общественно-культурным фактором, взаимодействием человека с другими людьми в сфере деловых и межличностных отношений.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.
Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях; самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (Л. Л. Рубинштейн), согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат развития сознания.

«Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности...»

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (Зинченко В. П.). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым полушарием.

Существует взгляд на развитие самосознания как на многоуровневый процесс. Так, иногда здесь выделяют четыре уровня (по Л. Столяренко):

  • непосредственно-чувственный (уровень простейшего самопознания, обеспечивающего самоощущение процессов в организме, психических состояний);
  • личностный (уровень переживаний о себе как личности, которой присущи сильные и слабые стороны);
  • интеллектуально-аналитический (уровень осознания содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);
  • целенаправленно-деятельный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение через самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение).

В. Мерлин считает, что формирование самосознания осуществляется в четыре этапа :

  • осознание индивидом отличия себя от остального мира;
  • осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  • осознание своих психических свойств;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение.

При всем различии взглядов в динамике самосознания просматривается и общее - усиление роли социальной составляющей.

Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:

  • когнитивный, отражающий самопознание индивида;
  • эмоциональный, выражающий его еамоотиошение (самооценку);
  • поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

К основным функциям самосознания можно отнести:

  • формирование себя как неповторимой личности (приобретение собственного образа «Я»).
  • самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности.

Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
  2. осознание своей активности - «Я, управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя :

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня :

  • непосредственно-чувственный уровень - самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;
  • целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
  • рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень - осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
  • целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на. противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления «самости* на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я», Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо их различать - принято называть первую сторону личности «Я», а вторую - «самостью». Различие между «Я» и «самостью» относительно. «Я» является наблюдающим началом, «самость» - наблюдаемым «Я».

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека :

  1. отношение к себе;
  2. отношение к другим людям;
  3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

  1. эгоцентрический уровень отношений - отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то это хорошие люди»);
  2. группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он - хороший»);
  3. просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть»; «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»);
  4. эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому человеку»).

Нарушения самосознания

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание.

Существуют специфические расстройства самосознания:

  • деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;
  • расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал «Я» обладало памятью, индивидуальностью, утверждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;
  • нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;
  • крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.

Осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения , вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом , сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения . Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие « » происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину :

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного « » как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически , но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание - получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Седна
  • Московский метрополитен

Смотреть что такое "Самосознание" в других словарях:

    самосознание - самосознание … Орфографический словарь-справочник

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу … Философская энциклопедия

    самосознание - см. Я концепция. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. самосознание … Большая психологическая энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, самосознания, мн. нет, ср. Ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде. «Классовое самосознание рабочих есть понимание рабочими того, что единственное средство улучшить свое положение и … Толковый словарь Ушакова

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения … Современная энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения … Большой Энциклопедический словарь

    Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей … Психологический словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … История Философии: Энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … Новейший философский словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, я, ср. Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. Классовое с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    самосознание - сущ., кол во синонимов: 1 понимание (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Самосознание культуры и искусства. Западная Европа и США , Гальцева Р.. Книга включает труды западных мыслителей, сохраняющие актуальное значение для современной философии культуры. В ней представлены работы О. Шпенглера, Й. Хёйзинги, М. Хайдеггера, К. Юнга, М.…

Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом самосознания служит собственная личность как субъект деятельности.

Самосознание – необходимое условие самосознания личности. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом в практической и теоретической деятельности, «Я» само формируется в ней.

Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, познавая себя как субъекта, называет своим «Я». Я - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.

Самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая в себя то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются все новые формы бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл всех задач, которые он разрешает в жизни.

В.С.Мерлин Самосознание Функции самосознания

В изложенном ранее мы рассматривали личность под углом зрения ее деятельности. Определяя само понятие личности и ее отличительные признаки, руководствовались тем, какую роль она играет в деятельности человека. Точно так же и все основные закономерности личности мы выясняли на основе ее проявлений в деятельности. Только таким путем и может быть рассмотрена объективная функция личности в общественной жизни.

Но при этом способе рассмотрения мы познаем личность такой, какой она является для других: для общества, для коллектива, для окружающих людей. Однако, человек – личность не только для других, но и для себя. Он осознает себя как личность, отдает себе отчет в том, что является субъектом, активным деятелем. Это свойство человека осознавать, сто он является субъектом деятельности и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой, мы называем самосознанием.

Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом предметного сознания является объективная действительность. Обозначая словом предметы и создавая образы предметов и явлений, человек отдает себе отчет в том, что именно отражается в настоящий момент или отразилось в прошлом в его психике. Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности.

Как предметное сознание, так и самосознание – необходимые условия существования личности. Предметное сознание необходимо пот ому, что субъектом деятельности человек может быть только тогда, когда он осознает поставленную цель и представляет себе конечный результат деятельности, когда он осознает пути, средства и условия достижения этой цели. Вместе с тем, субъектом деятельности человек является только тогда, когда свои отношения к действительности он осознает с большей или меньшей полнотой и адекватностью, с большей или меньшей степенью ясности как «мои отношения». К.Маркс характеризовал самосознание как «мое отношение к моей среде».

Генетически предметное самосознание первично а самосознание вторично. Предметное сознание появляется уже на первом году жизни ребенка, например, в узнавании и воспроизведении отсутствующих предметов. Самосознание с достаточной надежностью обнаруживается лишь в 2,5 – 3 года в употреблении личных местоимений, в стремлении к самостоятельности, негативизме и проч. Во всем дальнейшем развитии личности развитие отношений личности так, как они проявляются в деятельности, опережает отражение этих отношений в самосознании. В ролевой игре ребенок-дошкольник уже является личностью для других, активным деятелем, выполняющим определенную социальную роль. В игровой роли ребенок проявляет определенные и устойчивые свойства и отношения личности, например, властность или подчиненность, агрессивность или отзывчивость. Но осознание себя как личности так же, как и осознание определенных свойств своей личности возникает гораздо позднее. Кроме того, самосознание отражает свойства личности далеко не с абсолютной полнотой и точностью. Человек не отдает себе полного и ясного отчета во всех тех свойствах своей личности, которые объективно определяют его действия и поступки.

Точно так же и функциональное самосознание вторично по отношению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности. Это значит, что в психологической характеристике личности главное и определяющее значение имеет не самосознание, а отношения личности, понимаемые как системы мотивов, направляющие действия и поступки человека.

Однако, хотя генетически и функционально самосознание вторично по сравнению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности, в процессе развития все более возрастает его детерминирующее значение. Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемых нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Мы ищем пути для преодоления этих противоречий. Руководствуясь своим самосознанием, мы формируем своими действиями и поступками новые свойства личности. В зависимости от уровня самосознания мы в состоянии создавать свою личность своими действиями и поступками. Чем старше ребенок, тем большую роль в развитии его личности играет самосознание.

Не меньшую роль приобретает самосознание, определяя успех деятельности. Рассмотренные выше пути приспособления к деятельности на определенной ступени развития личности обусловлены в той или иной степени участием самосознания. Так, прежде всего, выбор деятельности, соответствующий свойствам личности и индивидуума человека, зависит от правильного осознания этих свойств и их места в структуре личности. Формирование индивидуального стиля, при помощи которого преодолевается противоречие свойств индивидуума требованиям деятельности, совершается успешнее всего тогда, когда человек отдает себе ясный отчет в том, какие способы и приемы действия наиболее соответствуют его психическим свойствам. В тех случаях, когда успешность приспособления зависит от изменения уровня притязаний, существенное значение приобретает адекватное осознание своих возможностей.

Физические и психические свойства человека- одна из могущественных сил, которыми пользуется человек. Чтобы заставить природу служить своим целям, человек должен не только познать и использовать собственные законы природы, как об этом писал Ф. Энгельс, он должен познать и использовать законы своей собственной личности. В этом и заключается одна из важнейших функций самосознания. Таковы основные функции самосознания – развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально- нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Обе эти функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, то есть предметным сознанием. Лишь в той степени, в какой человек осознает закономерности общественной жизни, он в состоянии правильно осознать социально-нравственную ценность своей личности. Лишь в той степени, в какой человек правильно осознает социальные и природные условия, в которых он действует, он в состоянии правильно использовать в своей деятельности осознанные им свойства своей личности. Наконец, полное и адекватное осознание свойств своей личности возможно лишь в той степени, в какой известны физиологические условия и социально-психологические закономерности человеческой личности вообще.

Чем выше ступень развития личности, тем в большей степени ее действия и поступки, а также избранный ею жизненный путь обусловлены самосознанием. О личности мы действительно не вправе судить по тому, что она думает о себе. Но если человек правильно думает о себе, его самосознание адекватно отражает подлинные свойства личности и если столь же адекватно его мировоззрение отражает закономерности природы и общества, то мы вправе предсказать, что он внесет наибольший вклад в преобразование природы и общества и совершенствование собственной личности.

Из кн.: Структура личности: характер, способности, самосознание. Уч. пос. к спецкурсу. Пермь. 1990. Гл.4. с.81-84.

С.Л.Рубинштейн

Психология

    Психология как наука. Предмет психологии. Методы исследования и обоснование их использования в психологии.

Термин появился в 16 веке (психологические явления, обнаружение в результате самонаблюдения) → сфера в 18-19 веке расширилась → самостоятельная и экспериментальная область научных знаний.

Психология – научное исследование поведения и внутренних процессов и практическое применение получаемых знаний (Столяренко).

Предмет психологии психика человека и животных, включающая в себя многие сознательные явления (познавательные процессы, психические свойства и состояния личности, общение и поведение) и психические явления; условия возникновения, факторы и закономерности развития, особенности проявления.

Этапы становления предмета психологии:

Научный этап

Античность, средневековье, эпоха возрождения (психология существовала как знание о душе, но не как наука, это учение объединяло в себе философские и естественно-научные концепции мировоззрения(«Трактат о душе» -Аристотель.

    Идеалистический подход – Платон – душа после тела возвращается в мир идей.

    Материалистский подход - Демокрит. Душа состоит из атомов, после распада атомов умирает душа. Аристотель считается основоположником психологии, 3 вида душ – растительная, животная, разумная.

В 17в. Рене Декарт открывает условно рефлекторные механизмы, все реакции человека закономерны и вызваны каким-либо внешним воздействием.

Этап зарождения научной психологии

1879г – год зарождения научной психологии. Отец науч.психологии Вильгельм Вундт. город Лейпциг-первая экспериментальная психологическая лаборатория. Вундт открыл правило проведения эксперимента. Предметом изучения психологии предложил считать сознание. Свойство психики, проявляющееся в сосредоточении на каких-либо объектах и познании этих объектов. Кроме эксперимента сознанием можно изучать методом интроспекцией – наблюдение за своими переживаниями, самонаблюдение.

Этап психологического кризиса и попытки его разрешить (середина 20века)

Появилась позиция, что предметом психологии должно стать поведение человека – америанский подход.

Зигмунд Фрейд (европейский подход) в качестве предмета психологии рассматривал бессознательное.

Отечественный подход предметом психологии должна стать психическая деятельность.

Современный этап (конец 20в)

Предметом психологии является психика.

Психика свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности (Маклаков). Функции психики: (1. Регуляция активности поведения: адаптация к среде, преобразование окружающего мира; 2. Познавательная; 3.коммуникативная(взаимодействие с другими организмами и объектами окр.среды).

Психические явления – факты внутреннего, субъективного опыта (Гиппенрейтер).

Психические явления

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

Познавательные

Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь

Угнетенность

Бодрость

Уныние и др.

Направленность

Темперамент

Способности

Характер

Мастерство

Эмоциональные

Возбуждение, радость, негодование, злость и др.

Волевые

Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.

Гиппенрейтер – психология возникла на стыке естественных наук и философии, существует житейская и научная психология.

Столяренко – этапы становления психологии:

    Психология как наука о душе;

    как наука о сознании (основной метод – самонаблюдение и описание фактов);

    как наука о поведении (XX в. задача ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть – поведение, поступки человека);

    как наука изучающая общественные закономерности, проявления и механизмы психики. (1879г. Вундт, 1885г. Бехтерев).

Задачи психологии:

      научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

      научиться управлять ими;

      использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

      быть теоретической основой практики психологической службы.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования ЦНС. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.

Методы исследования в психологии по Б.Г.Ананьеву:

организационные

эмпирические

Методы обработки результатов

Интерпретационные методы

Сравнительный (метод срезов),

Комплексный предполагает изучение псих.явлений, спец.разного профиля,

Лонгитюдный-когда псих.особенности изучаются на протяжении длит.времени

М-д наблюдения, эксперимент;

Беседа – получение инфо в процессе реального спец. Организованного вербального взаимодействия

Интервью – перечен вопросов, выстроенных в определенной послед., на которые испытуемый дает устный ответ;

Анкетирование – письменное интервью отличается только формой.

Анкета, беседа, интервью – диалогический м-д;

Биографический м-д – анализ истории жизни еловека, через описание его поведения в определ. Жизненных ситуациях. Праксимметрический м-д- исследование продуктов деятельности человека, структура деят-ти, особенности распределения времени.

Диагностические - Тесты, опросники. Особенность: измерительная направленность, требует неизменности в тексте. Проективный метод – метод глобальной оценки личности, основанный на механизме проекции (перенос желаний, характер, ценность всего жизненного опыта на нейтральный и стимульный материал).

Методы количественной обработки – статистический анализ, формулы индексы, построение графиков;

Качественные – анализ индивидуального случая, проективный анализ

Структурный метод – через составные части, компоненты.

Генетический метод – явление изучается через этапы его формирования или через нахождение причинно-следственной связей.

Наблюдение – целенаправленное, специально организованное восприятие психической жизни человека в естественных условиях. Главным объектом наблюдения яв-ся не психика, а поведение

Эксперимент – метод изучения психики, заключающийся в активном замешательстве экспериментатора в реакции испытуемого; варьировании объективных и субъективных условий и их влияния на поведение человека. Главным в эксперименте яв-ся предложении в решении каких-либо задач.

Объективное (со стороны) и субъективное(самонаблюдение);

Включенное наблюдение(та же деят-ть наблюдателя за наблюдаемым), невключенное (наблюдатель только наблюдает);

Наблюдение сплошное (фиксируется все проявления человека – речь, внешний вид, мимика,жесты, движения, расположение в пространстве) и выборочное (фиксируются 1-2 элемента)

Наблюдение формализованное (заранее по осознанной схеме, де указаны все признаки, за к-ми надо наблюдать) и неформализованное (без спец.схемы)

Естественный - Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит.

Лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными - как зависимыми, так и независимыми.

формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств.

Констатирующий экс­перимент - это эксперимент, устанавливающий наличие како­го-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным.

Явный эксперимент - испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.

Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.

Скрытый эксперимент - испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.

2. Категория «самосознание» в психологии. «я-концепция» как интегральная характеристика самосознания.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание "я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г.Спиркин дает следующее определение: " самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней ".

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода "духовный свет, обнаруживающий и себя и другое ".

Основным значением самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать "просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или "Я-концепции”.

Самосознание включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3. Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение.

Самосознание - это сложная психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития: 1. «сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет; 2. «сознание Я» (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности; 3. осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах); 4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах: 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. 2 . Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта. 3 . Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения. Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий.

    Самооценка и уровень притязаний личности. Условия изменения самооценки и уровня притязаний.

Самооценка является формой самосознания. Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Человек выступает для себя как объект познания. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. В структуре самооценки выделяют 2 компонента: 1.Когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение и умозаключение.2. Эмоциональный – отношение к себе «удовлетворенность», раскаянье, одобрение. Важной основой самооценки являются принятые в обществе соц. и нравственные нормы, традиции, обычаи.

Виды самооценки:

1)завышенная (формирование самоуверенности, высокомерия, некритичности),

2)заниженная (робость, замкнутость, неверие в свои силы),

3)адекватная (благоприятное эмоциональное состояние, стимулирование деятельности вселяет уверенность в достижение цели).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний (УР) личности, который проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой (как реализация самооценки), на которые претендует. Если достигает – переживает успех, если нет – переживает неуспех.

В УП /Мерлин/ выделяют 3 взаимосвязанных стороны:

1.Та степень трудностей задач, которую человек ставит перед собой, считает, что справится с ней,

2.Степень расхождения между достигнутым и задуманным,

3.Та степень трудности задач, которая приносит человеку удовлетворение.

Условия изменения УП:

1.УП зависит от силы мотивов (чем сильнее мотив, тем выше УП),

2.Положительное отношение личности в целом к достижению поставленной цели,

3.УП зависит от степени риска (чем выше риск, тем выше УП),

4.Зависит от социальных норм достижений: а)официальной группы, б) референтной,

5.От самооценки (чем выше самооценка, тем выше УП),

6.От свойств личности: направленность на себя, направленность на взаимодействие, направленность на задачу.

УП - переживание успеха или неуспеха – зависит от различных свойств личности, от социальных норм достижений различных групп, от силы мотива, условий обучения и воспитания. Чтобы изменить УП, нужно учитывать не какое-то одно условие, а сразу несколько, в комплексе воздействовать на изменение.

Самооценка зависит от особенностей темперамента: преувеличенная самооценка и самоуверенность характерны для нетревожных, сангвиников и экстравертов. Самооценка зависит от темперамента, условий воспитания и обучения. На основе «Образа Я» формируется самопринятие и самоуважение. Самоуважение = успех  УП (Джеймс). Постоянное неудовлетворение УП (неуспех, переживание неудовлетворенности собой) может привести к состоянию фрустрации, которое может проявляться негативными эмоциями.

    Внимание как процесс организации психической деятельности. Свойства, виды, функции внимания, механизмы реализации функций. Методы и методики изучения внимания.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Свойства внимания - объем, сосредоточенность (концентрация), распределение, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Устойчивость внимания - общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15-20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Виды внимания

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное)- непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Непроизвольное внимание- это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание (активное или волевое ). Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снижается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольиое внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания. Люди с инертной нервной системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания.

Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке.

Функции внимания :

1. Первая функция внимания – активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов.

2. Вторая функция внимания – способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации.

3. Третья функция внимания - обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Расстройства внимания выявляются как во время беседы с пациентом (отвлекается на посторонние раздражители, не может сосредоточиться на теме беседы, быстро утомляется), так и в ходе специального психодиагностического исследования. Методики для специального психодиагностического исследования внимания можно разделить на психофизиологические и патопсихологические. К психофизиологическим методикам исследования внимания относятся методики, использующие специальную аппаратуру, в частности тахистоскопические установки, аппараты "Мнемотест", "Ритмотест" и др. При помощи этих аппаратов можно наносить кратковременные, с определенной экспозицией, зрительные (в виде цифры, фигур, слов и т.п.) (тахистоскоп, "Мнемотест") и звуковые ("Ритмотест") раздражения. Таким образом создаются условия для проверки отдельных свойств внимания - его устойчивости, объема, способности к переключению; кроме того, данные установки позволяют диагностировать состояние и иных психических функций - восприятия, памяти. Из патопсихологических методик исследования внимания наиболее известны и часто используются различные варианты корректурных проб, счет по Крепелину, отыскивание чисел по таблицам Шульте (в том числе Шульте-Горбова), ряд методик на переключение (методика М.С. Лебединского, чередование антонимов и синонимов, сложение с поочередно меняющимися слагаемыми, поочередное вычитание). Корректурные пробы. Совокупность различных вариантов определенных бланковых методик, исследующих степень концентрации внимания, его устойчивость, а также особенности его переключения (варианты методики с переключением).

5. Общее понятие ощущений и восприятия. Феномены взаимодействия сенсорных процессов. Свойства и закономерности восприятия. Апперцепция. (Немов Р.С – Психология; Дружинина В.Н-Психология.) МаклаковА.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия и ощущения.

Самая важная особенность восприятия заключается в том, что оно всегда отражает вещи, предметы, явления, а не отдельные лишь свойства и признаки их. Характернейшей особенностью восприятия является также называние воспринимаемых предметов или явлений, т.е. включение в процесс восприятия второй сигнальной системы.

Восприятие это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на наши органы чувств.

Сеченов объяснял восприятие предметов или пространства ассоциациями зрительных, кинестетических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение. В акте зрения при восприятии величины предметов, их удалённости и прочего зрительные ощущения всегда ассоциируются с мышечными. Действием определённых лекарственных веществ можно вызвать некоторое нарушение этих связей путём усиления или ослабления глазных мышц. При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение величины предметов).

Свойства восприятия

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие даёт целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Константность. Несмотря на значительную вариативность условий (освещённость, расстояние, положение в пространстве и т. п.), в которых происходит процесс восприятия, образы воспринимаемых нами предметов отличаются определённым постоянством (константностью) по форме, величине, цвету и т. п. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия . Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т. е. отнести его к определённой группе, классу, обобщить его в слово.

Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернила всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. (прошлый опыт, эмоции, чувства)

Структурность воспринимаются не отдельные ощущения, а их структура (фотография)

Классификация восприятия.

В основе классификации восприятия могут лежать различные основания. Это может быть различие в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестетические восприятия. Примером может служить восприятие мелодии.

В основе другого типа классификации лежат формы существования материи, т.е. то, что в действительности воспринимается. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, восприятие человека человеком.

Еще одним основанием для классификации восприятий может быть форма психической активности. Тогда различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей -воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. В этом случае говорим о наблюдении.

Сложные формы восприятия

Восприятия пространства, времени, движения, восприятие человека человеком - сложные формы восприятия, они опираются на целые системы совместно работающих анализаторов и могут протекать на разных уровнях. Овладение этими формами восприятия требует обучения и практики. (зрительные иллюзии, галлюцинации)

Краткая характеристика ощущений.

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.

Ощущение простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Значение ощущений.

1. Ощущение – это первый, самый элементарный, но не единственный источник познания. Иначе, как через ощущения мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения материи ничего узнать не можем. (Ленин)

2. Ощущение необходимо для практической деятельности.

3.Ощущение необходимо не только для нормального функционирования, но и для нормального развития психики. При недостатке психики человек деградирует или погибает (т.е. по другому это явление называют - сензитивный голод).

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами.

Анализатор – это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты.

Общие свойства ощущений

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность (длительность) ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения.

Пространственная локализация (с какого места слышно).

Взаимодействие ощущений.

1.Интерференция – понижение чувствительности одного анализатора в результате действия раздражителя на другой анализатор).

2.Сенсибилизаци я - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями.

3. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно – слуховые синестезии, когда при действии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

Классификация ощущений.

Существуют различные подходы к классификации ощущений.

1. Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений,по принципу модальности таких как: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения (статико-динамические ощущения), обонятельные, вкусовые, общеорганические, или внутренностные (интероцептивные).

2. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой).

3. Генетический подход , предложенный английским неврологом Х. Хэдом . Генетическая классификацияпозволяет выделить два вида чувствительности:1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относят органические чувства (голод, жажда) и др. 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

4. Известный отечественный психолог Б.М. Теплов , рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: Экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами «проприоцептивные ощущения», Б.М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения.

Закономерности сенсорных процессов.

Закономерности ощущений:

1.Абсолютная чувствительность и ее пороги; 2. Разностная чувствительность и ее пороги различения; 3. Контраст ощущений; 4. Адаптация (полная, положительная, отрицательная); 5. Взаимодействие ощущений; 6. Интерференция.

Закономерности восприятия:

1.Целостность – соотношение фигуры и фона; 2. Зависимость восприятия целого и части и наоборот; 3. Осмысленность; 4. Предметность; 5. Константность; 6. Апперцепция; 7.Избирательность.

Самосознание личности — это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное «Я», а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом. Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека. В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно. Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:

1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.

2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.

3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.

4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).

5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.

6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.

Формирование самосознания личности

В подростковом и юношеском возрасте происходит формирование основ самосознания личности. Именно этот этап (от одиннадцати до двадцати лет) включает влияние на подростка собственного статуса среди ровесников, оценки общественной мысли, своей деятельности и соотношение реального «Я» с идеальным. Определяющими категориями формирования самосознания личности есть мировоззрение и самоутверждение субъекта.

Мировоззрение — это система целостных суждений человека о себе самом, окружающей действительности и о жизненных позициях и действиях людей. Оно основывается на опыте и знаниях, накопленных до этого периода, и придает деятельности осознанный характер.

Самоутверждение — это поведение человека, которое обусловлено повышением самооценки и поддержания желаемого общественного статуса. Метод самоутверждения зависит от воспитания, возможностей и индивидуальных умений конкретной личности. Человек может самоутверждаться как с помощью своих достижений, также и с присваиванием себе несуществующих успехов.

Среди других значимых категорий выделяют: осознание необратимости времени и смысла жизни; формирование полноценного самоуважения к себе; понимание личного отношения к интимной сенситивности (но тут существуют гендерные различия, обусловленные тем, что девушки развиваются физиологически раньше юношей); постижение любви как социально-психологического выражения.

Социальная роль — это устойчивая характеристика социального поведения, выражающаяся в выполнении моделей поведения, согласующаяся с нормами и собственными ожиданиями. Она сочетает ролевые ожидания и собственно исполнение роли.

Роль оказывает сильнейшее влияние на развитие индивида, так как именно социальное взаимодействие в значительной мере помогает приспособиться индивиду к жизни.

Социальным статусом называют положение человека в определенном обществе, которое включает ряд прав и обязанностей. Некоторые социальные статусы приобретаются при рождении, а другие целенаправленно достигаются на протяжении жизни.

Особенности самосознания личности

Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру. Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением). Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.

К основным функциям относят: самопознание – получение информации о себе; эмоционально-целостное самоотношение и формирование «Я»; самозащиту своей неповторимой личности; саморегуляцию поведения.

Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание. Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире. Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.

Главной особенностью и самым важным компонентом самосознания является образ «Я». Это сравнительно устойчивые и не всегда осознаваемые понятия человека о себе, в результате которых он взаимодействует с людьми. Этот образ выступает установкой непосредственно к своим действиям и включает три компонента: когнитивный, поведенческий и оценочный. Первый включает в себя понятие о своей внешности, способностях и социальной значимости. Второй компонент охватывает желание быть понятым и вызывать уважение и симпатии друзей, учителей или коллег. А третий объединяет собственное уважение, критичность и уничижение.

Существует еще идеальное «Я», которое обозначает желаемое видение себя. Этот образ присущ не только в юношеском, но и более зрелом возрасте. Изучение самооценки помогает определить степень деструктивности или адекватности «Я».

Самосознание и самооценка личности

Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.

Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.

Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.

Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.

У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.

Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.

Нравственное самосознание личности

Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.

Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.

Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.

А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.

Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.

Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими нравственными нормами. Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.