Двусоставное предложение с составным сказуемым. Односоставные и двусоставные предложения

Двусоставное предложение – тип простых предложений, предикативное ядро которых организуется двумя главными членами, которые называются терминами подлежащее (см.) и сказуемое (см.).

Подлежащее – главный член двусоставного предложения (см. ), занимающий позицию именительного падежа, отвечающую на вопросы кто? / что?, исходящие от сказуемого. С другой стороны, от подлежащего возможно задать вопросы к сказуемому: Что делает? Каков?, Кто такой?, Что такое?: В наиболее типичных случаях подлежащее выражается именем в именительном падеже или, будучи составным, включает в свой состав имя в именительном падеже. Подлежащее совместно со сказуемым образует предикативное ядро двусоставного предложения .

Простое подлежащее – тип подлежащего, представленного отдельной словоформой или фразеологизмом. Сегодня день очень холодный ; Такие тёртые калачи , этакие стреляные воробьи , вряд ли исправляются.

Составное подлежащее – тип подлежащего, представленного словосочетанием. Много народу собралось на площади ; Первый из вошедших громко поздоровался ; Около семидесяти человек вышли на субботник.

Морфологизованное подлежащее – тип подлежащего, выраженного именем в форме именительного падежа или включающего в свой состав имя в форме именительного падежа. На столе лежит – что? – книга ; В аудиторию вошли – кто? – две студентки .

Неморфологизованное подлежащее – тип подлежащего, не включающего в свой состав формы именительного падежа. Позицию именительного падежа, отвечающего на вопрос «кто / что?», может занимать не только имя в форме именительного падежа, но и любая другая форма. Ср.: Вдали раздалось – что? ау ; В этой ситуации не выгодно – что? – молчать ; Свыше десятка книг лежало (лежали ) на столе (на столе лежало / лежали – что? – свыше десятка книг ).

Сказуемое – главный член двусоставного предложения, обозначающий предикативный признак подлежащего, т.е. признак, охарактеризованный в модально-временном плане, т.е. в плане наклонения и времени.

Простое сказуемое – тип сказуемого, представленного отдельной глагольной словоформой (пишу, буду читать, ходил ), глагольным фразеологизмом (отвечать головой, открыть душу, дать волю слезам ) или аналитическим глагольно-именным словосочетанием (принимать участие, задать вопрос, нести службу ). Простое сказуемое может быть согласованным (см.) и несогласованным (см.), неосложнённым (см.) и осложнённым (см.).

Простое согласованное сказуемое – наиболее частотная разновидность простого сказуемого; такое сказуемое находится в различных типах согласования с подлежащим – формальном , условном , ассоциативном и семантическом . (О типах согласования см. тему «Согласование» в разделе «Учение о синтаксической связи».) Примеры: Глыбы льда проплывали мимо нас (формальное согласование); У конторысобралось за сотню мужиков (условное согласование); «Юманите» уже печатала подобный материал (ассоциативное согласование), Несколько книг лежали на столе (семантическое согласование).


Простое несогласованное сказуемое – тип простого сказуемого, представленного глагольными формами, не обладающими согласовательными категориями лица, числа, рода. Кто-то звяк в дверь; А он бежать ; Он гуляет, а я сиди дома.

Простое осложнённое сказуемое – тип простого сказуемого, в составе которого отмечаются: а) различного рода дублирования (прочитать-то прочитал, ждёт-пождёт , жили-были и под.), б) неполнозначные глаголы и частицы (взял да и поехал, ну и пришёл ), в) глаголы движения и состояния с ослабленным лексическим значением (пойду погляжу, сижу работаю ).

Составное сказуемое – тип сказуемого, выраженного словосочетанием, в котором грамматические и вещественное значения сказуемостного признака разведены по разным словоформам: грамматическое значение сказуемого представлено в связке (см.), лексическое значение сказуемого – в присвязочной части (см.)..По способу выражения присвязочной части выделяются составные глагольные сказуемые (см.) и составные именные сказуемые (см.).

Связка – компонент составного сказуемого, который выражается спрягаемыми глагольными формами и модифицирует значение основной части сказуемого в модально-временном плане (выражает значения времени и наклонения) и в типичных случаях обеспечивает согласование сказуемого с подлежащим: будет председателем, прикинулся больным, начал работать. Связка, наподобие простого сказуемого, подвергается классификации по семантическим и формально-грамматическим признакам. По семантическим признакам выделяются связки отвлечённые (см.), связки полуотвлечённые (или полузнаменательные )(см.) и связки знаменательные (см.). Все три типа связок реализуются в составном именном сказуемом (см.). В составном глагольном сказуемом (см.) используются только полузнаменательные связки . По формальным признакам выделяются связки согласованные (см.) исвязки несогласованные (см.), связки неосложнённые (см.) и связки осложнённые (см.)

Связка отвлечённая – связка, полностью лишённая лексического значения и выражающая лишь грамматические значения времени и наклонения и согласовательные категории рода и числа. Отвлечёнными являются связки быть и бывать . Связка быть в настоящем времени становится нулевой (в редких случаях заменяется связкой есть ): Иван – слесарь / был / будет слесарем ; Бывал он и сердитым. Отвлечённая связка используется только в составных именных сказуемых.

Связка полуотвлечённая (или полузнаменательная ) – связка, обладающая несамодостаточным лексическим значением; такая связка обозначает дополнительные смыслы, модифицирующие действия, состояния или признаки, названные в основной части сказуемого. Брат начал работать; Сосед прикинулся больным. Полуотвлечённая связка используется как в составных именных, так и в составных глагольных сказуемых.

Связка полузнаменательная – то же, что и связка полуотвлечённая (см.).

Связка знаменательная – связка, представленная знаменательным глаголом, обозначающим несущественный для данного случая предикативный признак; такой связочный глагол сопровождает коммуникативно значимый признак, названный в присвязочной части: Мать лежит больная (= Мать болеет); Мы вернулись домой уставшие (= Мы устали). Знаменательная связка используется только в составных именных сказуемых.

Связка согласованная – наиболее распространённый тип связки; такая связка выражает в свой форме грамматические категории, являющиеся общими для подлежащного слова и для глагола-связки: Мы начали работать (согласование во мн. числе); Дом был полон гостей (согласование в ед.ч., мужск. роде).

Связка несогласованная – менее распространённый тип связки, не имеющей общих грамматических категорий с подлежащным словом: Мы и начни перебраниваться.

Связка неосложнённая – наиболее распространённый тип связки составного сказуемого, выраженной формами, соответствующими формам неосложнённого простого глагольного сказуемого (см.): Мой друг был очень смелым ; Дни становятся теплее ; Сосед начал строить дом.

Связка осложнённая – Менее распространённый тип связки, выраженной формами, соответствующими формам осложнённого простого глагольного сказуемого (см.): Быть-то был мой друг смелым , но … ; Мальчик взял и начал рассказывать о случившемся.

Основная часть составного сказуемого – часть составного сказуемого, несущая основное, вещественное значение сказуемого. Она может быть выражена инфинитивом или именными частями речи. В зависимости от морфологического способа выражения присвязочной части выделяются типы составных сказуемых ­– составное глагольное сказуемое (см.)и составное именное сказуемое (см.).

Присвязочная часть составного сказуемого – то же, что и основная часть составного сказуемого (см. ).

Составное глагольное сказуемое – тип составного сказуемого, основная часть которого представлена инфинитивом знаменательного глагола. Мы начали работать ; Все хотят работать ;Ребёнок пытается ходить.

Составное именное сказуемое – тип составного сказуемого, основная часть которого представлена формами именных частей речи, причастиями (именными формами глагола): Мы стали взрослыми ; Отец был слесарем на заводе ; Дверь была закрыта . К составным именным относятся сказуемые, основная часть которых представлена наречием (Твой приход был кстати ; Все были налицо )

Бинарное составное сказуемое – составное сказуемое, включающее в свой состав два обязательных компонента – связку и присвязочную (основную) часть. Мой сын стал врачом ; Со вчерашнего дня начал лить дождь.

Многочленное составное сказуемое – разновидность составного сказуемого (как составного именного, так и составного глагольного); такое сказуемое состоит как минимум из трех компонентов – связки, дополнительного модификатора (см.) и основной части, выражающей вещественное значение сказуемого.

Дополнительный модификатор в многочленном составном сказуемом – часть многочленного составного сказуемого, представленная непредикативными формами различных частей речи (инфинитивом, краткими прилагательными или причастиями, предложно-падежными формами имён существительных и некот. др.) и несёт дополнительные (модальные, фазисные, темповые и иные) модифицирующие значения: Я был готов помочь ; Я намеревался начать писать роман ; Родители были вправе гордиться детьми; Иванов был рад познакомиться со мной ; Я ещё с утра намерен был выехать в город ; Онбыл обязан продолжать работать над проектом ; Он чувствует себя обязанным помочь коллегамв этом деле; Мой сын мог стать врачом ; Он решил начать писать роман.

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

В котором присутствуют как подлежащее - одиночное или со словами, от него зависимыми, так и сказуемое - также одиночное или с попутными словами, от него зависящими. Итак, первый состав - подлежащее, второй состав - сказуемое. Синтаксическое построение двусоставных предложений разделяется на два главных типа - именной и глагольный.

Глагольные и именные предложения

В предложениях, относящихся к глагольному виду, сказуемое выражено личной формой полнознаменательного глагола. Двусоставные предложения глагольного типа заключают в глаголе выраженное отношение к подлежащему, а также все нужные предложению категории модальности и времени. Например: Она замолчала . Главные члены двусоставного предложения здесь очень легко определимы.

Именной тип предложения требует сказуемого как минимум из двух слов. Одним из них является связующий глагол "быть" со всеми его эквивалентами, передающими категории модальности и времени. А именная часть тоже передаёт значение сказуемого. Например: Она была рыжая (или рыжей ). Он был менеджер (или менеджером ). Связку легко можно опустить, но смысл предложения слегка изменится: Она рыжая . Он менеджер . То есть отсутствие этой связки передаст настоящее время глагола и изъявительное наклонение.

Смысловые отношения

Грамматическая основа двусоставного предложения выявляет типы смысловых отношений. Они могут быть следующими.

1. Характеризующий тип, когда сказуемое выражено качественными признаками, состояниями или действиями подлежащего. Например: Книга лучший подарок . Облако лёгкое, белоснежное, как лебединое крыло .

2. Тип двусоставного предложения, показывающий отношения тождества между сказуемым и подлежащим. Например: Я Пешков .

3. Тип, выявляющий между сказуемым и подлежащим отношения бытия и составляющийся из чисто бытийного глагола "быть" (даже в нулевой форме) как обстоятельства области бытия, места бытия и существительного, прямо называющего бытующий предмет. Например: Где-то была у меня эта книга . В карманах пусто . Ветер в голове .

Необходимо запомнить типы двусоставных предложений. Их три, выше они перечислены.

Одноимённые категории согласования

Это основная разновидность, где двусоставные предложения имеют связь между своими главными членами в чисто формальном выражении, когда они согласованы в одних и тех же категориях - роде, числе, лице. Это значит, что подлежащее стоит в именительном падеже, а сказуемое имеет в составе спрягаемые формы глаголов, прилагательных, причастий. Таким образом может быть построено двусоставное предложение. Примеры: Дверь скрипит . Девочка веселится . Они уходят . Мы его теряем . Магазин закрыт .

Если согласование отсутствует, связь между сказуемым и подлежащим формально не выражена, она может проявляться только в определённом порядке слов и интонациях. Например: Техника в руках дикаря - кусок пластмассы . Её страсть - книги . Задача пролетариата - сплочённость . И богатые плачут . В подобных случаях разглядеть главные члены двусоставного предложения возможно после долгого колебания. Даже уверенно отнести данные предложения к двусоставным почти невозможно. Ещё примеры: У соседей день рождения . Грабителей уже ждали . Завтра экзамен . Все - в сад . Этот путь невозможен .

Определение двусоставности

Как уже было сказано, двусоставное предложение - это подлежащее (со второстепенными членами или без них) и сказуемое (со второстепенными членами или без них). Количество и качество второстепенных членов (составы) предложения может быть разным, это зависит от развёрнутости грамматического построения. Например: Обычное зимнее настроение расцветало майской сиренью . Здесь слово настроение - подлежащее, в составе которого определения обычное и зимнее , а слово расцветало - сказуемое с майской сиренью в составе.

Двусоставное неполное предложение не имеет всех составов, однако двусоставным быть не перестаёт, поскольку отсутствие состава всегда подразумевается. Например: Твой брат не был в школе? - удивилась мама. - Был, - ответила сестра . В последнем предложении легко угадать состав подлежащего, хотя он отсутствует.

Структура двусоставных предложений

Двусоставные предложения противопоставляются односоставным, в которых главный член один, похожий либо на подлежащее двусоставного предложения, либо на сказуемое. Таким образом, рассматривая способы, которыми выражены главные члены двусоставного, узнаётся и характер главного члена односоставного предложения.

Организующими двусоставное предложение центрами являются подлежащее и сказуемое - предикативное ядро. Между ними возникают отношения, названные предикативными, которые проявляются взаимозависимо. Позиции и того, и другого главного члена предложения независимы и самодостаточны, то есть обязательно составляют предикативный минимум. Например: Пришла долгая, холодная и почти бесснежная зима . Здесь вполне возможно свернуть предложение до чистого структурного ядра. Пришла зима . И всё. Смысл остался на месте. Это простое двусоставное предложение.

Предмет и признак

Определяемое и определяющее всегда взаимосвязаны, так, и сказуемое с подлежащим находится в формальной связи. Это определяется семантическим и грамматическим единством, которое двусоставные предложения имеют всегда. Семантическое начало - предмет и его признак - проходит через взаимосвязи подлежащего и сказуемого, поскольку приписать признак предмету невозможно без определения времени и модальности. Если определить члены по отдельности, связи обнаруживаются очень легко: отношение к сказуемому определяет подлежащее, а само сказуемое тоже имеет связующее отношение к подлежащему и через это определяется. Главные члены предложения помогают определить друг друга, поскольку крепко связаны смыслом.

Но эти связи не только взаимонаправлены, но и позиционно противопоставлены с грамматической точки зрения. Характер и признаки связей прямо указывают на это. Также обязательна иерархия в отношениях главных членов: доминирующее положение подлежащего вызывает грамматическое подчинение сказуемого. Иначе не будет согласования, которое почти непременно содержит двусоставное предложение. Примеры согласования: Ей пригрезился старый дом на вершине холма. Видение это как живое стояло перед глазами. Даже из широкой трубы на крыше уходила в небо прозрачная прядь дымка. Эти двенадцать лет прошлой жизни от неё никуда не ушли.

Здесь сказуемые "пригрезился", "стояло", "уходила", "ушли" выражены только глаголами в прошедшем времени, что вполне грамматически соответствует приложенным к ним подлежащим: "дом", "видение", "прядь", "двенадцать лет", являющимся существительными всех родов - женского, среднего и мужского, которые согласованы со сказуемым и по роду, и по числу.

Нарушение правила

Согласования обычного типа довольно легко нарушить. Примером являются двусоставные предложения, где подлежащему, которое находится в единственном числе, соответствует сказуемое, имеющее по форме множественное число. А, отступись он от правды, не наступит желанного благоденствия. В этом случае сказуемые отступись, не наступит и подлежащие он, благоденствия не согласованы, но вполне употребительны.

Таким образом, явно подрывается идея доминирования подлежащего над подчинённым сказуемым. Многие примеры говорят о том, что синтаксическая связь между центрами предикативных отношений текуча и своеобразна. Основываясь на соотносительности компонентов, такая связь взаимно обусловлена: здесь важны соположение, координация, тяготение. Ещё примеры: Обед готов. Куда без пальто? Бегать полезно. Засор устранён. Это во мне сидит .

О лексических значениях

Когда подлежащее определяется сказуемым, оно не всегда выражается словом одного лексического значения, даже если грамматическое значение предметности соблюдено. Подлежащее может определять что угодно: явление, одушевлённый или нет предмет, лицо, даже отвлечённое понятие. Например: Гроза миновала. Стол меня постоянно ранит своими углами. Иванов носил свою фамилию с гордостью. Нежность переполняла моего героя.

Сказуемое же, когда вступает главным относительно подлежащего, обозначает или действие, или состояние, или свойство, или качество, или количество. А также принадлежность, родовое понятие и много ещё разного. Сказуемое в русском языке всегда до чрезвычайности функционально. Примеры: Горшочек, вари! Она состарилась, а он умер. Молнии блистали поминутно. Перед сном она сладко грезила. И трижды три у неё - шесть! Мой адрес - Советский Союз. Сергиев Посад - небольшой город. То есть понятие главных членов содержит в себе помимо грамматического и семантическое содержание. Более того, главные могут вообще уступить свою роль второстепенным членам. Смысловая нагрузка может принадлежать любому из них. Например: Она гуляла то с одним, то с другим. Домой она возвращалась даже не ночью, а утром.

Выводы

Изучать двусоставные предложения нужно внимательно, отмечая разграничение членов на главные и второстепенные по тем признакам, которые выявляют доминирование одного над другим. Современные синтаксис и грамматика переживают не лучшие времена, и здесь дискуссионность основных вопросов чрезвычайно важна. Особое внимание нужно уделить трудностям характеристик, которые преподносят двусоставные предложения, за счёт исключительного разнообразия способов выражения сказуемых - именно морфологическое выражение имеется в виду. Здесь важны все компоненты, все их функциональные характеристики, особенно это касается составных сказуемых - и именного, и глагольного.

Класс 8 Русский язык Время проведения_______

Тема урока: Односоставные и двусоставные предложения

Цели урока:

    умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;

    развитие речевых навыков;

    воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

    углубить знания о типах односоставных предложений;

    уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

    вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь и прикоснитесь ладошками друг к другу, и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится,(молодцы ребята) а теперь садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Как видите у нас много гостей. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами. Каждый урок русского языка - это достижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для нас открытием.

Прежде чем приступить к работе, давайте поделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа. А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы а теперь скажите, что они означают? (синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага т.е синий цвет означает благополучие, спокойствие мира и единства) (желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии т.е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни и ещё ребята это любимый цвет нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева)

Учитель . Дает задание. Ситуация вызова.

Как вы думаете, какое задание выполняла девочка?

Ученики. Разделила сочетания слов на словосочетания и предложения.

Учитель. Как вы определили, что в одном столике словосочетания, а в другом предложения?

Ученики . Есть знаки препинания, интонационная и смысловая законченность, имеет грамматическую основу.

Задание. 1 Восстановите лингвистический тест, вставляя необходимые по смыслу слова. (работа в группах)

Грамматическая основа предложения – это ___________________.

Члены предложения - это _____________ и сказуемое.

Обозначает действие, _______, состояние предмета;

Обозначает предмет речи.

На вопросы: Что делает предмет речи? Каков предмет речи? Что это такое? Кто это такой? - отвечает главный член предложения_________

На вопросы: Кто? Что? О чем говорится в предложении? О ком говорится в предложении? – отвечает главный член предложения _______

Сказуемое может быть выражено глаголом, _________и ____________

Чаще всего подлежащее может быть выражено существительным или___________

Задание 2 Исследовательская работа по карточкам (минигруппы)
Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку.

Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта.

Мне долго не открывали. Мне не спится.

Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь!

Учитель : По какому принципу вы их поделили?

Ученики: Принципы разделения – состав основы предложений. (Подчеркиваем грамматические основы)

Учитель. С какими предложениями было легко работать, а какие вызвали затруднение? По какой причине возникло затруднение?

Ученики. Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего, либо сказуемого.

Учитель. А если у предложения есть и подлежащее, и сказуемое, как мы называем такое предложение?

Проведите параллель - а если один?

Молодцы, всё верно!

Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.

Тема: Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: Научиться о пределять разницу между односоставными и двусоставными предложениями.

ІІ. Первичное закрепление знаний .

Самостоятельная работа (Индивидуальная работа с интерактивным тестом 5 человек)
Актуализация знаний с помощью таблицы.

Предложения

Вид предложения

Деревья быстро пожелтели.

двусоставное

Ему до­ве­ри­ли важ­ное и почти опас­ное дело.

односоставное

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями

двусоставное

Кинофильм очень интересный.

двусоставное

С моря веет свежестью

односоставное

Еду, еду в чистом поле.

односоставное

Слышишь, как сегодня лес расшумелся?

На небе звезды!

односоставное

Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

Некоторые предложения имеют в наличии оба главных членов предложения, а другие предложения состоят только из одного главного члена предложения. Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях и двусоставных предложениях.

По наличию грамматических основ простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого: Наступила зима .

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена: Весна. К вечеру похолодало.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

3. Упр.138стр.84. (в устной форме)

- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными

(1-5 пр.)

I II. Закрепление материала.

Задание 3 «Мозаика» .

Соберите предложения и подчеркните грамматическую основу выполним письменно

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная.(Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую.(Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Задание 5. «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая.- Я люблю грозу в начале мая.

Зима.- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце.- Светит яркое солнце

Задание 5. «Выборочный диктант».

Я прочитаю предложения, а вы должны записывать только грамматическую основу.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.

Задание 6 . Разберите по членам предложения. Охарактеризуйте данное предложение.

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

Переделайте односоставное предложение в двусоставное. Прекрасная музыка.

Задание 5 .«Угадай слово»

Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

Оно – зеркало жизни.

Существует очень много его видов.

По-казахски это ө нер.

По-английски это art.

Итак, это слово искусство.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления

человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас. Манн.

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

Задание 6. Работа в группах. Составление кластера.

Вот вам листочек напишите ассоциирующие слова.

1.Слова напишите на трех языках.

2. Составить по одному предложению и подчеркнуть грамматическую основу.

Музыка живопись театр скульптура кино литература

Назовите эти слова на трёх языках

литература - ә дебиет - literature

музыка – ә н, ә уен -music

кино - кино - cinema

театр – театр - theatre

живопись – майменсурет салу - draw

скульптура – мү сін - sculpture

архитектура- сә улет ө нері – architecture

Составить по одному предложению.

Музыка украшает нашу жизнь.

Сегодня на уроке была интересная викторина о живописи.

Живопись помогает человеку раскрыть свою душу.

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт, приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу .

IV . Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

Если вам все понятно то выберите красное яблоко, если вам что то непонятно выберите зеленое яблоко.

V . Рефлексия. Выставление оценок

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

Я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение заданий. Спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам.

Вот например предложение:На братских могилах не ставят крестов и вдовы на них не рыдают.Это двусоставное или односоставное?ПОЧЕМУ?! Вот два сказуемых:не ставят,не рыдают.Подлежащее одно-вдовы.Предожение КАК-НИБУДЬ ДЕЛИТСЯ СОЮЗОМ И НА ДВЕ ЧАСТИ?Ищу неопределённо-личное,а тут в одной части как оно,а в другой как двусоставное..НО САМ ФОКУС!!В РЕШЕБНИКАХ ВООБЩЕ ПИШУТ,ЧТО ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,СТАВЯТ ЗАПЯТУЮ,ДА ЭТО ЕЩЁ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НЕ УКАЗАНО!!!
Никогда оттуда не списывайте!!!Объясните,пожалуйста, ещё вот что,как одно предложение может быть одновременно и односоставным и двусоставным ЕСЛИ В ОДНОЙ ЧАСТИ ТОЛЬКО ОДНО ПОДЛЕЖАЩЕЕ,А В ДРУГОЙ СКАЗУЕМОЕ?!СПАСИТЕ!!!

Укажите верную характеристику предложения. У самого пруда, в кустах, заливались соловьи. 1) простое односоставное предложение с

уточняющим членом предложения.

2)простое двусоставное предложение с однородными членами предложения.

3)простое односоставное предложение с приложением.

4) простое двусоставное предложение с уточняющим членом предложения

Часть А.1. Укажите верное продолжение утверждения: « Односоставные предложения …а) – это предложения с одной грамматической основой»б) – это предложения со

сказуемым, но без подлежащего».в) – это предложения, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена»г) – это предложения, грамматическая основа которого состоит из одного подлежащего».2. Укажите односоставное предложение: а) Дарует нам она любовь. в) Лилия – её любимый цветок. б) Выходи на улицу, Димка! г) И ты пойдёшь на дискотеку?3. Определите вид предложения: Всем было очень весело. а) простое двусоставное в) простое односоставное, назывное б) простое, односоставное, неопределённо-личное г) простое, односоставное, безличное4. Определите структуру предложения: Солдат было видно издалека: их яркая форма вовсе не запылилась. а) [простое предложение с обобщающим словом] б) [односоставное, безличное]: [двусоставное] в) [двусоставное] : [ односоставное, обобщённо-личное] г) [односоставное, безличное] : [односоставное, назывное]5. Укажите ошибочное суждение:

1. Найди правильное утверждение. Односоставные предложения – это: а) предложения, в которых есть все необходимые для смысла члены предложения; б)

предложения, которые состоят из двух или более простых предложений; в) предложения, в которых имеется только состав сказуемого или состав подлежащего.

2. Односоставные предложения делятся на следующие виды: а) назывные, неопределённо-личные, полные, безличные, обобщённо-личные; б) определённо-личные, назывные, повествовательные, обобщённо-личные; в) назывные, неопределённо-личные, определённо-личные, безличные, обобщённо-личные.

3. Как называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: а) обобщённо-личное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) безличное.

4. Какое из предложений является безличным: а) Языком не торопись, погоняй делом. б) Я сегодня не могу писать. в) Лужи затянуло синим льдом.

5. Как называются односоставные предложения, в которых есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего: а) определённо-личное; б) безличное, в) неопределённо-личное, г) назывное. 6. Какое из предложений является неопределённо-личным: а) В саду есть маленькая баня.

б) Баню недавно протопили. в) Разбуди меня завтра рано.

7. Как называются предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

8. Какое из предложений является обобщённо-личным: а) Больному ночью не спалось. б) От тяжёлой работы быстро устаёшь. в) На калитке порядковый уличный номер.

9. Как называются предложения, в которых имеется только состав подлежащего: а) безличное, б) определённо-личное, в) назывное, г) неопределённо-личное; д) обобщённо-личное.

10. Какое из этих предложений является назывным: а) На пруды понесло первым снегом. б) Скрипит снег под санями. в) Белая музыка под полозьями. 11. Какое из этих предложений является определённо-личным: а) В пустом старом доме стало сразу шумно. б) Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песню! в) Помните о тех, кто не вернулся с войны.

12. В каких предложениях сказуемое выражено в форме 1 или 2 лица ед. и мн. числа изъявит. и повелительного наклонения: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) обобщённо-личное.

13. В каких предложениях сказуемое выражено в форме прошедшего времени мн. числа и 3 лица мн.числа: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

14. В каких предложениях сказуемое выражено безличным глаголом или личным глаголом в безличной форме: а) назывное; .б) определённо-личное, в) неопределённо-личное, г) безличное.

15. Как называются предложения, в которых есть все главные и второстепенные члены, необходимые для понимания их смысла: а) безличное, б) полное; в) неопределённо-личное, г) назывное; г) неполное.

16. Сделай синтаксический разбор предложения. От старой деревенской скатерти пахло ржаным хлебом и молоком.

1.расставьте знаки припенания,укажите вид односоставных предложений....Из-за макушек елей

выглянула луна и тотчас заметно посветлело.

.....Володя был добрый мальчик и это радовало маму

......С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда изредка

потягивало влагой

.....Подошёл трактор и сразу стало шумно на окраине маленькой спящей

деревеньки

2.Какое из предложений неполное,где на месте отсутствующего члена надо поставить тире?

...Сквозь полукруглые окна мы увидим сад,заваленный снегом.

.....Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса поразили меня.

.....Есть две формы жизни:гниение и горение.Трусливые и жадные изберут первую,мужественные и щедрые вторую.

.....Взощёл месяц и его сияние причудливо,пестро и таинственно расцветило лес.

3.Укажите неполное предложение.

....Уже светало

...Меня знобт

...думали о хлебе и отдыхе

....после ливня-ни грозы,ни ветра

4.Определите, какой член предложения пропущен в неполных предложениях?

....Сначала меня познакомили с Иваном,потом с Романом

....Налево шумела забытая ель,направо-плакучие ивы.

....Я очень люблю Петербург.Учился там,работал много лет

....У Ларисы платье красивое,у Люды-зелёное

5.ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

...не окинешь взглядом наши степные просторы

....ясный зимний полдень

....светло и искристо кругом

...нам не сообщили ту новость

...нет желания идти

...у всех дух захватило

...пойдёшь с нами в зоопарк?

...вторично передавали экстренное сообщение

6.укажите неверне утверждение

...все односаставные предложения являються неполные

...безличный глагол может быть в павелительном наклонение

....тип односоставного предложения определяеться по способу выражения главного члена предложения

.....отсутствующее в неполном предложении слово"подсказывается"либо контекстом,либо речевой ситуацией.