Что такое слэш и в каких случаях используется? Что такое слеш Означает знак слэш.

Или косая - символ в виде тонкой прямой линии, с наклоном вправо (то есть вперед при европейском направлении письма).

Символ обратной черты обычно изображается несколько выступающим вверх и вниз за линию прописных букв и цифр шрифта.

Другие названия:

Применение в русском языке

Небуквенный орфографический знак

До самого недавнего времени применение косой черты в русском тексте вне формул и условных обозначений не допускалось, употребление этого знака ограничивалось машинописью:

  • дешёвые модели пишущих машин могли не иметь скобок , а потому вместо скобок использовалась косая черта;
  • суррогатные косолинейные сокращения (вроде ж/д вместо правильных [ ] ж. д. «железная дорога» и ж.-д. «железнодорожный») применялись для экономии места, так как требовали меньшего числа позиций: в приведённом примере всего трёх вместо четырёх-пяти.

Согласно § 114 новых «Правил», знак «косая черта» применяется в научной и деловой речи.

Он употребляется в следующих функциях:

  1. В функции, близкой к союзам и и или , как знак альтернативности понятий или обозначения единого сложного понятия, напр.: категория одушевлённости/неодушевлённости , проблема слитных/раздельных написаний
    В этой функции может употребляться не только косая черта, но и дефис.
  2. Для обозначения отношения каких-либо величин, параметров (в том числе в математическом смысле), напр.: По параметрам - цена/качество, удобство в работе, простота в обращении - модель заняла лидирующее положение в своём классе множительной техники
    В той же функции употребляется косая черта в сокращённых обозначениях составных единиц измерения, напр.: ц/га (центнер на гектар), об/мин (оборот в минуту)…

Согласно § 210 тех же «Правил», косая черта используется также в графических сокращениях.

Косолинейные сокращения употребляются вместо словосочетаний, реже - сложных слов, напр.: а/я (абонентный ящик), к/т (кинотеатр), х/б (хлопчатобумажный), об/мин (оборот в минуту), р/с и р/сч (расчетный счет); в этих случаях после сокращённых элементов слов точки не ставятся…

Служебный типографский знак

1. Косая черта используется при точном (с указанием разбиения на строки) цитировании источника, если только он не воспроизводится строка в строку. Чаще всего это касается стихотворных цитат , но косая черта применяется (наряду с вертикальной чертой) и при публикации древних документов и т. п.:

Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты, / Как мимолётное виденье, / Как гений чистой красоты (Пушкин).

Для указания границ более крупных единиц текста (строф, страниц и под.) косая черта удваивается.

2. В библиографических описаниях косая черта является одним из условных разделительных знаков .

  • Одиночная косая черта отделяет заглавие от сведений об ответственности (о редакторе или составителе, о нескольких авторах, об организации и т. п.):
Пятьсот лет после Гутенберга, 1468-1968: Статьи. Исследования. Материалы / Под ред. Е. С. Лихтенштейна, А. А. Сидорова. - М.: Наука, 1968. Кулагина О. С. Об автоматическом синтаксическом анализе русских текстов. - Препринт / ИПМ им. М. В. Келдыша АН СССР. - М., 1990. - № 3.
  • Двойная косая черта отделяет сведения о статье от названия периодического издания или сборника, в котором статья помещена:
Яблонский С. В. Об алгоритмических трудностях синтеза минимальных контактных схем // Проблемы кибернетики. Вып. 2. - М.: Физматгиз, 1959. - С. 75-121.

3. Косая черта используется в обозначениях дат: 9/V 1945, 9/5/1945 и др. Подобные обозначения могут различаться в разных странах; в русской типографике они считаются устаревшими и нежелательными.

4. Через косую черту записываются годы, отличные от обычных календарных (разнообразные учебные, финансовые, бюджетные и т. п. годы, начало и конец которых не совпадает с календарным; театральные и спортивные сезоны и т. п.): 2006/7 уч. г. Эта же запись применяется при пересчёте дат из календарей с другим началом года: В лето 6749 (1241/1242). Приде Олександръ князь в Новгородъ, и рады быша новгородци .

5. Через косую черту записываются номера угловых зданий (одновременно входящих в нумерацию двух пересекающихся улиц), многоквартирных домов, построенных на месте нескольких снесенных зданий, или корпусов: Застава Ильича, 8/1 ; в этом случае знак читается как «дробь»: В доме восемь дробь один (С. В. Михалков).

Применение в других языках

Применение косой черты берёт начало в Древнем Риме и проходит сквозь раннее Новое время , когда этот знак использовался в фрактуре , разновидности готического письма, заменяя знак запятой .

В английском языке

Будучи более привычной в английском тексте, чем в русском, косая черта, помимо стандартного употребления в роли замены союза или (male/female - мужчина/женщина или мужской/женский [пол]) и для сокращений (n/a - not available - недоступно), применяется вместо дефиса или короткого тире , чтобы создать ясное, прочное соединение слов или фраз, как во фразе the Hemingway/Faulkner generation (поколение Хемингуэя/Фолкнера).

Как и в русском, используется для указания мест переноса строки в стихотворных цитатах (в таком случае она называется virgule ).

При употреблении знака косой черты между одиночными словами его обычно не отбивают пробелами. Авторитетное «Чикагское руководство по стилю» (англ. ) (в п. 6.104) указывает на возможность такой отбивки, когда одна из разделяемых им частей уже содержит пробел (Our New Zealand / Western Australia trip - наше путешествие по Австралии / Новой Зеландии).

В немецком языке

Правила немецкого языка указывают на использование косой черты в трёх различных ситуациях:

Кроме указанных случаев косая черта является одним из употребляемых вариантов гендерно -нейтрального обращения в коллективных описаниях (наряду со скобками, гендерной звёздочкой и гендергэпом) для указания как на мужской, так и на женский род одновременно: ein/e Lehrer/in (= ein Lehrer oder eine Lehrerin), ein/e Schüler/in (= ein Schüler oder eine Schülerin), Bürger/-innen (= Bürger und Bürgerinnen) и т. д. Однако такое употребление не регламентировано правилами.

Добрый день, есть ли необходимость отбивать пробелами символ / при двуязычном тексте Пример: Обязательства/ Obligations

Пробелы не нужны, если косая ч ерта разделяет слова, а не словосочетания.

Вопрос № 290546

Добрый день! В ответе на вопрос № 284497 (Скажите, пожалуйста, а в сокращении руб/м2 не ставятся точки (руб.)?) Вы пишете, что "Если сокращение обозначается косой чертой, после сокращенных элементов слов точки НЕ СТАВЯТСЯ (чтобы не показывать графически сокращение дважды)". В вопросе № 241958 (Подскажите, нужны ли точки в следующем сокращении: Руб/мес?) ответ справочной службы русского языка: точки после графических сокращений НУЖНЫ. Могли бы Вы полнее осветить этот вопрос, и как быть в случае написания "тел(.)/факс"? (Ваш ответ на Вопрос № 206268 указывает на написание с точкой). Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Начнем с последнего примера. В сочетании тел./факс косая ч ерта не является знаком сокращения, она используется в функции, близкой к союзам и и или , поэтому сокращение тел . здесь уместно.

Ответ на вопрос о сокращении руб/м 2 дан в соответствии с рекомендацией в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой. Ср. сокращение об/мин (оборот в минуту), зафиксированное в «Русском орфографическом словаре» РАН (4-е изд. М., 2012). Ответ на вопрос № 241958 исправлен.

Я ранее задавала вопрос. 1. Как правильно биодепиляция или биоэпиляция? (речь о восковой депиляции) 2. Обследование женского/мужского здоровья - так нельзя писать? тут есть ошибка? Или такое написание возможно.

Ответ справочной службы русского языка

1. «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (см. сервис «Проверка слова») фиксирует слова эпиляция и депиляция как синонимичные. Соответственно, возможно как биоэпиляция , так и биодепиляция .

2. Знак / (косая ч ерта) допускается использовать в функции, близкой к союзам и и или, в научной и деловой речи.

Вопрос № 283653

Здравствуйте! "Журнал регистрации въезда-выезда транспортных средств": дефис или тире между въезд и выезд?

Ответ справочной службы русского языка

Между словами въезд и выезд возможны дефис или косая ч ерта: въезда-выезда, въезда/выезда.

Вопрос № 282400
Здравствуйте, скажите, пожалуйста.
Согласно справочнику Мильчина точка как знак сокращения НЕ ставится при графическом обозначении сокращения косой чертой (чтобы не показывать графически сокращение дважды); напр.: п/п, н/Д.
Меня вот что интресует: а как быть с сокращением руб/мин?
В информационном буклете одной телефонной компании написано в таблице "3 руб/мин", имеется в виду, что плата за услугу составляет 3 рубля за минуту. Требуется ли здесь сокращение с точкой? Следуя логике Мильчина - нет, так как есть косая ч ерта (руб/мин).
Прошу поскорее ответить. Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В соответствии с процитированным Вами правилом (оно приведено также в полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации») сокращение руб/мин пишется без точек.

Вопрос № 281199
Добрый день! Ставится ли точка в сокращениях перед /?

Ответ справочной службы русского языка

Если в графическом сокращении используется знак косая ч ерта, точки после сокращенных элементов слов не ставятся, например: а/я, об/мин, р/сч и т. д.

Вопрос № 277816
Подскажите, пожалуйста, ставится ли точки в сокращениях - г/в (вод выпуска), у/п (улучшенной планировки)? И если да, то где именно?

Ответ справочной службы русского языка

Косая ч ерта как знак сокращения используется в двух случаях: 1) если усечен предлог (на, под, по и т. д.): км/ч, п/п ; 2) если сокращены до одной буквы составные части слова, пишущегося через дефис. В Ваших примерах использование косой черты неоправданно.

Вопрос № 275998
В словаре «Русское словесное ударение» на вашем сайте есть опечатки по слову «сданный»: в форме множественного числа не поставлено ударение, перед этой формой нет пробела и после неё поставлена ненужная косая ч ерта.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо, исправим!

Вопрос № 275822
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно произносить слово slash (косая ч ерта):
«слэш» или «слеш»? Почему?

С увжаением, Джеффри Онил.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 275733
Добрый день. Нужно ли отбивать пробелами с двух сторон косую черту в строке из перечня:
люди, совершившие целевое действие/люди, пришедшие с источника трафика

Ответ справочной службы русского языка

Если косая ч ерта заменяет слова и, или , то пробелы по обе стороны от нее обычно не ставятся.

Вопрос № 240502
Как называется вот этот знак - "/"

Ответ справочной службы русского языка

Косая ч ерта.

Вопрос № 235278
Каково грамотное, профессиональное название знаку / , например в сочетании киломерт/час?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно _косая ч ерта_.
Вопрос № 223222
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, происхождение слова "слеш" и что оно означает. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Слеш_ -- от английского slash "косая ч ерта (символ или математический знак)".
Вопрос № 217039
Нужны ли пробелы до и после косой черточки? Иванов / Фотоагентство такое-то

Ответ справочной службы русского языка

Если речь идет об Иванове из фотоагентства такого-то, то вместо косой черты лучше поставить запятую. Если косая ч ерта заменяет слова _и, или_, то пробелы по обе стороны от нее обычно не ставятся.

Уважаемая грамота ру (пишу Вам в пятый раз) помогите, пожалуйста, правильно построить предложение: Автобусами - электробусами, троллейбусами, трамваями в обычном регулярном и скоростном регулярном сообщениях (далее - автобусы, троллейбусы, трамваи). Вопрос 1: Корректно (правильно) ли введено сокращение по тексту в скобках, если подразумевать, что автобус и электробус это одно и тоже? Вопрос 2: Корректно (правильно) ли применение знака «-» в обоих встречающихся случаях? Что уместнее применять дефис, тире (длинное или короткое) или слеш ? Заранее благодарю.

Вопрос № 300050

Здравствуйте, уважаемые работники Грамоты! Ну никак не могу дождаться от вас ответа((1. Нужна ли запятая в случае «В новом, 2018 – 2019 учебном году»? Коллега настаивает, что это устоявшееся выражение и запятая не нужна, а я считаю, что это как в случае «с Новым, 2019 годом» - числительное является пояснением. 2. В приказе: «В штате ИП Ивановой И.И. или привлеченных им (ей) на ином законном основании педагогических работников…» С чем должно согласовываться: с ИП или женской фамилией? 3. Недавно школьники сдавали пробный ЕГЭ. Было задание поставить ударение в слове перчить. В ответах правильным было только пЕрчить. И у тех, кто поставил ударение на и, ответ засчитали неправильным. Но ведь обе формы равноправны. Как такое может быть?

Ответ справочной службы русского языка

1. Вы правы, корректно с запятой. Обратите внимание, учебный год принято писать через слеш : В новом, 2018/2019 учебном году .

2. В штате ИП Ивановой И.И. или привлеченных ею на ином законном основании педагогических работников...

3. К сожалению, требования ЕГЭ в отношении орфоэпических норм бывают более строги, чем предписания нормативных словарей. Вариант перчИть как неправильный фиксировался в словаре-справочнике «Русское литературное произношение и ударение» 1959 г. «Словарь трудностей русского языка. Ударение. Грамматические формы» Н. А. Еськовой 2014 г. допускает два варианта: пЕрчить и перчИть . При этом первый отмечается как предпочтительный. В «Словаре ударений русского языка» И. Л. Резниченко 2015 г. пЕрчить и перчИть уже представлены как равноправные варианты. То же в «Словаре трудностей русского языка для работников СМИ» М. А. Штудинера 2016 г., однако в эфире этот словарь рекомендует отдавать предпочтение ударению на первом слоге.

Подскажите, нужны ли пробелы до и после слеш а в таком случае: продавец/производитель товара; заемщик/один из созаемщиков; заемщик/созаемщик/поручитель.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Пробелы не требуются.

Вопрос № 275822
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно произносить слово slash (косая черта):
«слэш» или «слеш »? Почему?

С увжаением, Джеффри Онил.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 275428
Здравствуйте! Никак не могу понять, как же все-таки пишутся сокращения через слеш - с точкой или без. Особенно интересует написание после слеш а. Например, мне часто попадается руб/шт. Как будет верно? Нужна ли точка после шт? Пожалуйста, помогите! Давно ищу ответ на этот вопрос, а у вас не нашла. Заранее спасибо)

Ответ справочной службы русского языка

Вот цитата из полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и последующие издания):

«Косолинейные сокращения употребляются вместо словосочетаний, реже – сложных слов, напр.: а/я (абонентный ящик), к/т (кинотеатр), х/б (хлопчатобумажный), об/мин (оборот в минуту), р/с и р/сч (расчетный счет); в этих случаях после сокращенных элементов слов точки не ставятся».

Вопрос № 256872
Здравствуйте! Вообще-то, это дикость, когда справочная служба не отвечает на вопросы. Как говорится, назвался груздем, полезай в кузов...
Так вот, скажите, пожалуйста, когда же, в каких случаях перед и после слеш а ставятся пробелы? В ответах №№ 183946, 213343, 241178 пробелы ставятся и формулируется как бы общее правило, что ставить их не надо, но в ответе № 241930, пункт 2, пробелы уже ставятся. Извините, я никого не хочу обидеть...

Ответ справочной службы русского языка

Справочная служба старается отвечать на вопросы, связанные с русским языком. Вопрос о слеш е и пробелах трудно считать таковым. Но все же. Знак наклонной черты используется: 1) вместо разделительного союза "или"; 2) как знак дроби в составе формул, величин (км/час, руб./кг ). В обоих случаях пробелы не нужны.

Вопрос № 255054
Как бы вы порекомендовали оформлять даты, указанные через слеш по старому и новому стилям – с пробелами или без: 18/31 мая, 19 мая / 1 июня?

Ответ справочной службы русского языка

Даты старого (точнее, нового) стиля обычно заключают в скобки: 18 (31) мая, 19 мая (1 июня) .

Вопрос № 254104
И еще, пожалуйста, вопрос. Общеизвестно, что следующая запись ссылки правильна: Иванов И. И. Как убить время. М.: Высш. шк., 2000. С. 11.
Автор книги И. И. Иванов. Скажите, а как следует записать эту же ссылку, если И. И. Иванов не автор, а составитель? Не будет ли в этом случае запись начинаться с названия книги, а информация об составителе подаваться после слеш а, например: Как убить время / Составитель И. И. Иванов. М.: Высш. шк., 2000. С. 11. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Да, Петр, здесь Вы совершенно правы.

Вопрос № 241178
Здравствуйте, последние дни не получаю ответов на свои вопросы!!!
Следует ли перед и после слеш а ставить пробел в подобных сокращениях и каким справочником это зафиксировано: км / ч, руб. / кг?

Ответ справочной службы русского языка

Пробел не нужен. См. «Русский орфографический словарь РАН» и «Справочник издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой.

Вопрос № 234618
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, какой точки зрения следует придерживаться в правописании слова "слеш " (имею в виду косую черточку). В вашем орфографическом словаре через Е, а в толковом словаре черезЭ? Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Следует придерживаться рекомендаций орфографического словаря.
Вопрос № 232567
Ради бога, подскажите, как можно оформить стихотворение, если одна строка не умещается целиком (узкая колонка в газете). Можно ли в подбор напечатать (без разбивки на строки), нужно ли при этом отделять строки слеш ем?

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае есть два варианта оформления: можно перенести часть стихотворной строки на следующую строку (с выравниванием по правому краю) или печатать без разбивки на строки, но разделять стихотворные строки двумя косыми чертами: _Я вам песенку спою про пять минут, // Эту песенку мою пускай поют..._
Если речь идет о сельскохозяйственном годе, допустим 2007-2008, то правильно писать цифры через тире или слеш ? В 2007 / 2008 сельскохозяйственном году... Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно написание через косую черту.
Вопрос № 223222
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, происхождение слова "слеш " и что оно означает. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Слеш _ -- от английского slash "косая черта (символ или математический знак)".

Согласно § 114 новых «Правил», знак «косая черта» применяется в научной и деловой речи.

Он употребляется в следующих функциях:

  1. В функции, близкой к союзам и и или , как знак альтернативности понятий или обозначения единого сложного понятия, напр.: категория одушевлённости/неодушевлённости , проблема слитных/раздельных написаний
    В этой функции может употребляться не только косая черта, но и дефис.
  2. Для обозначения отношения каких-либо величин, параметров (в том числе в математическом смысле), напр.: По параметрам - цена/качество, удобство в работе, простота в обращении - модель заняла лидирующее положение в своём классе множительной техники
    В той же функции употребляется косая черта в сокращённых обозначениях составных единиц измерения, напр.: ц/га (центнер на гектар), об/мин (оборот в минуту)…

Согласно § 210 тех же «Правил», косая черта используется также в графических сокращениях.

Косолинейные сокращения употребляются вместо словосочетаний, реже - сложных слов, напр.: а/я (абонентный ящик), к/т (кинотеатр), х/б (хлопчатобумажный), об/мин (оборот в минуту), р/с и р/сч (расчетный счет); в этих случаях после сокращённых элементов слов точки не ставятся…

Служебный типографский знак

1. Косая черта используется при точном (с указанием разбиения на строки) цитировании источника, если только он не воспроизводится строка в строку. Чаще всего это касается стихотворных цитат , но косая черта применяется (наряду с вертикальной чертой) и при публикации древних документов и т. п.:

Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты, / Как мимолётное виденье, / Как гений чистой красоты (Пушкин).

Для указания границ более крупных единиц текста (строф, страниц и под.) косая черта удваивается.

2. В библиографических описаниях косая черта является одним из условных разделительных знаков .

  • Одиночная косая черта отделяет заглавие от сведений об ответственности (о редакторе или составителе, о нескольких авторах, об организации и т. п.):
Пятьсот лет после Гутенберга, 1468-1968: Статьи. Исследования. Материалы / Под ред. Е. С. Лихтенштейна, А. А. Сидорова. - М.: Наука, 1968. Кулагина О. С. Об автоматическом синтаксическом анализе русских текстов. - Препринт / ИПМ им. М. В. Келдыша АН СССР. - М., 1990. - № 3.
  • Двойная косая черта отделяет сведения о статье от названия периодического издания или сборника, в котором статья помещена:
Яблонский С. В. Об алгоритмических трудностях синтеза минимальных контактных схем // Проблемы кибернетики. Вып. 2. - М.: Физматгиз, 1959. - С. 75-121.

3. Косая черта используется в обозначениях дат: 9/V 1945, 9/5/1945 и др. Подобные обозначения могут различаться в разных странах; в русской типографике они считаются устаревшими и нежелательными.

4. Через косую черту записываются годы, отличные от обычных календарных (разнообразные учебные, финансовые, бюджетные и т. п. годы, начало и конец которых не совпадает с календарным; театральные и спортивные сезоны и т. п.): 2006/7 уч. г. Эта же запись применяется при пересчёте дат из календарей с другим началом года: В лето 6749 (1241/1242). Приде Олександръ князь в Новгородъ, и рады быша новгородци .

5. Через косую черту записываются номера угловых зданий (одновременно входящих в нумерацию двух пересекающихся улиц), многоквартирных домов, построенных на месте нескольких снесенных зданий, или корпусов: Застава Ильича, 8/1 ; в этом случае знак читается как «дробь»: В доме восемь дробь один (С. В. Михалков).

Применение в других языках

Применение косой черты берёт начало в Древнем Риме и проходит сквозь раннее Новое время , когда этот знак использовался в фрактуре , разновидности готического письма, заменяя знак запятой .

В английском языке

Будучи более привычной в английском тексте, чем в русском, косая черта, помимо стандартного употребления в роли замены союза или (male/female - мужчина/женщина или мужской/женский [пол]) и для сокращений (n/a - not avaliable - недоступно), применяется вместо дефиса или короткого тире , чтобы создать ясное, прочное соединение слов или фраз, как во фразе the Hemingway/Faulkner generation (поколение Хемингуэя/Фолкнера).

Как и в русском, используется для указания мест переноса строки в стихотворных цитатах (в таком случае она называется virgule ).

При употреблении знака косой черты между одиночными словами его обычно не отбивают пробелами. Авторитетное «Чикагское руководство по стилю» (англ. ) (в п. 6.104) указывает на возможность такой отбивки, когда одна из разделяемых им частей уже содержит пробел (Our New Zealand / Western Australia trip - наше путешествие по Австралии / Новой Зеландии).

Математика

Обычно косая черта используется как обозначение математической операции деления (наряду с двоеточием и горизонтальной чертой), отделяя делимое от делителя. В частности, через косую черту обычно пишутся обыкновенные дроби . Примеры:

3/ 8 (три восьмых); x = a / b (x равно a , делённому на b ).

В англоязычной типографике принято отличать знак, употребляемый для дробей, от косой черты и называть данный знак солидусом . Юникод этого символа: U+2044 ⁄ fraction slash (HTML: ⁄ ⁄) , а для слеша (косой черты): U+002F /

Программирование и вычислительная техника

Используется в следующих ситуациях:

  • в большинстве языков программирования / служит операцией деления;
    • в сочетании со знаком равенства в языках /C++ и нек. др. используется в операторах вида a /= b; со значением «разделить a на b и записать результат в a »;
  • в сочетании со звёздочкой ограничивает комментарии в языках /C++ , Java , SQL и нек. др.. Такое комментирование называется блочное, так как можно комментировать не строку, а определенный блок:
/* текст комментария */
  • удвоенная косая черта (// ) в языках C99 , C/C++, Java, Delphi и нек. др. указывает начало комментария, продолжающегося до конца строки;
  • в языках разметки (HTML , XML и т. п., а также в вики-разметке) используется в начале закрывающих тегов : например, в HTML тег означает начало выделения жирным шрифтом, а парный ему - конец такового выделения (возврат к исходному шрифту);
  • в UNIX-подобных системах и в URL используется для указания иерархических путей к файлу : pictures/ image.jpg ru.wikipedia.org/ wiki/ Косая_черта
    • косая черта в самом начале пути к файлу в UNIX-подобных системах обозначает, что путь задан относительно корневого , а не текущего каталога . Про такой способ записи пути говорят «абсолютный путь»:
    / home/user/pictures/image.jpg
    • в URL двойная черта после двоеточия, отделяющего имя протокола от текста запроса, указывает, что запрос является адресным:
    http:// www.w3c.org/ Ср. неадресный запрос на создание чистого письма с указанным адресом получателя: mailto:[email protected]
  • в операционных системах наподобие RSX-11M , MS-DOS или Windows косая черта отличает параметры команд (так называемые «ключи» или «опции») от аргументов команд: dir / s *.txt
  • в IRC и большинстве встроенных в компьютерные игры чатов косая черта предваряет текст команд (таких, как вход в комнату/канал, обозначение действия от первого лица, отправка скрытого сообщения и других): /join #services (вход на IRC-канал «#services»); /me (поёт песенки).
  • в названиях некоторых составных сущностей - соединяет названия компонентов:
    • TCP/IP - стек протоколов на основе TCP и ;
    • GNU/Linux - операционная система на основе GNU и Linux ;
    • Ogg/Vorbis - формат файла на основе медиаконтейнера Ogg и аудиокодека Vorbis .

Запись денежных сумм

До перевода денежной системы в Великобритании на десятичную систему исчисления символ / использовался для отделения значений фунтов стерлингов , шиллингов и пенсов . Тире означало «ноль».

В настоящее время похожая система записи используется в Танзании : 10/- или 10/= - это 10 танзанийских шиллингов .

Церковное пение

В современном церковном пении косая черта используется для разделения колен в гласовых песнопениях, две косые черты - для отделения заключительного колена (при наборе текста так называемым «гражданским шрифтом»).

См. также

Примечания

Напишите отзыв о статье "Косая черта"

Примечания

Отрывок, характеризующий Косая черта

– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.

Что такое слэш и в каких случаях он используется?

Ответ на этот вопрос приведен в материале ниже.

Определение

Слэш – это машинописный символ в виде косой черты, направленной слева направо или справа налево.

Изображается, обычно, слегка выше, чем остальные прописные буквы, верхней частью выходит за линию строки.

Напечатать этот символ можно с помощью клавиши, расположенной под кнопкой Backspace.

При русской раскладке клавиатуры можно напечатать знак «\», не зажимая кнопки Shift, или знак «/», зажимая ее.

Клавиша для печати знака «/» также расположена в верхней части блока с цифрами.

А кроме того, такой символ можно напечатать с помощью кнопки «.» при английской раскладке клавиатуры и без зажатия Shift.

Виды

Существует два вида слэшей. Печатаются они с помощью разных клавиш и имеют разное значение в печати и сферы применения.

  1. Прямой слэш обозначается значком «/» и используется гораздо чаще, чем второй тип;
  2. Обратный слэш обозначается знаком «\»/

Оба символа имеют широкое распространение и используются в самых разных сферах. Могут, в зависимости от цели, встречаться как отдельно, так и совместно, и ставиться как по одному (/), так и по два (//).

Тройные слэши, прямые или обратные, не используются почти никогда.

<Рис. 2 Прямой слэш>

Сфера применения

Где же применяется данный символ. Он мало распространен в русском языке и встречается в русскоязычном тексте гораздо реже, чем в англоязычном.

Однако иногда может использоваться для оформления некоторых документов.

Где еще встречается слэш?

  • Как обратные, так и прямые слэши часто встречаются в текстах ссылок на интернет-сайты, отделяя одну часть ссылки, от другой (сайт/страница/раздел и т.д.);
  • В русскоязычном тексте этот символ (в прямом виде) служит как показатель вариативности, то есть может заменять слово «или», а иногда также «и» (например, цена/качество);
  • Символ часто используется для создания смайликов;
  • Чаще всего он применяется при создании скриптов страниц, прописывании вручную кодов приложений и элементов, при верстке веб-ресурса и т. д. В этом случае он носит функцию отделения одной части кода от другой;
  • В математике может заменять знак деления;
  • Также активно используется как знак дроби при написании индексов, номеров и т. п.;
  • Встречается в устаревших или некорректных сокращениях, вроде ж/д (вместо ж. д.);
  • На старых печатных машинках могло не иметься клавиш со знаком скобок. Потому до широкого распространения компьютеров и классической клавиатуры, такой символ нередко заменял круглые скобки;
  • При приведении стихотворных цитат символ ставится в том месте, где заканчивается строка (когда стихотворение пишется в строчку, а не в столбик);
  • Также символ ставится в библиографических данных для отделения заголовка книги от информации об ее авторе или составителе;
  • Двойной слэш «//» ставится в таком же случае, но когда речь идет о периодическом издании и нужно отделить название статьи от названия самой периодики;
  • Так помечаются года, отличные от календарных по длительности (например, 2010/11 учебный год);
  • Иногда применяется при обозначении дат (например, 02/12/17), но больше такой подход распространен в США, в России же считается устаревшим и нежелательным;
  • Встречается в номерах угловых домов.

До недавнего времени символ применялся крайне редко. Его использование в тексте почти не допускалось.