Свято ольгинский женский монастырь. Инсарский во имя святой равноапостольной великой княгини ольги женский монастырь

(Саранской и Мордовской епархии), в г. Инсар (Мордовия) основан в 1900 г. как подворье Пайгармского во имя святой великомученицы Параскевы и в честь Вознесения Господня женского монастыря Инсарского у. Пензенской губ. Инициатором строительства подворья стала пайгармская игум. Евпраксия, а также благотворитель коллежский асессор А. А. Дельфинский. На территории пожертвованной им усадьбы, рядом с городской Базарной пл., в 1897 г. был заложен и 6 сент. 1900 г. освящен Пензенским еп. Павлом (Вильчинским) каменный храм во имя равноап. кн. Ольги. Посвящение престола Дельфинский связывал с «перворожденной дочерью их императорских величеств» св. вел. кнж. Ольгой Николаевной . Небольшой одноглавый храм неск. необычен для рус. стиля, поскольку на пространственно выраженных, завершенных фронтонами ветвях креста, апсидах и крыльцах установлены еще 14 главок. Среди чтимых святынь в церкви хранились иконы вмц. Параскевы с частицей мощей, Божией Матери «Утоли моя печали» в серебряной ризе, изготовленной на средства горожан.

Одновременно с храмом к 1900 г. была возведена шатровая колокольня. С вост. стороны храма, напротив алтаря, находился каменный 2-этажный сестринский корпус (1900) с хозяйственным двором, с сев. стороны - каменный дом для священнослужителей (приобретен мон-рем в 1901). Также были построены ограда, хозяйственный корпус, разбит сад. В 2 верстах от Инсара игум. Евпраксия приобрела Губаревскую дачу (100 дес. леса и 194 дес. земли), на территории к-рой устроила деревянный конный двор с 4 жилыми помещениями, а затем кладбище с деревянной ц. во имя апостолов Петра и Павла (освящена 22 июня 1903 г. по благословению еп. Пензенского сщмч. Тихона (Никанорова)).

По ходатайству (20 окт. 1908) Пензенского еп. Митрофана (Симашкевича) указом Святейшего Синода от 17 апр. 1909 г. Ольгинское подворье было преобразовано в самостоятельный Свято-Ольгинский общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие И. м. с общегородским крестным ходом 24 июня 1909 г. возглавил еп. Митрофан. В тот же день настоятельницей была поставлена мон. Клавдия, впосл. возведенная в сан игуменьи. В 10-х гг. XX в. в И. м. проживало до 80 насельниц. В кон. 20-х гг. И. м. был закрыт, изгнанные из обители сестры поселились в городе и окрестностях. Разрушены колокольня, навершия Ольгинского храма, ограда, в 50-х гг. разобрана кладбищенская Петропавловская ц. В монастырских келейном и хозяйственном корпусах размещались различные орг-ции Инсарского р-на, в храме - Инсарский историко-краеведческий музей.

В 1995 г. в г. Инсаре поселились неск. монахинь, решением Свящ. Синода от 26 дек. 1995 г. И. м. был возобновлен, настоятельницей назначена игум. Анастасия (Афанасьева; Ɨ 2005), с 10 июня 2005 г.- мон. Ольга (Никитина). К нач. 2010 г. в И. м. проживало ок. 20 сестер. Отремонтирован Ольгинский храм, 2-этажный келейный корпус, 2-этажный (бывш. хозяйственный) корпус с трапезной, просфорной, гостиничными комнатами, построены звонница, часовня и ограда. Мон-рь имеет подворье с келейным корпусом и храмом в честь иконы Божией Матери «Умиление» в г. Ковылкино. Близ Инсара в с. Усыскине обустроен Тихвинский источник. Среди чтимых святынь И. м.- Казанская икона Божией Матери (XIX в.), к-рой, по преданию, благословил обитель в 1909 г. Пензенский еп. Митрофан (Невский), образ Божией Матери «Знамение» (XIX в.), иконы преподобных старцев Оптинских с частицами мощей, прп. Феодора Санаксарского с частицей мощей, св. прав. Феодора (Ушакова) с частицей мощей. В обители ежедневно читается акафист св. равноап. вел. кнг. Ольге.

Арх.: ГА Пензенской обл. Ф. 182 [Пензенская духовная консистория].

Лит.: Калачов Н. В . Заметки (стат. и археол.) об Инсаре и его уезде // Архив ист.-юридических сведений, относящихся до России. М., 1855. Кн. 2. Ч. 1. С. 37-95; Параскево-Вознесенский жен. общежительный мон-рь. Пенза, 1892. С. 30-31; Н. Б. Заметки и сообщения по епархии // Пензенские ЕВ. 1900. № 20. С. 904-905; Освящение мон-ря. 1909. Ч. неофиц. № 14. С. 613-614; Бахмустов С. Б . О славном г. Инсаре // Саранские ЕВ. 1997. № 4/5. С. 25-27; он же . Мон-ри Мордовии. Саранск, 2000. С. 320-330; он же . Св.-Ольгинский Инсарский жен. мон-рь // Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2004. С. 245-249; Дворжанский А. И . История Пензенской епархии: Ист. очерк. Пенза, 1999. Кн. 1. С. 238; Св.-Ольгинский жен. мон-рь. [Саранск], 2005; Махаев В. Б . Храмы Мордовии. Саранск, 2008. С. 28.

10 мая, 2 день . Как же замечательно, что попали мы в Ольгин монастырь весной, когда солнце греет ярко после долгой зимы, а душа просит тепла, красоты и приключений. В это время как будто аромат странствий витает в воздухе и зовет в путь. И никакие трудности не могут помешать, если впереди есть прекрасная цель.

Такой путеводной звездой для нас в этот прекрасное майское утро стало желание посетить , который находится в деревне Волговерховье Тверской области. Наш путь начался с посещения уникальной , которая встретилась нам в самом начале пути.

Ну а после этого мы пошли к Ольгинскому монастырю, который расположен на небольшом пригорке совсем рядом.

Волговерховье — маленькое село с деревянными домами и потемневшими от времени заборами. В воздухе разносится запах зеленеющей травы и разогретой солнышком земли.

А вокруг звенящая тишина, которую нарушает лишь дуновение ветерка и несмелый голос какой-то сонной кукушки.

Вокруг простор и полное ощущение свободы. Кажется, что спокойствие проникает в самое сердце, наполняя душу радостью и умиротворением.

Возле парковки нас встречают малочисленные торговцы сувенирами и разными разносолами. Чего тут только нет!

А какие замечательные пироги прямо из монастырской пекарни. Баночки разного размера с местным медом, на которых с удовольствием обосновался самый большой его почитатель: Винни-Пух. 🙂

На окраине деревни на возвышенности стоят две церкви: деревянная (Никольская) и каменная (храм Преображения). И еще рядом как стражи этого места возвышаются несколько огромных елей, которые растут на открытом пространстве.

А сама «гора» носит название Фавор, прямо как знаменитая израильская, где произошло Преображение Господне, описанное в Евангелии.

Немного истории

Впервые на этом месте был возведен мужской монастырь в 1649 году. Но через 70 лет он сгорел и восстановился на пожертвования верующих лишь в конце ХIХ века.

Большой Спасо-Преображенский храм с 5 куполами, возведенный из красного кирпича, был освящен в мае 1912 г. Он был построен в псевдорусском стиле, и его архитектура копировала московский собор Василия Блаженного.

Во время строительства храма в 1906 г здесь начала собираться женская монашеская община. Во главе встала игуменья Вера, которая инициировала постройку деревянной церкви во имя Святителя Николая (этот памятник архитектуры радует паломников и туристов по сей день).

В 1912 г это место стало известно как монастырь святой Ольги в Волговерховье. Тогда же были открыты церковно-приходская школа и библиотека. Дети из неимущих семей обучались азам грамоты и навыкам ведения крестьянского хозяйства.

Кроме того, в монастырь принимались на проживание девочки-сироты. Жизнь монашек была трудна, своими силами они поддерживали существование школы и монастыря, построили из дерева ограду, кухню и трапезную, кельи и дом для приезжающих паломников, скотный двор, конюшню, баню, амбар для хранения зерна. Сестры трудились не покладая рук.

Когда в 1918 г монастырь был закрыт советской властью, им пришлось основать трудовую коммуну, а позже артель. Все имущество было конфисковано. Вопреки стараниям монахинь в 1924 г монастырь утратил свой статус. Кресты были сбиты, здания пришли в запустение.

Потребовалось более 50 лет, чтобы монастырь святой Ольги в Тверской области был возрожден, а оба храма восстановлены. Конец 1999 г ознаменовался повторным открытием Ольгиной женской обители, которая снова живет в трудовом и духовном подвиге.

Храмы Ольгинского монастыря

Возле деревянной Никольской церкви (1907 г), чуть в стороне на камне расположен памятник.

Расправив плечи, стоит в утлой лодочке святой Николай и простирает руку в благословляющем жесте.

А мы подходим к огромному каменному храму Преображения Господня, который сделан из красного кирпича. Заходим внутрь.

Огромное помещение, но пока все еще только начинает восстанавливаться. Уже сделана деревянная перегородка для алтаря, на стенах висят иконы. А нам пока можно только в воображении представлять, какая красота может быть здесь (и скорее всего была век назад).

В храме 3 престола. Центральный освящен в честь Преображения Господня, правый посвящен святой княгине Ольге, а левый — святому Иоанну Предтече.

Но мы не могли упустить возможность забраться на самый верх колокольни, которая расположена в этом храме, чтобы осмотреть окрестности с высоты птичьего полета.

Только взбираясь наверх по деревянной лестнице, мы вблизи смогли оценить толщину стен Преображенского храма. И очень интересно было смотреть на красные башенки с куполами, когда они находились совсем близко от нас.

Не знаю, какие нужно подобрать слова, чтобы описать красоту, которая открывается перед глазами на самой вершине колокольни. Бесконечные поля, леса, а над всем этим голубое небо. Ощущения потрясающие, просто восторг!

Левее Никольского храма совсем маленьким кажется местечко, где стоит еще одна часовня. В том месте находится . Вокруг нее над болотистой почвой устроен настил из досок.

В середине помещения в полу можно увидеть круглое отверстие, огражденное для безопасности посетителей.

А сама часовня относится к Ольгину монастырю в Волговерховье, и здесь ежегодно проходят Крестные ходы, а по праздникам проводится ритуал водоосвящения.

Оглянись, уходя!

И вот мы спускаемся с колокольни на гору Фавор, покрытую нежной зеленью. Вновь проходим мимо огромного камня, установленного в этом месте с призывом обратить взор на «Волги исток».

Надпись на нем гласит:

Путник! Обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их.

А внизу небольшая приписка:

Оглянись, уходя

Вот и мы еще раз окидываем это удивительное место прощальным взглядом. Как же хорошо нам здесь было! Радостно и свободно. Трудно передать словами всю гамму эмоций и впечатлений. Конечно же, это нужно увидеть своими глазами, прикоснуться душой к частичке истории и нашей Родины, умыться в священной воде великой русской реки.

Узнайте больше про эти достопримечательности!

Тверская область, Осташковский район. Среди девственных лесов и холмистых пейзажей Валдайской возвышенности затерялась небольшое местечко Волговерховье. В этом заповедном уголке рождается река Волга – шестая по площади водосбора среди всех рек в России. Место сказочное и необыкновенное. Не зря оно пользуется такой популярностью у туристов. Сюда приходят и приезжают семьями, большими компаниями и просто по одному, надеясь побыть в уединении. Часто приходят паломники, чтобы посетить возрождающуюся русскую святыню – Ольгинский женский монастырь, возведенный в начале XX века.

Похоже, сама природа оберегает колыбель могучей реки. Она спрятала исток Волги в непроходимых лесах, дабы запечатлеть святыню русской земли в первозданной красоте. С целью отметить духовное предназначение источника великой реки, как начала христианской истории Руси, в 1907 г. на добровольные пожертвования жителей приволжских городов возвели храм из камня в деревне Волговерховье. Со временем при храме собралась женская монашеская община, для которой впоследствии и выстроили Волговерховский монастырь.

Благодаря подвижничеству, трудам, молитвам сестер-монахинь их обитель вошла в историю России наряду с крупными культурными и духовными центрами.

События 1917 г. непосредственно коснулись и этого уединенного уголка земли. Из монастыря новыми властями были изъяты здания, земли, финансовые записи. Окончательно монашеская община прекратила существование в 1924 г.

День ото дня монастырь приходил в упадок, с церквей сбивали кресты, над истоком Волги опустела часовня. К месту заметить, что за время Второй мировой войны стены монастыря практически не пострадали, хотя саму деревню взяли немцы.

Шли годы, деревню покинули последние жители. После напрасных попыток восстановления храмов монастыря в 60–70 гг. думали, что этот проект безнадежный, и о нем пора забыть. Но в русском обществе сильно живет народная память, благодаря которой, опять же на добровольные пожертвования миллионов людей, возродили Спасо-Преображенский собор Ольгинской женской обители.

Сегодня проводятся работы по реставрации единственной церкви, сохранившейся при монастыре.

Такое путешествие вызовет интерес и не оставит безразличными тех людей, кто любит спокойные места и чарующие глаз пейзажи. Колоссальная духовная подпитка, которую здесь получаешь, действует еще долгое время. Место в самом деле благословенное. И обязательно захочется еще раз сюда вернуться.

С трассы Осташков – Молвотицы у села Свапуще дорога круто ответвляется и начинает постепенно уходить вверх. По песчано-гравийному покрытию, при сухой погоде, доехать на машине можно без проблем, 20 км пути проезжаешь за 40–50 минут, хотя встречаются и крутые виражи, а некоторые участки как «стиральная доска».

Деревня Волговерховье представляет собой чуть более десятока полуразвалившихся деревянных домов, расположенных на одной улице. Перед шлагбаумом в начале улицы, оставляют машины, а дальше – пешая прогулка.

Исток Волги – это родники, бьющие в небольшом болотце, поэтому и вода в источнике желтого цвета. Над родниками соорудили маленькую деревянную часовню. Когда омоете руки свои в воде, помяните оптинского старца Варсофония. Он тоже прославлял этот источник великой реки.

На этом месте свершил водосвятие Патриарх Алексий второй в 1995-м году. С этого момента через всю Россию до самого Каспийского моря несет святые воды прекрасная река.

Перед тем как напитаться многочисленными притоками и превратиться в могучую сильную реку, Волга ничтожным ручейком 1–2 м струится из истока. Здесь единственное ее место, где одной ногой стоишь на правом берегу реки, а другой – на левом. Змейкой извиваясь среди первобытных лесов, чистая прозрачная речушка спускается вниз и быстро набирает силу. При впадении в Оку ширина Волги уже в пределах 300–400 м.

С одного берега реки на другой можно перейти по первому деревянному мосту длиной всего 2 м. А рядом, огромный валун с напутственным словом живущим и будущим детям России, встречает и провожает туристов.

С истока хорошо видна действующая бревенчатая церковь Николая Чудотворца, выстроенная еще в 1867-м году в селе Святое, а сюда перенесенная в 1907-м году. В пасхальную неделю в церковные колокола разрешается звонить всем желающим. С колокольни открывается великолепная панорама окрестных видов.

Вот и подошло к концу небольшое путешествие к истоку Волги. Тут все прекрасно, чисто, непосредственно. Здесь живет русская душа.

Сюда стоит приехать еще, с детьми, чтобы поклониться святой колыбели, в которой рождается сама Россия.

Уходя, оглянись…

Ольгинский женский монастырь,расположен в горах
города Мцхета(древняя столица Грузии). Подняться к монастырю можно от железнодорожной станции Мцхета минут за 15 по дорожке, которая серпантином вьется по склону.


Церковь Ольгинского монастыря представляет собой скромную маленькую постройку, возведенную из рваного камня. Величина плит, примененных в кладке стен, указывает на относительную древность церкви.

Первая церковь на месте Ольгинского монастыря была построена еще в VI веке. Ее не раз разрушали и восстанавливали вновь. В XII веке храм был известен как церковь Пресвятой Богородицы.Выбор места для монастыря стимулировался видимо наличием здесь мощного родника.

Потом церковь опустела,о ней забыли на многие годы.Вновь возродился храм в конце ХIХ века, когда шло строительство Закавказской железной дороги.

Свое современное название он получил от имени жены инженера Горнич. Именно ею была обнаружена, расчищена и отремонтирована древняя маленькая церковь, погребенная под осыпью и ставшая ядром небольшой женской обители, основанной здесь Ольгой Горнич в 90-х годах 19 века.


Осматривая горный склон,супруга руководителя стройки Ольга Горнич заметила крест,торчащий из под земли.Прибывшие на место археологи обнаружили древнюю церковь.

После смерти мужа Ольга Горнич решила основать на этом месте монастырь.Она приняла постриг и приняла постриг и стала первой игуменьей Ольгинской обители.И с тех пор этот монастырь носит имя Святой Ольги,первой проповедницы православия на Руси.Церковь Ольгинского монастыря можно идентифицировать с упоминаемым Вахушти монастырем Ахалкалакури Армазский монастырьXI в., в ущелье Армазисхеви, освященном во имя Богоматери, некупольным, в котором пребывали схимники.

Ольгин монастырь - православная женская обитель, основанная в середине XVII столетия и дважды возобновлявшаяся в минувшем веке. В настоящее время является действующим женским монастырём Осташковского благочиния Тверской и Кашинской епархии и находится в ведении правящего архиерея.

Из истории монастыря

В том месте, где берёт своё начало одна из самых крупных рек в мире - Волга - в 1649 году по велению царя Алексея Михайловича Романова был основан Волговерховский мужской монастырь, посвящённый Преображению Господню и приписанный к Нило-Столобенской пустыни . Новая обитель была небольшой - за опоясавшей её деревянной оградой находились лишь Преображенский храм с приделом во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи да деревянные кельи насельников, а над самим бьющим из-под земли ключём Волги была устроена небольшая часовня , к которой вскоре потянулся поток богомольцев.

Удалённость от цивилизации и определённые трудности для посещения монастыря паломниками стали причиной того, что уже к концу XVII столетия он настолько запустел, что игумену Феодосию пришлось писать царю челобитную с просьбой о возобновлении обители. Просьба игумена была удовлетворена и по указу Петра I к 1697 году Преображенский мужской монастырь был благоустроен, а из приказа Большого дворца (тогдашнего органа управления Русского царства) для него были присланы богослужебные книги - Евангелия, молитвослов, ирмологий и требник. Способствовали благоустройству монастыря и именитые люди петровского времени. Например, крупный промышленник Григорий Строганов пожертвовал богослужебную книгу с именной надписью «… ради вечного богомолья» , а крестьянин Иосифовской слободы Семён Бочкарёв переписал на обитель двор в Осташкове .

К сожалению, судьба первого Волговерховского монастыря оказалась недолгой - в 1724 году он полностью сгорел и был упразднён, строитель Антоний с десятью иноками были переведены в Нило-Столобенскую пустынь и в описи пустыни за 1740 год Волговерховский Преображенский монастырь числился опустевшим.

Земля бывшего Преображенского монастыря после его упразднения в 1740 году была передана селижаровскому Троицкому мужскому монастырю, и именно благодаря приписным к Троицкой обители служителям, поселившимся на опустевшем месте, была образована деревня Волгино Верховье (сейчас - Волговерховье). Сам же монастырь до конца XIX столетия не восстанавливался, и лишь к небольшой деревянной часовне никогда не зарастала тропа паломников, ведь вода в источнике считалась целебной при глазных болезнях, поэтому богомольцы и жители Волговерховья следили за состоянием часовни.

В 1897 году архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным) и тверским губернатором Николаем Дмитриевичем Голицыным был начат сбор средств для строительства нового каменного соборного храма в честь Преображения Господня и возобновления в верховьях Волги монастыря. Уже в 1902 году был создан комитет по строительству в городе Осташкове и в том же году заложен первый камень в основание нового трёхпрестольного Преображенского собора, спроектированного в псевдорусском стиле тверским губернским архитектором Виктором Ивановичем Назариным . А спустя пять лет с начала строительства храма при нём была образована приписанная в то время к Вышневолоцкому Казанскому женскому монастырю женская община, в 1909 году получившая самостоятельный статус женского монастыря в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги . Ещё до присвоения общине статуса самостоятельного общежительного женского монастыря по инициативе возглавлявшей её будущей игуменьи Веры в 1907 году было начато возведение деревянной одноглавой церкви, освящённой во имя Николая Угодника уже в июле 1908 года. Наряду со строительством главного собора монастыря были очерчены и его границы, внутри которых в 1907-1910 годах выросли двухэтажные деревянные кельи для монахинь и паломников, трапезная, церковно-приходская школа и хозяйственные постройки. А над возведением собора, продолжавшимся 10 лет, трудились местные жители и крестьяне окрестных поселений, и в конце весны 1912 года новый соборный храм был торжественно освящён. К тому времени в обители подвизались 8 послушниц во главе с настоятельницей игуменьей Верой, в храмах служили священники о. Пётр Тугаринов и о. Василий Данилов, получавшие жалование от обители и проживавшие в с. Волговерховье.

Бытовые трудности, связанные с неустроенностью первых лет существования обители не отпугнули насельниц и священников, желавших служить в её храмах, за что подвижники были вознаграждены. Из казны Ольгину монастырю в 1912 году были выделены лесные и земельные угодья, пожалованы икона и серебряный крестик с ковчежцем для хранения частички мощей св. благоверной княгини Анны Кашинской. Императрица Александра Фёдоровна пожаловала плащаницу из дворцовой церкви Царского села , а в деревянной часовне у истока Волги хранилась икона Спаса Нерукотворного и деревянная скульптура прп. Нила Столобенского - покровителя Верхневолжья. В монастырской библиотеке помимо богослужебных книг были собраны учебники, научная и историческая литература.

И хотя Ольгин монастырь так и не вошёл в число крупных и достаточно благоустроенных монастырей, монахини довольно успешно вели монастырское хозяйство, что позволяло им выплачивать жалование священникам, оплачивать услуги крестьян, помогавших по хозяйству, а также заниматься благотворительной деятельностью. Помимо молитв и занятий рукоделием много внимания уделяли инокини воспитанию детей из окрестных деревень, а девочек-сирот и девочек из бедных семей брали в обитель на полный пансион, обучая их рукоделию, грамоте и ведению домашнего хозяйства. Не остались насельницы монастыря в стороне от тяжёлых испытаний, выпавших на долю России в годы Первой Мировой войны. Инокини шили для солдат обмундирование, делали пожертвования в различные церковные организации, в том числе на содержание вдов и сирот.

Основанная в нелёгкое время Ольгина обитель просуществовала недолго - уже в 1918 году новая власть выпустила декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и обитель была закрыта. Сёстрам, надеявшимся, что перемены носят временный характер и вскоре всё вернётся на круги своя, вместо монастырской общины пришлось организовать трудовую коммуну, с 1924 года ставшую сельскохозяйственной артелью. Всё это время в Преображенском соборе монастыря совершались богослужения, но в 1928 году они прекратились, а община перестала существовать. Храмы и кельи были разграблены, собор отдали под склад, а в годы Великой Отечественной войны в нём размещалась конюшня.

Возрождение обители

Долгие десятилетия забвения и разрухи сделали своё дело - от многих монастырских построек остались одни фундаменты, но оба храма - Преображенский и Никольский всё так же возвышались над окрестностями.

С 1970-х годов благодаря Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры, а также архитекторам и реставраторам Тверского края, началось восстановление монастырских храмов. Деньги для этого, как и для устройства монастыря в начале XX столетия, собирали всем миром, и уже в 1999 году по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) Святейший Синод и Преосвященный Алексий II благословили открыть у истока Волги женскую обитель в честь св. княгини Ольги. В 1998 году над святым колодцем у истока Волги выстроили новую деревянную часовню. Постепенно жизнь в монастыре наладилась, в отремонтированных храмах вновь совершаются богослужения, инокини Ольгиной обители принимают у себя сестёр из московских и тверских монастырей, а паломники, как и прежде, посещают святое для всех россиян место - часовню у истока Волги, где каждый год 29 мая совершается праздничный молебен.