Идеи космизма и педагогика ноосферного образовании. Идеи космизма и педагогика ноосферного образовании самоорганизация информации

Ноосферное образование

Докладчик Онопко Т.А. Донецкий УВК № 16

Ни для кого не секрет, что интерес к знаниям у учащихся из года в год падает, качество по всем предметам снижается, невзирая на старания учителей, на самоотверженность их труда. Лишь отдельные группы детей, настроенные на достижение определенной карьеры, а значит и материального благополучия, усилиями своей воли заставляют себя изучать «нужные» для них дисциплины.

Современный поиск социального выхода направлен не на сущностную концептуальную модернизацию, а на поиск сфер финансовых вложений и новых технологических средств.

Неутешительны и показатели здоровья учеников- физического и психологического.

Работая в школе, мы не понаслышке знаем и видим, что техногенные изменения влияют на общество. Информационные потоки, обрушившиеся на нас, не успевают восприниматься и обрабатываться нашим сознанием. Взрослый человек – сформировавшаяся личность, способен защищаться от «культурной» революции СМИ. А дети? К сожалению, они пока не могут отсортировать вредное от полезного, ненужное от необходимого.

Почему они лишились счастья и здоровья? Почему стали вялыми и пассивными, утратив интерес к познанию? Почему научились лгать и притворяться? Куда пропала любовь и доброта?

Ребенка замкнули в 4 стенах, а он любит природу! Ребенок должен двигаться – его принудили к неподвижности. Он стремится понять- ему велели учить наизусть. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он любит работать руками, его стали обучать теориям и идеям. Логичен вопрос: кто придумал такую школу?

Кроме того, сегодняшним «проблемным» детям требуется особое внимание, особое воспитание. И здесь нужен учитель-психолог , умеющий решить круг проблем, понимающий законы, по которым живет и развивается человек. Отсюда возникает необходимость в разработке технологий, облегчающих, по возможности, формирование новых знаний, которые сохраняли бы при этом здоровье учащихся.

На сегодняшний день – это «Ноосферное образование» (автор концепции академик Наталья Владимировна Маслова) как система новых идей, взглядов, методов, моделей деятельности – единственная альтернатива, изжившего себя традиционного образовательно-воспитательного аппарата.

В настоящее время отделением «Проблемы школьного образования» РАЕН(Российская Академия Естественных Наук) разработаны программы «Ноосферное образование», «Целостное мышление», «Сознание 21 века», «Биоадекватная педагогика», позволяющие познать биоадекватный, эффективный метод преподавания, сохранить здоровье учителя и ученика, вернуть радость познания, творчества для плодотворной деятельности.

Что же такое:технология ноосферного урока и биоадекватная методика?

Выясним для себя: что же такое гармонично мыслящий человек?

Мозг – левое и правое его полушария, отвечающие за мыслительную деятельность, по своим функциям не равнозначны.

Правое полушарие – интуитивное, творческое, соответствует эмоционально-образному мышлению.

Левое же – отвечает за логическое мышление. Целостность в любой мыслительной деятельности (а у детей – это учеба) предполагает гармоничную работу двух полушарий.

Сегодня весь процесс обучения человека, начиная с 1 класса, заканчивая вузовским и поствузовским образованием, базируется на нещадной эксплуатации левого полушария и совершенном забвении правого. Лишь отдельные дисциплины: рисование, пение, частично литература активизируют образно-творческий центр.

Активность какого-либо одного полушария позволяет не в равной степени контролировать органы. Как следствие, наступает дисгармония в работе систем организма, что приводит к всевозможным заболеваниям. В первую очередь страдает психика, поскольку она непосредственно связана с деятельностью мозга. Отсюда неустойчивость детей к стрессам, психологическим, а также инфекционным заболеваниям.

Очень часто мы, учителя, сетуем на то, что все усилия по передаче знаний ученикам оказываются недостаточно эффективными («Чуть ли не наизнанку перед ними выворачиваюсь, и, вроде бы, действительно поняли, на все вопросы ответили. А следующий урок приносит разочарование: как будто все впервые слышат. Почему у них такая плохая память? Из года в год все хуже!») причина все та же.

При чрезмерной перегрузке информацией, поступающей в левое полушарие головного мозга, срабатывают силы самозащиты организма. Мозг защищает себя от разрушения естественной для него реакцией – перемещением большей части информации на так называемую краткосрочную память.

Есть такие дети (их называют «дети индиго»), отличающиеся выдающимися способностями. Отмечено, что у них в равной мере работают оба полушария. Отсюда и способности.

Таким образом , естественным, природосообразным методом усвоения информации является способ получения ее через активизацию двух полушарий.

Вспомним, как получают информацию об окружающем мире животные, как получал ее наш далекий предок – первобытный человек. Любой новый объект или явление он сначала познавал с помощью своих органов чувств, запечатлевая в памяти в виде эмоционального образа (это вкусно, это горько, это горячо, это опасно – больно и т.д.), затем выстраивал логическую цепочку связей предметов и явлений и, в зависимости от них, строил свое поведение, практическую деятельность в природе. Подобный способ мышления является естественным, природосообразным, здоровьесберегающим.

Именно такому методу учит ноосферное образование. Основной инструмент его – биоадекватная методика, направленная на использование внутренних естественных резервов человеческого сознания, освоение ресурсов мозга как орудия познания.

Суть методики состоит в разделении урока на фазы повышенной и сниженной мышечной активности, что адекватно природным ритмам. В фазе расслабления дается учебный материал, а ученик «проживая» эмоционально информацию, моделирует и создает собственный опорный образ. Закрепление происходит в фазе активности посредством многоразового логического и образного восприятии информации по 5 каналам (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус).

Мышечная релаксация (расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, корпуса, живота), работа со своими внутренними образами делает урок продуктивным, не нарушает закона восприятия и прохождения информации, помогает гармонизировать дискурсивно-логические и интуитивно-творческие процессы в головном мозге, формируя при этом целостное мышление.

Например, прежде чем начать изучение определённого раздела, предлагается силой вооб ражения погрузиться в изучаемую тему, посредством мысленного представления данной эпохи. Замечательно представление воображаемой машины времени, которая отнесёт нас в нужную эпоху, страну. Прекрасно описание климата, пейзажа, жизни людей прошедших эпох.

Чтобы записи в тетради были более понятными и запоминающимися, на уроках предлагается детям заменять рисунками-символами отдельные слова или словосочетания.

При работе с терминами , использование заданий на составление образов помогает луч­ше разобраться в сути термина и способствует более качественному его усвоению.

При работе с новым учебным материалом можно схемы дополнить рисунками, такую схем y д ети быстрее запоминают и легко воспроизводят.

Мысленные образы по теме учащиеся фиксируют на бумаге, позволяя фантазии проявлять себя в полной мере. Далее мы структурируем полученную информацию на образе-символе.

В программе литературного чтения приходится часто фантазировать, попадать в страну «Вообразилию, придумывать такие страны, как «Хохотания», «Галакландия», рисовать своего робота-двойника, мечтать.

Знакомство на уроках с опорным конспектом, структурной информацией, символами, условными обозначениями – все это помогает учащимся успешно работать с учебным материалом.

Процесс восприятия информации строится на психологической основе так называемого личного опыта (памяти). Т.е. ребенок должен предложенный образ ассоциировать (сравнивать) с тем, что есть в его опыте и мгновенно принять или отвергнуть (на уровне подсознания).

Ученики не всегда могут принимать предложенные м образы по изучаемой теме, они работают со своими внутренними символами, и это важно, поскольку не нарушает индивидуальную интеллектуальную природу. Они с удовольствием придумывают методы нанесения информации.

Итак, одним из способов повышения познавательной мотивации учащихся является работа с мыслеобразами. Что же это такое?

Мыслеобраз – это индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный образ предмета или явления. Одной из самых главных сфер нашего сознания является перцептивная, то есть сфера, отвечающая за восприятия информации. С помощью мыслеобразов учебный материал быстрее, понятнее и лучше усваивается, а соответственно и легче обрабатывается в перцептивной сфере. Весь опыт, которым обладает человек, отражен в мыслеобразах: например, аромат маминых духов рисует картины детства, вызывает ощущения радости, безмятежности, защищенности. Становится понятно, что чем больше каналов восприятия задействовано в момент знакомства с предметом или явлением, тем сильнее мыслеобраз и тем легче его вызвать.

Что необходимо знать учителю, начинающему работу с мыслеобразами?

    Мыс леобраз состоит из трех компонентов:

    Материальная форма , понимаемая как голографическая форма с цветом, запахом, вкусом и звуком.

    Энергия индивидуального отношения, восприятия, оценки.

    Информация, воспринятая человеком.

Форма, информация, энергия – выступают в триединстве и составляют основу мыс леобраза.

    Согласно исследованиям Владимира Вульфа, мыс леобразы появляются разными путями:

    В результате восприятия всеми органами чувств окружающего мира.

    С помощью фантазии и воображения.

    Переходят по наследству (генетически).

    Мыс леобразы обладают характерными признаками:

    Многомерность и голографичность (мы представляем предметы в реальных формах, в цвете, с запахом).

    Подвижность (представленными предметами можно руководить).

    Изменчивость (с легкостью от образа зимнего пейзажа можно перейти к летнему или осеннему).

    Способность порождать схожие образы (морфогенетичность) .

    Мыслеобразы долго хранятся в нашем сознании и легко вызываются «ключом » - вкусом, запахом, словом, формой, прикосновением.

Методика обеспечивает принцип потенциальной интеллектуальной безопасности за счет развития естественного мышления без перегрузок, стрессов.

Хочется отметить, что биоадекватная методика:

Отвечает принципу медицины «не навреди»;

Восстанавливает здоровье ученика;

Учит трудиться и познавать в радости;

Воспитывает творчество человека;

Проста и естественна по форме, наукоемка по технологии, гуманна по сути.

На мой взгляд, ноосферное образование – новая и очень перспективная образовательная система.

Вопрос в комментариях

New comment by Пилар on an entry in gekkon12 .

Здравствуйте. Ноосферным образованием увлеклась моя родственница. Посещала семинары у Масловой. Осталась очень довольна - все так интересно, полезно, хорошо запоминается. Дело в том, что у нее был не самый простой период в жизни - она какое-то время тяжело болела, а потом страдала от депрессии, не видела возможности самореализации и пр. Она профессиональный педагог и совсем не глупая женщина. Она мечтает делиться новыми знаниями, помогать детям расти в нашем сложном мире умными, добрыми, здоровыми, гармоничными. Онм считает, что нашла выход из кризиса и теперь знает, как жить дальше. И вдруг все заговорили о том, что это - секта... Я очень обеспокоена за родственницу, и пока не могу понять, как ей помочь. То ли ее надо немедленно спасать - раз уж это секта, - то ли, наоборот, поддержать. Пусть учится?

Миниисследование - наш ответ.



Учение будущего?

XXI век - век интеграции, системности, наукоёмкости! Вот и родилась в образовании новая научная школа. Её задачей стало: интегрировать все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли. Такой этап интеграции, когда «мысль становится геологической силой », В.И.Вернадский в начале ХХ века назвал сферой разума (по греч. − ноосферой ) . Вот почему новый этап в эволюции образования был назван ноосферным.

Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, Мир, человека. Развитие целостного мышления (в отличие от преимущественно левополушарного) рассматривается в качестве первого шага на пути к развитию высокой нравственности, самосознания и самораскрытию потенциала личности для выполнения своего предназначения на Земле. Это единственная педагогическая система прочно стоящая на фундаменте Законов Мира, общества, познания/постижения, психики человека, а также законов образования. Открытые в XXI веке, эти системы законов впервыедают в руки педагога «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учёбе! Законы образования впервые обосновывают релаксационно-активный режим в учёбе, опору на личные мысленные образы учеников, вовлечение жизненного опыта ребёнка в учёбу и познание Мира.

Ноосферное образование - это :

эволюционно новый этап в развитии образования, продолжающий его совершенствованиена современной научной базе,

системная технология организации учебной деятельности,

новая педагогическая система XXI века.

Однако это не панацея от бед XXI века! Это серьёзная работа над собой! Прежде всего, над своей искренностью, идеалами, волей, намерениями, нравственностью. В ноосферном образовании Вы никогда не перепутаете нарисованный на холсте очаг с подлинным огнём устремления к невидимой ранее двериинтереса к знаниям! А разве мы не знаем,что интерес к творчеству лечит, спасает, вдохновляет, движет вперёд!

Ноосферное образование - это социокультурный процесс передачи знаний, умений и навыков путем организованного мотивирования индивидуальных учебных мыслеобразов и реализации заключенной в них энергии.

Целью ноосферного преподавания учебных дисциплин является научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов в дополнение к дискурсивно-логическому мышлению.

Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в нем природой потенциальных возможностей .

Экономичность ноосферного образования достигается за счет использования шести каналов человеческого восприятия, интенсификации творческого мышления и целостного взгляда на изучаемые явления, отказ от системы «лоскутного одеяла» разрозненных правил. Обращение к личному опыту ученика и естественным биоритмам человеческого организма дает сокращение времени изучения любого предмета в 3-6 раз, высвобождает ресурсы здоровья учащегося, приводит к экономии материальных и финансовых средств, дает возможность во столько же раз повысить эффективность приобретения знаний и умений. Решение этой задачи поднимет уровень культуры человека, т.к. позволит ему осмыслить закономерности природы через свою биосистему и научит бережному отношению к миру в целом.

Ноосферное образование столь многогранно, что может быть охарактеризовано с разных точек зрения, сообразно заложенным в нем принципам.

1. Принцип экологизации образования означает обращение к естественным, присущим человеку от природы способам, методам и каналам восприятия информации без усиленной эксплуатации дискурсивно-логического мышления.

2. Принцип системности образования означает построение педагогической деятельности на основе законов мира и исходя из общесистемных научных теорий развития систем природы, общества, мышления.

3. Принцип гармонизации образования означает использование технологий и методик целостного восприятия мира и мышления, погружающих учащихся в гармонию мира уже в ходе занятий.

4. Принцип гуманизации означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной, открывающей возможности для широкой гуманитарной подготовки учащегося. Гуманизация сама по себе не предохраняет от маргинализации5, но является надежным «мостом» при переходе к целостности образования.

5. Принцип инструменталъности образования означает возможность применения знаний, умений, навыков во всех сферах жизни человека: личной, межличностной, социальной, универсальной. Последняя из сфер жизни означает не отчужденность образования от природы и общества, а условие его бытия в природе - обществе. Это принцип включенности во всеобщность.

6. Принцип личностно-ориентированного образования означает свободу выбора форм, направлений, средств образования.

7. Принцип опережающего (по сравнению с другими отраслями) развития образовательной отрасли, означает ориентацию на новейшие достижения науки и психолого-педагогической практики.

8. Принцип простоты познания, являясь специфическим человеческим способом обеспечения жизни, лежит в основе принципа простоты образования и означает включение естественных каналов и следо-вание природным этапам восприятия информации.

9. Принцип экономичности образования означает построение и проведение технологий и методик преподавания, не превышающих необходимых социальных затрат, и при этом ведущих к экономии времени, сил, средств, финансов.

10. Принцип потенциальной интеллектуальной безопасности - это не просто новый принцип педагогики. Это впервые предлагаемый принцип, происходящий из недр целостного, здорового человеческого сознания, т.е. экологичного сознания.

Потенциальная интеллектуальная безопасность основана на общесистемных принципах, важнейшие из которых в данном случае :

- природосообразность;

- самоорганизация информации.

Все десять принципов ноосферного образования сводятся к одному принципу природосообразности , который и является базовым для образования.

Речь идет о соответствии процессов, процедур, инструментария системы образования природе трех обязательных элементов, всегда присутствующих в любом акте познания, преподавания, воспитания.

Эти три элемента суть: тело, мозг, информация. Они являются открытыми самоорганизующимися системами, и при общих синергетических законах имеют свои специфические закономерности функционирования. Соблюдение их и позволяет говорить о ненарушении естественных биоритмов, кодов, функций тела, мозга и информации в образовательном процессе, то есть соблюдении принципа природосообразности.



________________________________________ ________________________________________ _______________________



Или секта??

Основные претензии к экософии как сектантству заключаются в основном в двух основных претензиях: 1. принадлежность к «оккультно-религиозным» объединениям последователей Рерихов, так называемому «русскому космизму»

2. Финансирование от концерна «Газпром» по словам Николая Александровича Митрохина - аспиранта кафедры новейшей истории Историко-архивного института РГГУ. Научный сотрудник правозащитного центра "Мемориал" и информационно-исследовательского центра "Панорама"

1. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. Правовой анализ . - М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2005.

…Как отмечает Н. Митрохин , к 1995 г. ноосфериты сумели добиться внимания главы концерна «Газпром» Р.И. Вяхирева и при поддержке целого ряда компаний топливно-энергетического комплекса (РАО ЕЭС, «Лукойл» ) зарегистрировать свой неправительственный Фонд имени академика В.И. Вернадского . Фонд, существующий почти 10 лет, по-прежнему пользуется благоволением учредителей, в частности, его помещения располагаются в офисе одной из газпромовских дочерних компаний на проспекте Вернадского в Москве…http://www.trinitas.ru/rus/doc/0202/007a/02020028.htm

вопрос

Любопытно, что в другой своей работе один из авторов выше приведённых слов И.В. Понкин раскритиковал Митрохина за доклад «Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета “Основы православной культуры” в программу средних школ»

Дословно - …доклад Н. Митрохина весьма упречен, содержит множество подтасовок, логических и терминологических подмен, ошибочных утверждений и манипуляций. Часть из них использована намеренно по причине отсутствия каких-либо весомых аргументов по существу вопросов. Другая часть вызвана простым непониманием сложных профессиональных аспектов, связанных с обсуждаемой проблемой…

http://stolica.narod.ru/obraz/pk/010.htm

Но здесь сами же ссылаются на обличающие слова Митрохина о финансировании движения экософии. Почему?

2. …Приверженцы ноосферизма сами указывают на его тесные связи с так называемым «русским космизмом », представляющим собой оккультно-религиозное учение. Как пишет А.И. Субетто со ссылками на одного из почитаемых апологетов ноосферизма Н.Н.Моисеева : «Мы в своей концепции русского космизма показали, что учение о ноосфере генетически вытекает из сферного учения русского космизма »…

Целый ряд течений ноосферизма (Л.С. Гордина, Н.В. Маслова идр.) имеет тесные связи с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов…

Общие выводы

1. Ноосферизм представляет собой религиозно-политическую идеологию, основанную на манипуляциях основными концептуальными идеями В.И. Вернадского и его именем. Ряд течений ноосферизма представляет собой оккультизм и характеризуется негативным отношением и нетерпимостью к традиционным духовно-нравственным и национально-культурным ценностям. Ноосферное образование - это форма навязывания религиозного оккультизма учащимся с целью вовлечения в квазирелигиозные объединения ноосферитов.

2. Система Н.В. Масловой и поддерживающих ее ноосферитов из «Института холодинамики» и «Отделения ноосферного образования» РАЕН представляет собой оккультно-религиозное учение. Деятельность Н.В. Масловой не может быть оценена как научная или психолого-педагогическая, представляет собой исключительно религиозно-политическую и пропагандистскую деятельность по распространению вероучения, придуманного Н.В. Масловой. Используемые Н.В. Масловой приемы манипулирования сознанием, предлагаемые Н.В. Масловой псевдопедагогические методики и так называемые «биоадекватные учебники» Н.В. Масловой ни в коем случае не могут быть допущены в государственные и муниципальных образовательные учреждения.

3. Внедрение в любой форме в образовательную деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений религиозно-политической идеологии ноосферизма (а тем более - по версии Н.В. Масловой ), а равно осуществление «ноосферного образования» совершенно определенно носит противоправный характер.

1. Доктор юридических наукКузнецов М.Н .Профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

(выступает адвокатом "потерпевшего" охранника ХХС Владимира Потанькина в деле Pussy Riot )

2. Известный православный юрист Понкин И.В , Доктор юридических наук. Институт государственно-конфессиональных отношений и права, директор.

д.ю.н.,

От Редакции

Как мы знаем, юристы не имеют никакого отношения к естествознанию и богословию, мало к философии. Тем не менее, закрываясь вывесками докторов и кандидатов — званиями, которые давно себя дискредитировали, дилетанты вновь взялись судить о таком мощном естественнонаучном и мировоззренческом достижении русской мысли, как учение о ноосфере.

Тем не менее, редакция решила опубликовать на своих страницах давно вывешенный в интернете их документ, чтобы читатели увидели всю глубину аргументации и размышлений этих авторов: д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецова и к.ю.н. И.В. Понкина.

В этом компилятивном «труде» русский космизм предстает перед нами как оккультно-религиозное учение. Бедные В.Соловьев, Н.Федоров, А.Чижевский, Э.Циолковский и В.Вернадский , как им не хватало этой глубокой мысли.

То, что за названием ноосфера могут скрываться множество мошенников, — ничего удивительного нет. Разве мало проходимцев, скрывающихся под вывеской христианства?

Бросаясь громкими словами, имеющими в обществе негативную окраску, например секта , они манипулируют сознанием несведущих читателей. Хотя в слове секта нет ничего негативного. Христианство начинало свою жизнь именно как секта внутри иудаизма.

Представленный документ - это обыкновенный наукообразный донос в стили партийных школ, который с головой выдает его создателей, привыкших к компилятивным методам написания «научных» работ, процветавших у партийных юристов и философов. Яркий пример тому дьякон А.Кураев - бывший философ - атеист, теперь друг позитивистов и оккультистов, компилятор и фарисей….

Просто удивительно читать этих остепененных граждан: они обвиняют ученых в том, что те не могут определиться с содержанием термина «ноосфера». Как будто наука, используя термин «информация», выработала единое его определение. Их более 100 .

С другой стороны, эта работа полезна, поскольку вскрывает всю псевдорелигиозную чушь большинства так называемых «ноосферологов» Только стали они писать эту чушь благодаря таким компиляторам, как М.Н. Кузнецов и И.В. Понкин, которые, подобно кураевым, занимались компиляторством в философии, заменяя живую диалектику схоластикой…

Как всякий манипулятивный документ - это сборная солянка. Ее авторы совершенно не поняли ни учение о ноосфере, ни тот момент его общественного развития, когда происходит становление самого предмета и его понимания. Отсюда и «нагромождение бредовых сентенций, оккультно-религиозной терминологии и семантических конструкций лженаучного содержания», которые не имеют «никакого отношения ни к науке, ни к В.И. Вернадскому ». С этим выводом у них можно согласиться. Но это - обычная сторона любого реального исторического процесса.

Фундаментальная концепция выживания человечества предложена В. И. Вернадским в его учении о ноосфере. Человек в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается пока человек существует. С появлением человечества биосфера и все происходящие в ней процессы качественно меняются, эволюционный процесс получает особое геологическое значение: "биосфера переходит в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества". Здесь необходимо отметить, что для В. И. Вернадского новой геологической силой в эволюции биосферы является не само существование человечества, а рационально обобществленная деятельность последнего по преобразовыванию природных объектов. Эта сила способна в корне преобразовывать всю биосферу.

Из учения В. И. Вернадского следует, что становление ноосферы относится к периоду возрастания роли научно-технического прогресса в развитии общества с XVIII до ХХ вв. Ноосфера с социально-экономической точки зрения означает новое системное качество единства общества и природы.

Концепция ноосферы, разработанная Вернадским, имеет большое методологическое, эвристическое значение в познании взаимодействия общества и природы и играет большую роль в постсовременной тематизации устойчивого развития. В ней: 1) общество и природа рассматриваются в неразрывной связи, в рамках целостной системы; 2) фиксируется, наряду с единством, коренное качественное отличие общества от остальной природы, общество рассматривается не как один из равноправных элементов, а как высший, организующий элемент системы.

Экологическая проблематика привела к выработке новых мировоззренческих перспектив, качественно иного видения будущего, в которое, возможно, устремится рационально управляемый цивилизационный процесс. Социум должен изменить взаимоотношения с природой, приоритетными для него должны стать гуманитарно-общечеловеческие ценности. Интегральный интеллект человечества в принципе может обеспечить переход от стихийного сползания к глобальной катастрофе к управляемому, устойчивому и безопасному развитию.

Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, Мир, человека. Развитие целостного мышления (в отличие от преимущественно левополушарного) рассматривается в качестве первого шага на пути к развитию высокой нравственности, самосознания и самораскрытию потенциала личности для выполнения своего предназначения на Земле.

Это единственная педагогическая система прочно стоящая на фундаменте Законов Мира , общества, познания/постижения, психики человека, а также законов образования. Открытые в XXI веке эти системы законов впервые дают в руки педагога «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учёбе! Законы образования впервые обосновывают релаксационно-активный режим в учёбе, опору на личные мысленные образы учеников, вовлечение жизненного опыта ребёнка в учёбу и познание Мира.

Ноосферное образование – это :

1) эволюционно новый этап в развитии образования, продолжающий его совершенствование на современной научной базе,
2) системная технология организации учебной деятельности,
3) новая педагогическая система XXI века.

На входе в XXI век в России впервые в мире создан уникальный научно-методический комплекс: 1) Теория Творения и генетического энергоинформационного единства Мира и его Законов, 2) Периодические системы: а) Всеобщих Законов Мира, б) Общих законов человеческого общества, в) Общих законов познания и постижения, г) законов образования, д) законов психики, 3) концепция, методология, инструментарий ноосферного образования.

Эти эволюционные достижения современной науки и психолого-педагогической практики были апробированы в образовательных учреждениях восьми регионов России: в Калужской, Кемеровской, Вологодской, Владимирской, Московской областях, Санкт-Петербурге, Якутии, Бурятии, а также в Украине, Казахстане. Широкая география испытаний, высокие результаты и низкая затратность внедрения позволяют предложить систему ноосферного образования к внедрению в широкую практику.

Около 70 тысяч государственных и 500 частных школ России не справляются с катастрофическим падением нравственности, здоровья, успеваемости школьников и студентов. Россия занимает 69 место по соматическому здоровью населения. При этом 92% факторов не связаны с системой здравоохранения. Это – социальные факторы, которые формируются способом людей мыслить и жить.

Сегодня россияне запрашивают в Internet 850 тысяч раз в сутки информацию о наркотиках, 1,5 млн. раз о терроризме и лишь 250 тысяч раз – информацию духовного содержания. Информация определяет сознание. Россияне потребляют 350 тысяч тонн наркотиков в год. В итоге только 3–4% поступающих в школу детей здоровы. Каждый второй ребёнок нуждается в психологической коррекции. Среди 100 выпускников в Москве официально зафиксировано 190 хронических заболеваний.

Качество жизни является синонимом соответствия человека Законам Мира. Выживаемость человечества определяется знанием, принятием Законов Мира и организацией жизни в соответствии с ними. Доказано (закон Онсагера), что при возможности развития эволюции в нескольких направлениях реализуется то из них, которое соответствует минимуму рассеивания энергии, затрат. Человечеству необходимо овладеть этой истиной и научиться энергоёмким низкозатратным социальным технологиям.

Для овладения ими человек должен приобрести новые, эмерджентные качества: нравственное управление собственным мозгом, телом, психикой на основе Законов Мира . Такая постановка вопроса диктуется необходимостью построения общества с устойчивым развитием, т. е. общества гармоничного развития человека без угрозы для жизни последующих поколений.

Стратегия соразвития человека, природы и общества на базе Законов Мира и есть стратегия устойчивого развития. Необходимым и достаточным условием для устойчивого развития общества являются личности, способные выдвигать и воплощать идеи в соответствии с созидающими Законами Мира. Это обеспечивает неубывающий темп роста эффективного использования потенциальных возможностей людей и общества. Задача ноосферного образования – формирование таких творческих людей.

Миссией ноосферного образования является стратегический прорыв в новое качество технологий мышления, социального государства, качества жизни.

Ноосферное образование – наукоёмкая инновационная технология учебно-воспитательной деятельности с выработкой духовных и ценностных ориентаций учащихся на базе Всеобщих Законов Мира.

Ноосферное образование – это система, которая не декларативно, а фактически построена на раскрытии личностного потенциала ребёнка независимо от того, какой он изучает предмет. Учебная информация, которая предоставляется при помощи методик, воспринимается, усваивается и обрабатывается в системе «Ученик», не нарушая естественных циклов работы организма, что позволяет назвать этот процесс – сбережением здоровья. В учебный процесс задействуются не только функции мозга. В процесс обучения включается также и тело, так как оно является биологической антенной, а каждая его клетка – хранилище информации. Таким образом, каждое занятие становится маленьким открытием себя, учит быть в гармонии с собой, понимать себя и окружающих.

Ноосферное образование впервые выступает как образовательная система , формирующая личностное пространство ребенка, как пространство созидания. Впервые вместо слова «надо формировать» творческую личность, получен инструмент, который позволяет формировать такую личность в процессе обучения и воспитания.

Для этого создана социальная технология образования, позволяющая оптимизировать процесс образования и управления им, сделать его рациональным, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата. Основными компонентами этой технологии являются: концепция ноосферного образования, учитель, владеющий новой методикой преподавания, методика, ученик, биоадекватные учебники и учебные пособия, программы и технические средства обучения. Важно отметить, что новая образовательная технология может осуществляться в рамках действующих образовательных программ и на имеющейся материальной базе, практически без дополнительных капитальных вложений.

Результатом внедрения этой социальной технологии является новое качество образования. Раскрытие талантов становится не случайным явлением, а системой, которая будет формировать новую генерацию людей, качество жизни для которых будет определять не только и не столько потребительская корзина, сколько своё творческое самовыражение, созидание, как основной вид потребности.

В социальном управлении выделяют 4 уровня управления: личностный, социальный, планетарный и вселенский. И пока этот первый – личностный уровень будет оставаться без должного внимания, пока он будет формироваться как пространство потребления, как это было в СССР, будут оставаться ‘глиняные ноги’, которые будут падать и падать, несмотря на то, какие бы сложные и грандиозные задачи не решались на социальном, планетарном и даже вселенском уровнях.

Нарушение человечеством Всеобщих Законов Мира не оставит безучастным ни нашу планету, ни Космос к тому неразумному потребительству, которое практикует человечество, используя свои новейшие технологии и научные достижения. Ни власть, ни счета в банках не спасут от катастроф и стихийных бедствий, которые устраивает живая открытая развивающаяся система Земли, чтобы очиститься от человека неразумного.

Система ноосферного образования – одна из первых социальных технологий, которая решает самую сложную социальную задачу – создание Человека Будущего.

К. Э. Циолковский когда-то сказал: «Земля – это колыбель Человечества, но не может же оно все время находиться в колыбели». Ноосферное образование – это новый эволюционный этап развития человечества в созидающей сфере разума.

Цель ноосферного образования – мотивация системного, целостного (совокупно право– и левополушарного) мышления, оздоравливающего весь организм.

Стратегической задачей является раскрытие внутренних потенциалов системы образования и её эволюционное инновирование для формирования поколений молодёжи, способных совершать социально-технологические, культурные, мировоззренческие прорывы и вывести страну на лидирующие мировые позиции.

Результатом ноосферного образования является физически, нравственно и психически здоровый человек, практически пользующийся системным целостным мышлением в решении учебных, жизненных, производственных задач, лично и социально реализовавший себя творчески.

Инструмент перехода к ноосферному образованию – эволюционно созревшие (невостребованные ранее) возможности человека (5-й нейросоматический контур головного мозга).

Метод перехода – психолого-педагогические семинары-тренинги с одновременным внедрением инноваций в практику работы учителя.

Анализ результатов «точечного» внедрения ноосферного образования (на основе отчётов директоров 7-ми образовательных учреждений, начавших внедрение ноосферного образования с 2002 г.)

Результаты «точечного» внедрения ноосферного образования экспериментально подтвердили, что технологию ноосферного образования можно вводить по мере готовности учителя попредметно, поэтапно, без изменения государственных программ, структуры традиционной системы образования, без дополнительных бюджетных вливаний только при условии переподготовки учителей и администраторов. Эти условия позволяют определить ноосферное образование как эффективную образовательно-воспитательную систему, позволяющую достигать в короткое время высоких личных (в здоровье, учёбе, нравственных показателях) и социальных результатов.

Реинжиниринг (от англ. engine – двигатель, мотор, орудие) системы образования: проективные изменения движущих механизмов системы – целей, методов, методологии, инструментария воспитания и образования, подготовки и переподготовки кадров.

Цель ноосферного образования – достижение высочайшего качества образования на основе наукоёмких биотехнологий в соответствии с Всеобщими Законами Мира, законами общества, познания и постижения и законами образования, вытекающими из Всеобщих Законов Мира.

Частными задачами являются:

Замена традиционной системы образования ноосферным образованием в переходный период 2012–2020 гг., т. е. после кардинального перехода биосферы Земли на новый, эмерджентный уровень;

Подготовка и переподготовка педагогических и управленческих кадров для ноосферного образования;

На первом этапе вышеуказанного перехода создание модельных образовательных учреждений, работающих в системе ноосферного образования;

Создание комплекта инструктивно-методических документов, пилотных проектов, моделей для общепланетарного внедрения ноосферного образования.

Технология проекта – эволюционный реинжиниринг традиционной системы образования с сохранением государственных программ, учебников, классов, финансирования и т.д.

Форма перехода : «точечное» внедрение ноосферного образования по мере готовности администрации и учителей образовательных учреждений в течение 5–7 лет.

Затем включается механизм самоорганизации процесса внедрения ноосферного образования в практику. На каждую школу готовится по 10 педагогов-новаторов.

Принципиальные отличия ноосферного образования

Целевые отличия: ноосферное образование – эволюционно новый этап развития традиционного образования. Оно нацелено на воспитание гармоничной личности и общества с устойчивым развитием.

Структурные отличия. Ноосферное образование представлено комплексом наукоёмких разработок различной иерархической направленности:

1) системой научно-теоретического обоснования всех аспектов ноосферного образования в виде концепции;

2) системной стратегией мировоззренческого, идеологического, кадрового, методологического и методического обеспечения в виде доктрины ноосферного образования;

3) тактической разработкой практических направлений инновационной деятельности в виде комплексной программы внедрения;

4) агрегированной схемой системного взаимодействия составляющих процесса реформирования образования;

5) оптимальным инструментарием для всех звеньев и уровней ноосферного образования в виде комплекса наукоёмких психолого-педагогических биотехнологий преподавания, управления и подготовки кадров.

Затратные отличия. Ноосферное образование является самой дешёвой социальной технологией. Оно не требует затрат на материально-технические, административные, структурные, программные, управленческие изменения, так как осуществляется за счёт активизации естественных интеллектуальных механизмов личности, ранее не востребованных в образовательном процессе. Осуществляется в форме подготовки кадров в ВУЗах, переподготовки кадров в поствузовском периоде.

Технологические отличия. Ноосферное образование интегрирует социальные технологии трёх типов: «know how» (тактики), «know way» (стратегии), «know what» (мировоззрения).

Функциональные отличия. Ноосферное образование функционально повышает эффективность потенциалов членов общества, т. е. обеспечивает их эволюционное развитие на основе Всеобщих Законов Мира и даёт ощутимые результаты по параметрам:

1) высокое качество знаний,
2) сбережение здоровья;
3) духовно-нравственный рост;
4) мировоззренческая гармония;
5) социализация личности;
6) сокращение социальных затрат.

Информационно-интеллектуальная безопасность. Ноосферное образование впервые провозглашает и реализует принцип естественной безопасности (соблюдение норм и законов работы мозга, тела учащихся) и потенциальной интеллектуальной безопасности – использование средств и методов, не нарушающих естественную безопасность в любом отдалённом от момента учёбы периоде времени.

Универсальность. Ноосферное образование использует инструментарий, адекватный возможностям человека любого возраста, и поэтому используется во всех звеньях образования населения: дошкольном, школьном, вузовском, поствузовском, образовании взрослых, создавая систему непрерывного образования и воспитания граждан.

Ноосферное образование – это новый этап в эволюции образования. Он стартовал в 90-е годы ХХ в.. Ему предшествовали этапы доклассического (античного, средневекового), классического (ХVII – ХVII вв.), неклассического (XIX – 40 гг. ХХ в.), постнеклассического (50-90 гг. ХХ в.) образования. Каждый из этапов отличался соответствующим времени научным фундаментом, специфической целью, задачами, методологией, методиками. К примеру, целью классического этапа было образование классически (по образцу античного) образованного человека на базе наследия прошлого. Поэтому задачами образования было овладение древними языками, риторикой, классической математикой, историей, географией, музыкой, танцами. Классические гимназии, школы, университеты были основными типами учебных заведений. Методология базировалась на ньютоновской парадигме Мира, формальной и математической логике. Преобладающими педагогическими методами были монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ учебных книг, письменные работы учеников. Именно тогда Ян Амос Коменский заложил научную, методологическую и методическую базу образования, создал образцы учебных книг, классно-урочную систему преподавания и классических школ во всей Западной Европе.

Для неклассического этапа образования (XIX – 40 гг. ХХ в.) цели подготовки человека для обслуживания мануфактур, фабрик, заводов, концернов и других объединений промышленно-экономического профиля становятся определяющими задачи, методологию, методы преподавания. Важнейшей задачей стало обучение учащихся навыкам ремесленного труда. Так появляются реальные школы и училища. Методология утверждает приоритет и методы практического «делания» – обучения с ориентацией на труд промышленных рабочих, механиков и инженеров. Создавались новые учебные книги, преподаватели часто готовились в цеху. Работа в мастерской стала важнейшим приёмом с соответствующими методами «делай как я». Выдающиеся педагоги И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, К. Д. Ушинский привносят дополнительные приёмы трудового обучения, создав собственные подходы, педагогические концепции. Осознание потребностей образования неклассического периода его истории, в первой четверти ХХ в. получило научно-методологическое обоснование в принципах относительности (А. Эйнштейн), дополнительности.

Постнеоклассическое образование (40–90 гг. ХХ в.) было вызвано к жизни потребностями послевоенного времени: новой расстановкой социально-политических сил в мире, утверждением гуманистических идеалов, демократических свобод, воспитанием человека с широкими интересами, отходом от парадигмы «производящего человека», научно-техническим прогрессом. Происходил творческий поиск педагогических методов, школ разного типа: специальных математических, химических, биологических, языковых, художественных, спортивных. Создавались тематические программы историко-патриотического, национально-этнографического, интернационального, экологического образования и воспитания молодёжи. Было предложено около 500 авторских методов и методик, педагогических приёмов и технологий: национальных, региональных, авторских, коллективных. «Расслоение» педагогической практики привело к забвению научной методологии, системного подхода в образовании в целом.

Современное развитие науки позволило в начале XXI в. ввести в мировое информационное пространство мощную научную блок-базу: теорию Творения и генетического единства Мира, системы Всеобщих Законов Мира, Законов человеческого общества, законов познания/постижения. На этом общенаучном фундаменте строится специальный научный фундамент педагогики как науки о преподавании и воспитании учащихся. Он включает систему специальных законов образования, систему специальных законов педагогической методологии, систему законов психики человека.

Благодаря этим принципиально новым и ранее небывалым научно – методологическим новациям в жизнь уверенно входит эволюционно новый этап педагогики и системы образования в целом. Он назван ноосферным (от греч. noos – ум, разум), поскольку роль одухотворённого разума в информационном обществе неизмеримо возрастает по сравнению с предыдущими этапами развития.

Ноосферный этап в эволюции образования имеет особую миссию : на современной научной базе интегрировать лучший мировой и отечественный психолого-педагогического опыт и создать образовательную систему, способную ответить на вызовы XXI в.: воспитание и подготовка человека, конгруэнтно Всеобщим Законам Мира. Такой человек духовен, нравственен, интеллектуален, исполнен творческих возможностей, здоров, гармоничен Миру, Природе, Космосу.

Руководствуясь предыдущей концептуализацией, которая привела к существующему положению дел в образовании, мы можем не изменять её, если нас всё устраивает. Если же предыдущая концепция сработала плохо или недостаточно хорошо, и она нас не устраивает, мы должны искать более эффективную. Общество не придёт к нововведениям и не сможем сдвинуться с места без новой концепции, т.к. в ней заключается и новая методология как наука, разрешающая применение того или иного принципа, педагогического метода. Он, в свою очередь, даёт планируемый результат образовательного процесса. Понимая динамику изменений тандема науки и образования, давайте задумаемся, что же нас не устраивает в образовании сегодня? Каковы же рифы, препятствующие движению в море знаний корабля «Образование»?

1. Отсутствие в традиционном образовании научно-духовного мировоззрения генетического единства Мира – Природы – человека. Это препятствует созданию фундаментальных основ и ориентиров для построения передовых школьных и вузовских программ, созданию на этой базе учебников, методов, пособий и подготовки педагогических кадров нового поколения, т. е. учитывающих в своих профессиональных и жизненных позициях Всеобщие Законы Мира и Общие Законы человеческого общества. Этот главный мировоззренческий «риф» создаёт в обществе в целом и в образовании, в частности, ситуацию безнадёжности, смятения, метаний и шараханий от одного «спасательного круга» к другому с потерей энергии и жизненных сил. Отсутствие до последнего времени общепризнанного эталонного научно-духовного мировоззрения, к которому следует стремиться, порождает массовые заблуждения, неверие в возможность устремления к Истине, блуждания во мгле, бесперспективность, отчаяние, пустоту жизни, следовательно, ненужность учёбы, школы, образования. Этот мировоззренческий дефект теперь исправлен. Создана Теория Творения и генетического энергоинформационного единства Мира, впервые доказавшая Божественное происхождение Мира, создание и управление им Мировым Духом-Творцом. Эта теория стала базой для открытия Всеобщих Законов Мира. Она объяснила множество (практически все) явлений Природы и общества, которые оставались «тайной за семью печатями».

2. Отсутствие до последнего времени фундаментальной природосообразной теории личности, конгруэнтной специальным законам психики человека и специальным законам сбережения здоровья личности. Это не позволяло сформулировать непротиворечивую цель образовательно-воспитательной деятельности на научной базе и препятствовало созданию целостной и системной модели выпускника школы и вуза. В результате, у значительной части населения отсутствует понимание места и предназначения человека на планете, в обществе, семье. Создаются условия для манипулирования личностью, которая не имеет собственных идеалов, ориентируется на иллюзию вседозволенности, «всемогущества» человека вплоть до искажения его собственной природы.

3. Отсутствие современной теории познания (гносеологии), конгруэнтной общим законам познания и постижения. Это препятствовало внедрению системы специальных законов образования, педагогической методологии, ориентированных на генетическое единство Мира. Нарушались и нарушаются принципы познания и постижения, преподавания, воспитания. Рождаются многочисленные новые методики, приёмы, средства, инструменты образовательного процесса, однако не стоящие на фундаменте Всеобщих Законов Мира, а потому несовершенные. И этот «риф» теперь устранён.

Мы рассмотрели три рифа, невидимых глазами. Система образования, как корабль, потерявший управление, застряла на этих рифах и обездвижена из-за недостатка ведущих принципов. Понятно, почему бесконечные волны педагогических попыток сдвинуть педагогический корабль с его, не утверждающей жизнь стоянки, разбиваются.

Профессиональная воля капитанов корабля под названием «Образование» – государственных мужей, потерявших истинный курс эволюции образования в океане мировоззренческого хаоса, оказался в плену сиюминутных интересов. Невооруженные современными фундаментальными педагогическими знаниями, они не видят планетарно-космической миссии образования, его стратегической цели, не ведая об истинном эволюционном курсе образования. Они не ведают, к какой серьёзнейшей опасности, а фактически к какой ужасной катастрофе они ведут не только корабль «Образование», но и всю планету Земля.

Осознать истинный, эволюционно значимый курс корабля «Образование» – значит понять иерархию мировоззрений в обществе, сделав среди их множества главный выбор – мировоззрение о генетическом единстве Мира и об управлении им Творцом (Всеразумным Началом Космоса).

Выбрать эволюционно потребное обществу мировоззрение – значит наметить вектор движения корабля.

Утвердить это мировоззрение как стержень и цель системы образования – значит направить курс корабля к искомой цели по безопасному для него и землян пути.

Что же следует предпринять капитанам сегодня, чтобы осознать – выбрать – утвердить курс вверенного им обществом корабля?

Надо сделать всего три шага.

1. Познакомиться с современным достижением мировой и отечественной науки – Теорией Творения и генетического единства Мира.

2. Принять аксиому эволюционной изменчивости мировоззрений. Осознать закон достаточности личного мировоззрения для получения базовой энергии, биологически адекватной программам жизнедеятельности и построения системы управления образованием.

3. Осознать и прочувствовать закон личного выбора мировоззрений, согласно которому «Человек осуществляет личный выбор мировоззрения, принимая ответственность за него перед своим высшим потенциалом, предназначением, обществом».

Эти три шага, естественно, приведут к вопросу: Если Мир генетически един, и я выбираю этот взгляд на него, что же такое учащийся человек и какова модель выпускника, к которой должно быть устремлено нынешнее образование?

Биологическая (физиологическая), социальная и духовно-психическая система «человек» является биорезонансной и способна принимать, передавать и производить экспертную оценку (узнавать, выбирать, присваивать, отбрасывать) волновых информационных сигналов. Эта уникальная система – связующее звено между проявленным (материальным) и непроявленным (идеальным) мирами. Её функция не имеет аналогов на планете: ни одна система на планете Земля не способна превращать свои мысли, идеи, замыслы в материальные объекты: дома, дороги, приборы, книги, картины, вещи, автомобили. Инструментом, отличающим человека от всего духовно-материального мира, является творчество. Проявленное в разнообразных сферах жизни, оно определяет предназначение человека. Высший уровень возможностей человека, устремлённого к реализации своей мечты, и есть его Высший потенциал. Способствовать реализации человеком своего предназначения в социальном, планетарном, космическом планах и есть предмет педагогического труда в высшем, а потому истинном, его понимании. В этом суть научно-педагогической планетарно-космической теории личности на фундаменте Теории Творения и генетического единства Мира. В рамках этой теории создана модель выпускника школы нового эволюционного этапа системы образования. Рассмотрим её ядро.

В центре схемы расположен Высший потенциал ученика как интегрированная сумма всех высших возможностей его личности. Они представлены как физический, творческий, межличностный, социальный, принципиальный, универсальный (космический) уровни развития личности. Это модель собственно личности вне окружающей среды.

Профессиональное знание капитанов корабля «Образование» – государственных мужей, в предстоящей истории человечества взявших истинный курс на эволюцию образования в океане мировоззренческого хаоса, станет способным утвердить в жизни человечества модель ноосферного (в будущем – космичного) образования, творящую Человека творческого, биоадекватно и трезво мыслящего. Известно, что кораблю без курса, которому некуда плыть, любой ветер будет попутным.

Вот зачем нужны концептуальные подвижки в образовании. Образование под руководством сферы одухотворённого разума человека – всей духовности, культуры, науки, доброй и полезной практики. Термин «ноосфера» привнёс в русский язык и науку В. И. Вернадский в 30-е гг. прошлого века. Более 60 лет идеи о ноосфере были забыты. Но с 1999 г., когда вышла монография Н. В. Масловой «Ноосферное образование», это инновационное направление стало набирать силу. Это единственная целостная педагогическая система, созданная на фундаменте Теории генетического энергоинформационного единства Мира (Б. А. Астафьев), Всеобщих Законов Мира (Б. А. Астафьев, Н. В. Маслова) и специальных законов образования (Н. В. Маслова).

Концептуальная новизна научной методологии генетического единства Мира, привносит в педагогическое сообщество новые понятия, подходы, термины, постулаты, принципы и методику. Остановимся на фундаментальных системобразующих терминах, понятиях, определениях.

Система – целое, составленное из ряда взаимодействующих элементов, каждый из которых или их простая сумма не обладают всем комплексом качеств, которыми обладает система, т. е. система эмерджентна по отношению к любому из составляющих её элементов, а потому она богаче в выборе средств эволюционного развития. Система создаётся для реализации определённой цели и имеет набор первичных элементов, объединённых отношениями их единства на основе правил композиции. Научное определение системы необходимо для отчётливого взгляда на системы образования, педагогического знания, педагогической методологии и системное построение концепции.

Концепция ноосферного образования – это принципиальная логико-ментальная модель системы ноосферного образования…

(Фрагмент Открытой Публикации по Системе Ноосферного Образования и методикам Духовно-Научного Развития Человека и Общества Третьего Тысячелетия, Гранд-Доктора Философии и Образования, Профессора и Академика Н.В.Масловой – Члена Духовно-Экологической Ноосферной Ассамблеи Мира)

Всех Вселенских Благ и ПРЕОБРÅЖЕНИЯ, …

Методическая разработка для преподавателей физкультуры

Основателем учения о ноосфере является академик В. И. Вернадский, который впервые отметил, что биосфера по мере эволюции человечества постепенно переходит в ноосферу - сферу разума, когда все люди активно участвуют в общественной жизни, в политической деятельности и образовательном процессе.
Академиком Российской академии естественных наук Н. В. Масловой разработана и научно обоснована система ноосферного образования. Это оказалось своевременным и актуальным в связи с необходимостью устранения разрушительних действий человека на биосферу. В наше время существуют противоречия не только между обществом и природой, что предусматривал В. И. Вернадский, но и обострение отношений между религиями, культурами, цивилизациями.

Многочисленными исследованиями установлено, что ноосферное образование, основанное на Законах Мира, обеспечивает выход из сложившейся ситуации. Сегодня человечество переживает информационную революцию, выходит в новые информационные пространства, нарушая при этом природосообразность, а перегрузки учащихся учебной информацией приводит к ее плохому постижению и появлению хронических заболеваний.
Для решения этих задач нужны качественно новые институты образования и семьи. Ноосферное образование является самым эффективным и высокопроизводительным способом решения образовательных и воспитательных задач, причем без дополнительных финансовых затрат и в полном соответствии с государственными программами образования.
Ноосферное образование - это инновационная технология учебно-воспитательной деятельности с развитием духовных и ценностных ориентаций на базе Законов Мира. Целью ноосферного образования является активизация системного, целостного (как совокупность лево - и правополушарной) мышления, которое оздоравливает весь организм. Продуктом ноосферного образования является физически и психически здоровый человек, который на практике пользуется системным целостным мышлением в решении учебных, жизненных и производственных задач, лично и общественно творчески реализует себя.

Учителя, которые преподают по идеям ноосферного образования, используют урочную форму преподавания учебных дисциплин, применяя элементы биоадекватной здоровьесберегающей методики. Одним из основных элементов урока, основаных на идеях ноосферного образования, является релаксация - достижение с помощью специальных упражнений глубочайшего расслабления организма. В таком состоянии возможна саморегуляция тех функций, которые в обычных условиях управлению не подлежат. Следует отметить, что расслабление мышц всегда является показателем положительных эмоций, состояния покоя, радости, уравновешенности (через связь с подсознанием, с духовным миром, со своей духовной программой). Глубокое мышечное расслабление способно ослабить или даже остановить негативные эмоции и изменения во внутренних органах, которые их сопровождают.

Постоянная нехватка времени, напряженная работа, отсутствие ритмичности в деятельности, необходимость сдерживать внешние проявления эмоций создают у человека предпосылки к утрате навыков непосредственного расслабления, к появлениюстойкого гипертонуса мышц. Исследования свидетельствуют, что у учащихся и преподавателей навыки непосредственного расслабления находятся на низком уровне, вследствие чего резко проявляются переживания, тревожность, страх и другие негативные эмоции. Это мешает созданию ощущения спокойствия и удовлетворения. Упражнения по релаксации помогают самоотслеживанию, то есть упоминание событий и ощущений.

Особенностью природосоответствующей методики целостного мышления, которая лежит в основе ноосферного образования, является включение в процесс обучения нескольких «волшебных ключиков», с помощью которых достаточно легко можно достичь гармонии тела, ума и души.

Первый «ключик» - изменение ритма работы мозга. Известно, что ритмы работы мозга меняются несколько раз в день. Немецкий ученый Г. Бергер, используя аппаратуру, позволяющую зафиксировать энцефалограмму, выяснил в 1929 г., что как только человек закрывает глаза, его мозг начинает генерировать ритмы частотой 8-12 колебаний в секунду, которые Бергер назвал альфа-волнами.

Когда человек просыпается и начинает делать свои обычные дела, мозг функционирует в режиме 12-15 колебаний в секунду, а во время самой активной деятельности частота достигает 20-25 колебаний в секунду. Это ритм активного дневного сознания, именно на этом уровне человек думает и действует. Альфа-ритм соответствует нашей дневной мечтательности или ночным сновидением. С помощью специальной методики можно научиться по своему желанию снижать ритмы работы головного мозга до альфа и тета уровней и находиться на этом уровне, не засыпая, определенное время. Следует только помнить об открытии Бергера: головной мозг автоматически переходит в альфа-ритм, когда человек закрывает глаза.

Этот незначительный, на первый взгляд, элемент используется в природосообразной методике целостного мышления. За счет изменения ритмов работы мозга, он получает небольшой перерыв в активной деятельности и возможность восстановить работоспособность.

Второй «ключик» - использование в работе периферического зрения ученика. Зрение отправляет в мозг большую часть информации из окружающей среды. Это происходит благодаря сетчатке, в которой находятся светочувствительные клетки: 5-7 млн колбочек и 125 млн палочек. Колбочки воспринимают цвет, форму, размеры предметов в условиях дневного света, а палочки очень чувствительны в условиях затемненного освещения, а также отвечают за периферическое зрение. Невропатолог Н. А. Давыдовская отмечает, что периферийное зрение «работает» на внутренний мир человека и создания образов, которые формируются с помощью именно периферического зрения. Это еще один природный элемент, необходимый для «образования» человека. Пользуясь на уроке периферическим зрением, ученик учится чувствовать и понимать себя, свой внутренний мир (эмоции, чувства, настроение). Это поможет ребенку в дальнейшем развитии адекватно себя оценивать, а не только состояние и действия внешнего мира; осознать свой «Дар Божий», скорее раскрыть талант и стать счастливым.

Биоадекватная методика обучает каждого ученика и учителя пользоваться природным механизмом мышления с помощью образов. Создание образа с помощью мысли (мислеобраз) - это не отпечаток предмета в сознании и не мысль, что просто промелькнула. Это индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный образ предмета или явления. Весь опыт человека зашифрован в мислеобразах и хранится в долгосрочной памяти - подсознании, где хранится информация обо всем, что было увидено, услышано, воспринято органами чувств, начиная от момента зачатия. Подсознание хранит мислеобразы, формируя разум человека. Когда возникает необходимость, из подсознания достается информация в виде мислеобраза.

Приведенные далее материалы приведены, исходя из личного опыта и не являются обязательными для использования. Каждый учитель должен лично подкармливать свой урок, «прожить» его с начала до конца еще до дня проведения, а на самом уроке следует действовать, исходя из сложившейся ситуации, учитывая эмоциональное состояние учащихся, их готовность и настрой к работе и др. Приведенный конспект урока является уроком концентрированного обучения, во время которого привлекаются все каналы восприятия информации. В повседневной работе для прочного освоения нового материала и закрепления уже изученного необходимо использование любых трех каналов восприятия и упражнений на координацию. Главными факторами успешной работы являются: правильный подбор упражнений для подготовительной части урока; сохранение последовательности этапов восприятия учебного материала; чередование фаз активности и расслабления и работы правого и левого полушарий головного мозга; создание положительного эмоционального климата и др.

Утверждаю

Директор техникума

Е.Е.Бочкарева

«_____»____________2018г

План – конспект

по легкой атлетике для студентов 1 курса

Тема: Легкая атлетика

1. Повторить технику выполнения низкого старта.

2. Усовершенствовать технику выполнения прыжка в длину с места.

Цель: - способствовать развитию скоростно–силовых качеств, координации движений, ловкости;

Воспитывать дисциплинированность, умение преодолевать трудности, уверенность в ведении здорового образа жизни.

Место проведения: спортивная площадка (спортивный зал)

Время проведения: 90 минут

Материально – техническое обеспечение урока:

секундомер, свисток, магнитофон, аудио кассета с записью

мелодии для релаксации

1. Вступительная часть занятия – 8 минут.

Доброе утро! Продолжаем проводить занятия по физической культуре и рассматривать тему: «Легкая атлетика».

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим повторение техники выполнения низкого старта, а также совершенствование техники выполнения прыжка в длину с места.

Подойдите ко мне, образуйте круг, наклонитесь вперед, опустите руки вниз и стряхните с себя все то, что не есть чистота: страх, плохое настроение, разочарование, боль. Выпрямитесь. Поднимитесь на носки, поднимите руки вверх и почувствуйте, как солнечное тепло, покой, радость, здоровье, сила наполняют каждую клетку вашего тела.

Проведем подсчет ЧСС (частоты сердечных сокращений) для того, чтобы узнать как чувствует себя ваш организм перед началом физических нагрузок.

Целью сегодняшнего урока является развитие скоростно – силовых качеств, координации, ловкости. Для того, чтобы развивать эти качества, нужны прежде всего желание и настойчивость.

Перед тем, как начать подготовительную часть урока, нужно подготовиться к надлежащему выполнению физических упражнений. Для этого проведем упражнение «Африканский дождь». Мы готовы к выполнению упражнений и начинаем подготовительную часть урока.

II. Подготовительная часть – 30 минут.

1. Ходьба на носках, пятках, внешней, внутренней стороне ступни.

2. Упражнения для мышц шеи.

3. Упражнения для:

а) кистей,

б) локтевых суставов,

в) плечевых суставов.

4. Разнообразные махи ногами.

5. Наклоны туловища на каждый шаг: ноги прямые, шаги короткие.

6. Ходьба выпадами с поворотом туловища в сторону выпада.

7. Ходьба в полуприседе, руки на поясе.

8. Ходьба в полном приседе, руки за голову.

9. Прыжки на двух в полном приседе, руки за голову.

10. Бег 20 – 30 м с переходом на ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.

Специальные упражнения бегуна:

1. Бег с высоким подниманием бедра.

2. Бег с захлёстыванием голени.

3. Скачкообразный бег.

4. «Ножницы».

5. «Кенгуру».

6. Бег в упоре.

7. Бег с отталкиванием ступней вверх.

8. Бег с ускорениями на отрезках 10 – 15 метров.

9. Стартовое ускорение из положения опоры одной рукой о дорожку.

10. Подсчет ЧСС.

11.Повторный подсчет ЧСС через 2 минуты (определение индивидуальной восстанавливаемости организма после интенсивных нагрузок)

III. Основная часть – 35 минут.

Различают два основных вида старта: высокий и низкий.

Низкий используют в беге на короткие дистанции. Бывает обычный, растянутый и сближенный. При обычном одна нога ставится от стартовой линии на расстоянии 1 – 1,5 ступни, а вторая – длину голени от первой.

Переходим к практическому выполнению. Старт выполняется с такими командами: «На старт!», «Внимание!», «Марш!».

Продолжим развитие скоростно – силовых качеств. Рассмотрим и будем тренировать технику выполнения прыжка с места с отталкиванием двумя ногами. (каждый преподаватель самостоятельно определяет порядок и интенсивность выполнения упражнений для развития скоростно-силовых качеств)

IV. Заключительная часть – 17 минут.

1. Построение в одну шеренгу.

2. Подсчет ЧСС.

3. Подведение итогов урока с акцентированием внимания на положительном и без концентрации внимания на ошибках.

4. Проведение релаксации с целью восстановления организма студентов после значительных физических нагрузок.

5. Предлагаю разместиться на скамейках, занять удобное положение без перекрещивания рук и ног.

Расслабьте мышцы головы, лба, глаз, ушей, щек, носа, подбородка, шеи. Поток расслабления плавно движется вниз и расслабляет плечи, руки, пальцы рук до самых кончиков. На кончиках пальцев находятся волшебные задвижки через которые выходит все, что не есть чистота: страх, усталость, боль, злость. Когда нужно будет, задвижки закроются сами. Поток расслабления спускается вниз и вы чувствуете тепло и расслабление в спине, груди, животе, внутренних мышцах таза. Поток расслабления продолжает двигаться вниз по ногам до самых кончиков пальцев, выдавливая наружу через волшебные задвижки все ваши отрицательные привычки и эмоции. Когда будет нужно, задвижки закроются.

Представьте себе образ места покоя, где вы чувствуете себя полноправным хозяином и можете изменить в себе все, что пожелаете: фигуру, лицо, прическу, одежду, обувь. Почувствуйте запахи, которые есть в вашем месте покоя, прикоснитесь руками к тому, что там есть. Отыщите в своем образе места покоя воду. Подойдите к ней, почувствуйте ее силу, величие. Заходите в воду, все глубже и глубже. Почувствуйте на себе, как вода вымывает из каждой клетки вашего организма все, что не есть чистота и наполняет ваш организм здоровьем, счастьем, любовью. Выходите из воды. Поблагодарите образ воды, которая помогла вам набрать здоровье и силу. Поблагодарите образ места покоя за то, что он вас принял и помог в работе над собой.

Ощутите пальцы рук, сожмите их в кулаки и уверенной пружинящей походкой возвращайтесь в пространство места, где мы с вами проводим занятие. Я вас всех люблю и жду. Каждый в своем темпе открывает глаза.

Удалось ли вам расслабиться?

Вы смогли представить образ места покоя?

Каким оно было?

Что вы видели?

К чему прикасались?

Нашли ли вы воду в вашем месте покоя? Вам удалось зайти в воду?

Вы чувствовали мощные колебания воды?

Вам удалось отдохнуть во время релаксации?

Домашним заданием будет:

Нарисовать на листе бумаги сегодняшнее воображаемое путешествие, а также выполнять специальные беговые упражнения.

Занятие закончено! Всего хорошего!

Литература

1.Биоадекватная методика преподавания / Н. Ст. Маслова, Н. Ст. Антоненко, Н. В. Ульянова и др; отв. ред. Н. Г. Куликова. - М: Центр РАЕН «Планета Семь-Я», 2008.

2.Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. - М: Наука, 1991.

3.Маслова Н. Ст. Ноосферное образование. - М. Инст-т холодинамики, 2002.

Накануне третьего тысячелетия заметно возросли поиски концепций новой школы и образования на основе синтеза космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни.

“Взрыв” обусловлен потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментарием для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты - НООСФЕРУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ноосферное образование - новый этап в развитии педагогики

(доклад на педагогическом совете)

Юшкова Е.Б., учитель физики

Накануне третьего тысячелетия заметно возросли поиски концепций новой школы и образования на основе синтеза космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни.

“Взрыв” творческой энергии деятелей науки, культуры и образования обусловлен потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментарием для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты - НООСФЕРУ.

Со слов академика Масловой: «Создание передовой системы образования -
это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача человечества на пути к устойчивому развитию».

Термин "ноосфера" привнесен академиком В.И.Вернадским в начале 20 века и означает сферу одухотворенности разума.

Ноосфера - это пространство и эпоха единения индивидуального и коллективного разума и духовности, целостного качества мышления и личности

Только обновленная и усовершенствованная система образования позволит нам органично войти в новую, направленно развиваемую человеком сферу жизни на планете Земля.

Академик Н. Н. Моисеев, говорил «Мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний мир человека превратился в его основную ценность. Вот здесь и лежит ключ к самому человеку - сохранению вида «homo sapiens» на планете».

По сути дела, ноосферное развитие - восстановление экологического равновесия на планете . Ноосферная наука – это эволюционно неизбежный этап роста знаний, когда человечество овладевает Всеобщими Законами Мира, Общими законами человеческого общества, познания и постижения, новыми механизмами мышления, использует природосообразные биотехнологии.

Необходимым и достаточным принципом ноосферного образования является природосообразность (биоадекватность) . Этот принцип - интегральная сумма известных принципов.

Биологически адекватная методика представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ (образонов) по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.

В методике преподавания ничего нового, кроме активизации творческих способностей и экономии мышления: это - кратчайший путь к цели. Можно 10 лет учить русский или иностранный язык, или любой другой предмет, но не уметь пользоваться полученными знаниями, Можно представить некое «лоскутное одеяло» из правил и отрывочных сведений, которое многим не под силу соединить в цельное знание. Снова заговорили о ноосферном образовании и его необходимости после исследований PISA, в результате которых наша страна и наше образование занимают 41-43 места, что значительно ниже среднего балла стран, входящих в ОЭСР – Организацию экономического сотрудничества и развития.

В методике ставится цель: смотивировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика и научить ученика пользоваться новым мыслеобразом, т. е. сделать его творческой подвижной микроструктурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов. (метапредметный подход)

Педагог нового поколения должен привнести целостное мышление в качестве базового инструмента в педагогику. Синтез знания и умения - вот отличительное качество педагога.

Специалистами РАЕН разработан практический инструментарий, модели и концепция ноосферной школы. Созданы программы и пилотные проекты для инновационного развития системы образования. Большая группа специалистов отделения работает по созданию нового поколения учебников, адекватных природе мозга человека. Важнейшей целью практической работы отделения является переподготовка кадров для системы образования

На экране представлены примеры некоторых образонов из различных учебников: С.В.Балашев, Н.В.Маслова "Русский язык" Биоадекватный учебник русского языка для школы 1-8 кл; И.Карелина, Н.Маслова, Н.Антоненко "Русский язык" ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ Биоадекватный учебник для 5 класса; Н.В.Маслова, И.А.Балюк "Древо английского языка" Биоадекватный учебник для 6 класса; А.Г.Ванцян, О.А.Карабутова "ФИЗИКА" Биоадекватный учебник для 7 класса; Т.Н.Дунаева "МАТЕМАТИКА"
Биоадекватный учебник для 1 класса