История России (кратко). История России (кратко) Значение и цена победы советского народа над фашизмом

Государства уникальна. Она наполнена огромным количеством разных событий. Безусловно, всю историю Российского государства невозможно описать в рамках одной статьи. Рассмотрим некоторые основные события.

Восточнославянские племена

Начало складывания государственности исследователи относят к VIII-IX векам. В этот период население переходит от присваивающего хозяйства к производящему. причиной возникновения имущественного неравенства.

В VIII-IX вв. стали возникать города-государства. Для обеспечения жизнедеятельности населения в них были сформированы:

  • Орган управления. Им мог быть совет старейшин или народное собрание.
  • Городская община. Это была территориальная организация, состоявшая не из кровных родственников, как раньше, а из соседей.
  • Дружина. Ее возглавлял князь. В задачи дружины входила защита территории от нападений, а также сбор налогов.

После неолитической революции с XI в. население стало использовать металл, началось разделение труда. В результате в обществе стали складываться разные социальные группы: ремесленники, дружинники, купцы, городская администрация.

Впоследствии отдельные города стали выделяться среди других. К примеру, высот экономического и социального развития достиг Новгород. Вокруг таких крупных городов начала складываться славянская государственность. Особую роль в этом процессе сыграло христианство, принятое в 988 г.

На начальных этапах развития государства хозяйство развивалось по экстенсивному пути: не за счет совершенствования производства, повышения качества труда, а за счет привлечения дополнительной силы и освоения новых земель.

Многие исследователи связывают начало Российского государства с освобождением от татаро-монгольского ига. Именно после этого, полагают историки, страна перешла на новый этап развития.

Территория Российского государства всегда привлекала завоевателей. Страна постоянно находилась под угрозой нашествия. В 16 в. Российское государство участвовало в сражениях в общей сложности 43 года, в 17 - 48, в 18 - 56 лет.

Социально-экономическая ситуация

К концу XV столетия сформировались условия для образования Российского государства .

В течение XIV-XV вв. возникли социально-экономические предпосылки для усиления феодального хозяйства. Огромное количество людей находились в разной зависимости от представителей высших слоев населения - светской и духовной знати, а также княжеской власти. После освобождения от татаро-монгольского ига начали восстанавливаться города. Однако большая часть территорий, кроме Новгородско-Псковской земли, находились на второстепенных позициях в социально-экономической системе.

Множество владений, находившихся в городах, принадлежало феодалам. В целом же городские территории подчинялись усилившейся власти князя. Под ее влиянием устранялись последние признаки городского самоуправления.

В торговле основную роль также играли феодалы. За счет полученной прибыли знать укрепляла свои хозяйства. Денежные средства, накопленные простыми горожанами, изымались князьями. Часть передавалась в Орду, часть шла на личные нужды правителя.

Все эти факторы обусловили формирование неблагоприятных условий для появления ранних буржуазных элементов. В Российском государстве укреплялся феодализм, устанавливались крепостнические отношения между знатью и простым населением.

Экономическое взаимодействие территорий было слабым. Торговые связи охватывали незначительную часть граждан. Крупные города, находясь в составе Российского государства , стали развиваться преимущественно как локальные центры политической и экономической жизни.

После освобождения страны от Орды основной политической силой стали московские князья.

Начало царствования Ивана III

В то время как русские земли находились в зависимости от Орды, европейские страны шли по пути интенсивного развития. Некоторые из них даже не знали ни о каком Российском государстве . После освобождения от Орды страны Европы были в прямом смысле огорошены внезапным возникновением колоссальной империи.

Отдельные зарубежные политики попытались воспользоваться созданием Российского государства для борьбы с Турцией. Сначала в Москву прибыл Николай Поппель - подданный Германской империи. Он предлагал Ивану III корону и брак племянника императора с дочерью русского правителя. Однако предложение принято не было.

Установить связи с Российским государством стремились и другие зарубежные державы. К примеру, Венгрии нужен был союз для облегчения борьбы с Польшей и Турцией, Дании - для ослабления Швеции. Сигизмунд Герберштейн побывал в Российском государстве в первой трети XVI в. дважды. Именно он впервые составил обстоятельные "Записки о делах в Московии".

Русское правительство также нуждалось в установлении связей с зарубежными странами. Однако внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. была направлена на реализацию особых сложных задач и отвлечение сил и ресурсов на борьбу с Османской империей могло только помешать их осуществлению.

В первую очередь необходимо было завершить объединение русских земель. Для этого в Молдавию и Венгрию был отправлен Федор Курицын. Он должен был договориться о совместных действиях против Польши и Литвы.

Отношения с Крымским и Казанским ханствами

Внешняя политика Российского государства конца XV в. была направлена в первую очередь на нейтрализацию Турции, которая становилась мощной державой. Кроме этого, необходимо было уничтожить остатки Орды, присоединить Казанское ханство. Все эти задачи были реализованы Иваном III.

Казанское ханство было присоединено силой в 1487 г. Однако позиции Российского государства были весьма непрочными. После вступления Василия III на престол казанский хан разорвал все отношения с Москвой.

Русское правительство предприняло попытку восстановить отношения. Однако поход Василия III в 1506 г. завершился неудачно. Только после смерти казанского хана в 1518 г. его место занял московский ставленник. Однако уже через три года он был свергнут, а власть перешла к Сагиб-Гирею, брату крымского правителя.

Летом 1521 г. крымский хан напал на русские земли. Он дошел до самой Москвы, опустошил территории и захватил множество людей в плен. Василию III пришлось дать грамоту о "вечном подданстве" крымскому хану. Но вскоре этот документ удалось вернуть.

На русскую землю нападали и с востока. Главными врагами были казанские татары.

В 1523 г. на р. Суре была создана крепость Васильград. Она стала опорным пунктом для борьбы с Казанским ханством. В 1524 г. Василию III удалось урегулировать отношения с Крымом. После этого начался поход на Казань. Город взят не был, однако были установлены мирные отношения. При этом казанские правители согласились на требование Василия III о переносе торговли в Нижний Новгород.

До конца первой трети XVI столетия с Казанью были сложные, но мирные отношения. Только в 1533 г. крымский и бывший казанский ханы объединились для похода на Российское государство . Однако, дойдя до Рязани, они встретили московское войско, которому удалось отбить нападение.

Балтийское направление

Оно определилось к концу XV в.

В 1492 г. была создана крепость Иван-город. Она располагалась напротив Нарвы.

Ливонский орден попытался воспользоваться противостоянием Литвы и России для нападения на последнюю. Однако в 1501 г. войска потерпели поражение у крепости Гельмед. Спустя 2 года Российское государство и Ливонский орден заключили перемирие. В соответствии с ним, епископ Дерпта (современного Тарту) обязан был выплачивать дань за владение этим городом.

Впоследствии из-за враждебной политики Ливонии и Литвы Россия не могла установить связи с западными государствами. Немаловажное значение имело влияние воинствующих церковников внутри страны. Они выступали против всякого "латинского".

После взятия Смоленска русские войска были разбиты Литвой. Конфликт стал затягиваться и перерос в войну 1518 г. В 1519 г. Василию III на помощь пришел крымский хан. Его войско совершило опустошительные набеги на украинские земли Литвы. После этого воины Ливонского ордена, с которым Москва установила союзные отношения, выступил против Польши. Однако противостояние завершилось перемирием с польским правителем. После этого начались переговоры России и Литвы. В 1522 г. было заключено пятилетнее перемирие, а Смоленск отошел к русским владениям.

Как видно, в истории Российского государства войны занимали далеко не последнее место. Зачастую только вооруженные конфликты могли обеспечить уважение к стране со стороны соседей.

Значение объединения земель

Устранение политических барьеров внутри территории Российского государства , прекращение феодальных конфликтов создали благоприятные условия для развития народнохозяйственного комплекса. Кроме того, объединенное государство имело больше возможностей дать отпор врагам, противостояние с которыми не закончилось свержением ига и победами над ливонскими и литовскими войсками.

Остатки Орды еще существовали на востоке и юге: Астраханское, Крымское, Казанское ханства, Ногайская орда. Достаточно сложными оставались отношения с западными государствами. Белоруссия и Украина были под властью литовского правителя. России необходим был выход к морскому побережью. Решить все эти проблемы позволило объединение земель.

Специфика процесса

Внутренняя политика Российского государства основывалась на феодальных отношениях. Развитие страны опиралось преимущественно на усиление крепостничества и в городе, и в деревне. Основной движущей силой этого процесса стала церковь, пропагандировавшая консервативную идеологию.

Духовные и светские феодалы были вполне самостоятельными. Они являлись крупными землевладельцами, что и обеспечивало их постоянный доход. Горожане и представители дворянства как сословия были развиты слабо.

Единство управления в государстве достигалось исключительно феодальными способами. Великий князь обладал перевесом в материальных силах, что обеспечивало ему успех в борьбе с сепаратистскими настроениями. Помощь в этом ему оказывала церковь.

Вместе с тем политическое единство страны довольно продолжительное время находилось под угрозой. Это было связано с экономической раздробленностью, которая порождала стремление феодальных группировок удовлетворять свои собственные интересы.

История государства Российского в 1918-1920 гг.

В 1918 г., 23 сентября был утвержден Акт Уфимского совещания. Этим актом провозглашалось Российское государство "во имя восстановления независимости и государственного единства". Предпосылками для этих событий стала Революция 1917 г., установление власти Советов и подписание Брестского мира.

Неотложными задачами в Акте провозглашались:

  • Борьба с Советской властью.
  • Воссоединение разрозненных территорий страны.
  • Непризнание Брестского договора и прочих международных соглашений, которые были заключены и от имени России, и от имени отдельных ее регионов после Революции.
  • Продолжение борьбы с германской коалицией.

Централизация системы управления

В октябре 1918 г. Временное правительство перебралось в Омск из Уфы.

В начале ноября было выпущено обращение к областным правительствам о незамедлительной передаче полномочий Всероссийскому аппарату управления. Тогда же был сформирован Всероссийский Совет министров, главой которого стал Вологодский.

Благодаря всем этим действиям были упразднены казачьи, национальные и областные правительства на востоке государства. Формально это позволило консолидировать силы для сопротивления большевикам.

Адмирал Колчак

В 1918 г., 18 ноября были арестованы члены Директории, находящиеся в Омске. Совет министров принял на себя всю полноту власти, после чего постановил о передаче ее одному лицу - Верховному правителю. Им стал Александр Колчак.

После принятия звания адмирал сформировал новое правительство. Оно проработало до 4 января 1920 г.

Политическое устройство страны

Государство Колчака состояло из 3 разрозненных территорий. На некоторое время, однако, были соединены Архангельская и Омская части территории.

Законы, принимавшиеся Верховным правителем, являлись обязательными для исполнения во всем Российском государстве. Омское правительство предоставляло финансовую помощь южным территориям, а северное - осуществляло закупки в Сибири для решения вопросов поставки хлеба.

Система госуправления включала в себя временные органы госвласти. Они наделялись полномочиями на период военных действий и до восстановления в стране порядка.

Внешняя политика Верховного правителя

Колчак стремился установить связи с бывшими союзниками страны в Первой мировой. Он признал государственный долг России, прочие договорные обязательства перед другими государствами.

За границей интересы страны представлял опытный дипломат Сазонов. В его подчинении находились все посольства, оставшиеся с дореволюционного периода. При этом они сохраняли свое имущество, функции и аппарат управления.

Де-юре Российское государство признало на международном уровне только Королевство Сербов, Словенцев и Хорватов. Де-факто его признавали все страны-участницы Антанты, а также государства, возникшие после крушения Империи (прибалтийские страны, Польша, Финляндия, Чехословакия).

Колчак рассчитывал на участие в Правительством была сформирована специальная комиссия по подготовке к мероприятию. Колчак полагал, что государство Российское будет представлено на конференции как могущественная страна, которая понесла огромные потери в течение 3-х лет, держала второй фронт, без чего не было бы победы союзников.

Предполагалось, что если до начала мероприятия страны Антанты юридически не признают существование государства, представителем от него будет выступать кто-либо из дипломатов дореволюционной России по согласованию с белыми. Но вскоре союзники изменили свою позицию.

На конференции было принято решение перенести рассмотрение вопроса о международном статусе России до завершения Гражданской войны, т. е. до того, как на всей ее территории не будет установлена единая государственная власть.

Конец Российского государства

Колчак особенно не доверял союзникам, предполагая, что он будет ими предан. Так, собственно, и произошло.

Историки полагают, что главной причиной выдачи Колчака большевикам стали заявления адмирала о том, что весь золотой запас, также как и ценности, награбленные чехословаками в период пребывания в России, являются государственным достоянием, и он не позволит вывезти их за рубеж. Ускорил развязку приказ Колчака о проверке имущества, который вывозили легионеры из Владивостока. Это распоряжение стало известно чехословацкому командованию и вызвало гнев.

Адмирал был вынужден перебраться в Иркутск. Сделать это было решено поездом. Однако по прибытии в пункт назначения Колчак был передан местным властям. После этого начались многочисленные допросы. В 1920 г. ночью с 6 на Колчак без суда был расстрелян вместе с председателем Совета министров Пепеляевым по постановлению Иркутского ревкома. На этом история государства Российского завершилась. Страна вошла в новую эпоху - советскую. С этого момента началось изменение государственного устройства под руководством большевиков.

Вопрос об изначальной роли Киева спорен. Согласно некоторым исследованиям, вероятно, первым центром русской государственности явился Новгород, уже имевший за плечами несколько веков истории к тому моменту, когда появилась Киевская Русь, долгое время считавшаяся колыбелью славяно-русской культуры. Даже первое упоминание о Новгороде официально относится к 859 году, что на три года раньше того времени, которое легендарное предание отводит Киеву. И начало знаменитой Новгородской летописи, особенно ее старшего извода, некоторые ученые относят к более ранним временам, нежели Повесть временных лет. Превознесение же Киева в качестве первого центрального города восточных славян связано с летописцем Нестором, поставившим киевскую культуру выше прочих, верой и правдой служа своему князю. К сожалению, нет достаточных сведений, позволивших восстановить культуру Древнего Новгорода с такой же точностью, как культуру Киевской Руси, поэтому мы пойдем по традиционному пути и обратимся к городу на Днепре.

Как свидетельствует Повесть временных лет, датой основания Киева и началом отсчета времени Киевской Руси следует считать 862 год, хотя в действительности крупное поселение на месте Киева существовало уже в V веке. Но, тем не менее, в качестве государственного образования Киевская Русь действительно ведет свою историю с IX века, и более ста лет Киев просуществовал как языческая держава. Возникшие города (к концу IX века их было не менее 25), дворы князей разных рангов, а тем более самого киевского великого князя уже достигли уровня культуры, совместимого с западноевропейским. Русская военная знать проложила магистральные пути и на юг в Византию, и на запад в германские земли. Киевская Русь располагалась на так называемом пути “из варяг в греки”. Знавали здесь дороги и в сказочные страны Востока. О руссах знали далеко за пределами киевских земель. Художественные изделия из драгоценных металлов, выполненные древнерусскими мастерами, славились по всей Европе.

Язычество превратилось в государственную религию, что отразилось в создании жреческого сословия: волхвов, чародеев, кощунников, - которые разработали точный календарь и умели неплохо предсказывать погоду. Именно жрецы принимали важное участие в разработке мифологии. Многие дошедшие до нас волшебные сказки, созданы ими. А сказки о Кощее Бессмертном и Анастасии Прекрасной восходят к еще более ранним индоевропейским мифам и близки к древнегреческому мифу об Аиде и Персефоне. Именно в ту эпоху складывается былинный эпос.

Важнейшим является вопрос о письменности у древних славян. Считается, что славянскую письменность создали просветители Кирилл и Мефодий, составившие для восточных славян кириллическую азбуку. Но исследования последних лет утверждают, что наши предки к этому моменту уже владели письменностью, в качестве которой выступало так называемое слоговое письмо, возникшее еще в древнейшие времена, а модификацией, приспособлением его к новым, меняющимся условиям, выступила глаголица. И в этом смысле глаголица несравненно более древняя система письменности, нежели кириллица. Однако развитие христианства и перевод религиозных текстов на славянские языки через посредство кирилловского письма именно кириллицу сделало основной письменной системой.

Несмотря на свои древнейшие корни, другой центр Древней Руси - Новгород - по своей значимости в ту эпоху не идет ни в какое сравнение с Киевом. Можно сказать, что Новгород как бы передал культурную эстафету своему младшему брату - Киеву. Однако именно с Новгородом связано предание о приглашении на княжение варягов, Рюрика и его братьев. Отсюда идет варяжская теория происхождения российской государственности, долгое время бывшая популярной, особенно льстившая немцам. Но дело в том, что подобный элемент политического механизма довольно широко использовался в средневековой Европе - приглашение для управления чужака, человека нейтрального, не связанного финансовыми и родственными отношениями с местной знатью. Этот человек становился своеобразным главой администрации и не более того. В Древней домонгольской Руси был довольно распространен этот прием. Поэтому ничего экзотического, а тем более основополагающего в приглашении варягов на княжение нет. К тому же существуют определенные факты, свидетельствующие о том, что Рюрик и его братья имели славянские корни, хотя и проживали вдали от родины.

Спорным остается вопрос о времени возникновения феодального землевладения в Древней Руси. Некоторые авторы относят его появление к IX--Х вв., но большинство полагает, что во второй половине XI -- первой половине XII в. образуется феодальная вотчина. Поэтому преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, значительная роль рабского труда и отсутствие феодального землевладения позволяют сделать вывод о том, что древнерусское государство носило раннефеодальный характер.

В России, в отличие от Германии, «труп» прошлого вовремя не похоронили, и сегодня тот «поднялся как зомби», сказал известный русский писатель Rus.lsm.lv в Брюсселе, где в международном книжном доме Passa Porta прошла презентация вышедшего в Роттердаме голландского перевода его книги «День опричника». Именно на «сознании опричника» продолжает держаться в России пирамидальная система власти и ее силовых структур, подчеркнул Владимир Сорокин. Он предположил, что европейцы — для лучшего понимания опричнины — могли бы вспомнить SS: «Это отдельный орден, сформировавшийся вокруг власти, охраняющий эту власть и выполняющий любые ее приказы. С этого, с опричников Ивана Грозного, началось русское государство».


Писатель изложил Rus.lsm.lv свои представления о том, как машина власти, которая держится на «сознании опричника», экспортирует свою ментальность. В частности, почему, по его мнению, часть людей в соседних с Россией странах — уже демократических и европейских — таких, как Латвия, оказывается под воздействием «опричнической пропаганды»: «Это последствие того, что советский миф, когда он рухнул в 1991 году, не был похоронен. Как было в Германии? Вырыли могилу, свалили в нее весь этот нацизм и закопали. И сегодня, слава богу, Германия — это флагман Европы». В России же этого не случилось: «Этот советский труп отодвинули в угол, сказали, что он уже умер. А он поднялся, как зомби». В этих условиях сегодня «машина пропаганды работает очень мощно. А не очень умные люди этому верят просто. У них в сознании еще шевелится что-то — а не возродить ли империю?» «Это очень опасные призраки прошлого», — считает писатель.

За пять веков со времен Ивана Грозного в России изменилась лишь атрибутика власти, сказал Сорокин в ходе презентации книги: «Если раньше опричники ездили на лошадях, то сейчас они пересели на «мерседесы», раньше в руках у них были плетки, теперь — айфоны. Изменилась формальная атрибутика, а ментальность осталась прежней. В этом — парадокс нашей русской жизни: средневековое сознание людей не изменилось. Я имею в виду сознание власти и силовых структур, которые эту власть охраняют». То, что переход к демократии в России не был успешным, Сорокин объясняет с точки зрения литератора: «Явление опричнины не описано в русской литературе. Попытки были (А.Толстой, «Князь Серебряный»), но очень робкие. Никто из наших великих бородатых старцев не взялся за эту тему. Понятно почему — ни одна цензура не пропустила бы описание их деяний.

Если же явление не описано в литературе, то оно вытесняется из народного сознания, живет в подсознании. Только этим я могу объяснить то, что идея опричнины жива до сих пор. Трудно объяснить это просто традицией русской власти». Пирамидальная система российской власти, согласно Сорокину, была выстроена в Средневековье, укреплена в советское время и сегодня переживает «ренессанс»: «Грозный при помощи опричнины построил русскую систему власти. Она пирамидальна. Он использовал два источника. От монголо-татарской орды он взял пирамиду, в которой все замыкалось на хане, на одном человеке, и его психосоматика распространялась на остальных. А из Византии он взял закрытость. Это и есть реактор русской власти. Его никто не демонтировал, он только видоизменился. Ленин, который писал, что мы разрушим до кирпича старое здание и построим впервые в России общество полного равноправия, просто модернизировал эту пирамиду. А Сталин сделал ее железной, устроив небывалый террор, уничтожив десятки миллионов людей.

Когда рухнул Советский Союз, появилась возможность ее демонтировать, сделать горизонтальной, как во всем мире. Но Ельцин на это не пошел. Она осталась, а Путин ее принял и начал восстанавливать». Сорокин с усмешкой относится к тому, что часто его называют литературным пророком, предсказавшим в «Дне опричника» (повесть написана и издана в 2006 г.), развитие ситуация в России. По его словам, изначально «большинство критиков написали: это мрачные фантазии Сорокина, мы его знаем! Один военный друг сказал: ты написал книгу, как какой-то магический заговор — чтобы этого с Россией не произошло. Шли годы, и мой друг мне с печалью через несколько лет сказал, что все-таки это не магический заговор, а некое предсказание». «Потом это стало уже общим местом, а сейчас говорят, что это уже просто настольная книга Путина, — мрачно пошутил Сорокин. — Как литератор я доволен, как гражданин — нет».

Писатель объяснил, почему постоянно возвращается к теме насилия в своих произведениях: «Я родился и вырос в тоталитарном государстве. Жил в обеспеченной семье научных работников, но очень чувствовалось, что все вокруг пропитано насилием. Оно распространялось на все, включая детский сад и школу. Сейчас я вспоминаю те годы, они удаляются, и я все больше и больше различаю это насилие. Любой растущий организм позитивен, даже если человек родился в лагере — человек стремится радоваться. Но сейчас я лучше понимаю, насколько это государство было бесчеловечным и ужасным».

Сорокин сравнил описания в литературе истории тоталитарного насилия в ХХ веке, упомянув в этой связи нашумевший роман американо-французского писателя Джонатана Литтелла «Благоволительницы» об офицере SS, участнике нацистских преступлений: «Каждый, кто читал этот роман, думал — я бы точно здесь не оказался. Но этот роман как раз об этом — обстоятельства того ужасного века в том, что люди становились тем, кем они не хотели стать, а потом уже были вынуждены были продолжать делать эту… работу. Такая необратимость. Это один из художественных текстов, который попытался изобразить машину тотального уничтожения людей, как некое существо. В России, только один человек сделал нечто подобное: Варлам Шаламов, изобразив сталинскую машину. Она была не такой быстрой, и в этом было ее коварство. Она была растянута во времени, по лагерям, где человека медленно жевала эта система. Сталин грозил своим врагам: превратим в лагерную пыль. У эсэсовцев [расстрелянный] человек падал в яму сразу же, а в сталинских лагерях человека годами жевала система.

«День опричника» — книга о том, что эта практика жива».

В 2012 г. исполнилось 1150 лет со времени события, которое в отечественной историографии XVIII - XIX вв. получило название «призвание варягов», «рождение российской государственности».

В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков.

Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории.

150 лет назад Новгород стал центром празд-ничных торжеств по случаю тысячелетней годовщины этого события.

В основе наших представлений о «призвании варягов» лежит сообщение «По-вести временных лет» под 862 г.: «В лето 6370. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами собе володети, и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвут-ся свие, дру зии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Реша русь, чюдь, словени, и кривичи и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжить и володети нами». И изъбрашася 3 братья с роды своими, поя-ша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрикъ, седе Новегороде, а другий, Синеусъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от техъ варягъ прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, пре-же бо беша словени».

Летописец не только рассказал о факте приглашения на Русь иноземцев, при-чиной чему явилась нескончаемая междоусобица в местной племенной конфеде-рации славян, но и точно определил, кто такие варяги Рюрика, откуда они явились. Он подчеркнул этническое отличие варягов-руси от шведов, норманнов, англов, готландцев.

Васнецов В.М., "Варяги", 1909. Масло, холст

Рюрик выполнил предначертанную ему историческую миссию. Его усили-ями и усилиями его преемников в Европе образовалось мощное восточносла-вянское государство. Именно от Рюрика русские князья вплоть до пресечения правящей династии в конце XVI в. вели свое родословие.

Присутствие скандинавов на Руси в IX - XI вв. и их большая роль в жизни восточнославянского общества являются твердо установленным фактом. Об этом свидетельствуют как летописные известия, так и многочисленные архео-логические находки. Историчность самого Рюрика также вряд ли должна вы-зывать сомнения (но его братья Синеус и Трувор - это вполне мифические фи-гуры, появившиеся лишь под пером летописца, персонифицировавшего таким образом слова древнешведского языка «sine hus» - «свой род» и «thru varing» -«верная дружина»). Летописный рассказ о «призвании» Рюрика, по-видимому, отражает факт заключения договора с приглашенным князем.

Следует иметь ввиду, что 862 г. является достаточно условной датой. Впер-вые даты при летописных сообщениях (так называемая «погодная сетка») по-являются лишь в XI в. Для событий более раннего времени летописец должен был путем расчетов подобрать наиболее подходящие даты. Поэтому мы заве-домо знаем, что дата «призвания варягов» является расчетной. Но она хорошо согласуется с нашими современными представлениями об уровне развития вос-точнославянского общества IX в. и подтверждается археологическими данными. Поэтому возможная погрешность в несколько лет в датировке самого события не оказывает серьезного влияния на общие представления о становлении Русского государства.

Кроме хронологии какого-либо исторического события, важным вопросом является его географическая приуроченность. Применительно к «призванию ва-рягов» этот вопрос можно сформулировать так: в какой именно пункт восточно-славянских земель был приглашен Рюрик «со своим родом и верной дружиной»? В современной исторической науке имеются два ответа на этот вопрос: Ладога и Новгород.

Чтобы обосновать выбор из этих двух пунктов, следует выяснить, для выпол-нения каких задач был удобен каждый из них. Ладога, возникшая еще в VIII в., располагалась в низовьях Волхова и была удобна для контроля за торговым пу-тем по этой реке на участке, наиболее близком к Балтике. Но она лежала вдалеке от основных районов славянского расселения на Северо-Западе, поселения в ее ближайшей округе были чрезвычайно редкими. Новгород же, кроме расположения в месте пересечения торговых путей по Волхову и Мcте, был расположен среди большого сгустка сельских поселений и имел удобную связь с другими районами Северо-Запада. Поэтому Ладога могла служить только для контроля за транзит-ной торговлей, а у Новгорода к этому прибавлялась возможность осуществления контроля и за обширной территорией восточнославянского расселения. Таким образом, для целей управления формировавшейся государственной территорией Новгород подходил в гораздо большей степени, чем Ладога. И Ладога могла быть лишь промежуточным пунктом пребывания приглашенного скандинавского кня-зя, а его основным местом должен был быть Новгород.

Как известно, на территории современного Новгорода в ходе археологических исследований не обнаружено слоев, древнее первой половины X в. В то же время, на Городище имеются не только слои IX в., но и обнаружено большое количество предметов скандинавского происхождения. Поэтому именно Городище является той территорией, на которой впервые возник Новгород. И именно сюда должен был прийти Рюрик в середине IX в.

Дорогие посетители! Предлагаем небольшую познавательную статью, повествующую о зарождении русского государства. Рассказ небольшой, и даже если Вы знаете его суть, все равно советуем освежить в памяти наше далекое прошлое без которого не было бы будущего.

Велико и сильно наше отечество, но таким оно стало не вдруг, а сложилось в течение многих столетий. Не мало пережила Россия тяжелых бедствий и не раз испытала разорения от врагов, но Бог помог ей терпеливо перенести все невзгоды - Русская земля выросла, окрепла и стала обширным государством. Более тысячи лет тому назад нынешние русские области были населены разными народами, которые жили отдельно и независимо друг от друга; в числе этих народов были и наши предки славяне. Славяне жили небольшими селениями по берегам реки Днепра, верховьям Волги и около озера Ильменя. Для зашиты от неприятеля селения были огорожены стеною или валом и окопаны рвом; такие селения назывались городами. Городов в то время было очень мало; самые известные были: Новгород, Смоленск и Киев. Славяне занимались земледелием и другими промыслами: разводили скот, ловили рыбу, охотились а также вели торговлю с соседними народами. Охота особенно была прибыльна, так как в те времена большая часть России была покрыта лесами, в которых водилось много пушных зверей. Все славяне были язычники; они поклонялись многим богам и особенно почитали солнце. Хотя славяне были язычники, однако они были люди добрые и особенно славились своим гостеприимством. Каждого странника славянин считал дорогим гостем и старался накормить и напоить его как можно лучше. Выходя из дому, славянин не запирал дверей и оставлял на столе разную еду на тот случай, если зайдет какой-нибудь странник. На войне славяне отличались храбростью и бились до последней капли крови; трусость считалась у них большим позором. Племена славянские ссорились и воевали между собою, а соседние народы пользовались этими ссорами и нередко нападали на славян и брали с них дань. Чтобы положить конец всем этим беспорядкам, некоторые из славянских племен решили выбрать себе князя, но не из своих, а из чужих, чтобы не потакал родственникам. Послы пришли к племени Русь и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка на ней нет; приходите княжить и владеть нами». Тогда три варяга - Рюрик и два брата его, пришли к славянам и начали княжить. Рюрик поселился в Новгороде, а братья его - в других городах. Случилось это в 862 году по Рождестве Христове. С того времени земля наша стала называться Русскою, с того времени считается и начало Русского государства.