Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты. Храм Николая на Трёх Горах Храм на трех горах расписание

История прихода храма святителя Николая на Трех Горах началась в первые годы XVII века. У западной стены Кремля, на правом берегу реки Неглинки, тогда располагалось поселение служащих царского псаренного приказа – учреждения, отвечавшего за охотничье дело при дворе и за содержание царских зверинцев. Еще в XVI веке псари – выходцы из Малороссии – ввели в практику приготовления пищи специальные приспособления – ваганы, представлявшие собой выдолбленные из дерева большие корыта. Со временем и сами «псаревики» стали называться «ваганами», а их слобода получила название Ваганьково. И в наше время небольшой район Москвы позади комплекса зданий Российской государственной библиотеки называется Старое Ваганьково.

У псарей был свой храм, посвященный святителю Николаю Мирликийскому. Бурные события первой половины XVII века отражались не только в политике и экономике Московского царства, но и во вкусах и пристрастиях двора. Ослабление интереса высших лиц государства к охоте и зверинцам сильно пошатнуло позиции псаренного приказа, и около 1637 года ваганов решили переселить подальше от Кремля, в урочище Три Горы за Пресней. Туда же переехал и церковный приход. Возникшее поселение получило название Новое Ваганьково, и в нем отстроили деревянный храм во имя святителя Николая. В 1695 году это сооружение полностью перестроил живший по соседству думный дьяк Гавриил Деревнин.

В конце XVII века Три Горы были малолюдным местом с очень небогатым населением, но в первой половине XVIII ситуация резко меняется, так как урочище превращается в дачный поселок состоятельных москвичей. Некоторые вельможные особы впоследствии стали постоянными жителями района и были приписаны к Свято-Никольскому приходу.

Разрешение на строительство первого каменного храма на месте деревянного было получено в мае 1763 года. Он был небольшим, и в последующие годы его расширяли, добавляя приделы – сначала придел святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, придел во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

«Золотой век» Свято-Никольского прихода в Новом Ваганькове наступил в первые годы XIX столетия. Тогда по соседству с храмом на берегу Москвы-реки купцы Прохоров и Резанов основали ситценабивную фабрику, впоследствии ставшую знаменитой прохоровской Трехгорной мануфактурой. Появление в районе сословия фабричных рабочих коренным образом изменило состав его жителей. Почти сто лет, вплоть до 1896 года, Прохоровы были старостами храма. Их деятельность оставила заметный след не только в экономической, но и в церковной жизни Москвы.

Во время Отечественной войны 1812 года Три Горы пострадали от пожаров и грабежей меньше, чем другие районы города, поскольку французские войска заняли его несколько раньше. Немалую роль в сохранения района и его храмов сыграли дипломатические способности основателя династии В.И. Прохорова и его старшего сына, не покидавших город.

После эпидемии холеры, прокатившейся по Москве в 1848 году, «в благодарность Господу Богу за избавление» от нее Свято-Никольский храм решили полностью перестроить, увеличив его площадь в два с половиной раза. Строительство осуществлялось исключительно на деньги, собранные прихожанами.

Особо стоит упомянуть настоятелей храма, служивших в нем всю вторую половину XIX века. Хотя протоиерей Руф Ржаницын и сменивший его иерей Евгений Успенский не оставили после себя богословских трудов и их имена не отражены в энциклопедиях и справочниках, они были выдающимися тружениками на ниве духовного окормления народа. Чтобы оценить их труд, достаточно отметить, что в период их настоятельства Свято-Никольский приход был самым крупным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни в храме нередко служили три литургии.

Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. Так, в 1861 году при храме был создан Попечительский совет о приходских бедных, который собирал сведения о неимущих прихожанах и доводил до них «адресную помощь», иначе попадавшую в руки мощной корпорации профессиональных нищих. Кроме того, отец Руф основал первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, призванную дать девушкам новые знания и навыки в условиях резко усложнявшейся жизни большого города. В начале 1900-х годов в этой школе обучались почти 90 воспитанниц.

Постоянный рост числа прихожан потребовал еще одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 году на основе проекта, подготовленного известным архитектором Г.Кайзером и утвержденного самим Императором Николаем II. Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Генреконструкция была полностью закончена в 1908 году (отметим, что проект Кайзера был воспроизведён при восстановлении храма в 1991-2000 годах).

События 1905 года, эпицентром которых был район Пресни, не имели серьезного отражения на жизни и деятельности Свято-Никольского прихода. Численность его прихожан оставалась стабильной, а порядок в районе храма поддерживали сами рабочие Трехгорной мануфактуры. Эта ситуация повторилась и в мятежном 1917 году. На Трех Горах было относительно спокойно даже во время уличных боев в городе. Наверное, тот факт, что приход на 90% состоял из рабочих крупного предприятия, объясняет и относительную безопасность причта храма во время репрессий 1918 года, унесших жизни более 3 тысяч клириков только в Центральной России.

Несмотря на мощное развертывание государственного атеизма, вопрос о закрытии храма не стоял до второй половины 1920-х годов. Как и все московские храмы и монастыри, весной 1922 года он пережил кампанию изъятия церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных изделий. Но духовная жизнь не прекращалась. Стоит отметить, что в 1920-х годах одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Именно в русской духовной музыке находятся истоки мощного, впечатляющего звучания работ этого незаурядного музыканта.

Храм святителя Николая на Трех Горах был закрыт, несмотря на многочисленные просьбы верующих, в 1930 году. Судьба его клириков точно не установлена, но не исключается, что большая часть из них погибла в годы различных репрессий. Здание было перестроено и использовалось как дом культуры имени Павлика Морозова.

Решение о возращении здания Церкви принято Моссоветом в 1990 году. Реконструкция и перестройка проводились с 1991 по 2000 годы. Регулярные богослужения возобновлены в 2001 году. С 2009 года в храме поют певчие Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова.

Храм в XVII веке

История храма святителя Николая на Трёх Горах начинается с деревянной церкви Св. Николы во Псарях, упоминаемой в летописях с 1628 г. Её название связано с Государевым Псарным двором, отвечавшим за охоту и царские зверинцы, который в 1637 г. перевели от западной стены Кремля на Три горы.

Метрика храма свт. Николая на Трех горах, что в Новом Ваганькове

Рознятся мнения и о возникновении названия «Ваганьково». По преданию царские псари-малороссы использовали ваганы – большие, выдолбленные в дереве корыта – для приготовления еды, за что их самих прозвали ваганами , а место их проживания – Ваганьково. Поселение на Пресне в XVII в. получило название Новое Ваганьково, а слобода за Кутафьей башней осталась Старым Ваганьковым.

Правда, есть другая версия происхождения топонима. Эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог – Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящего к западным землям. В XV в. здесь возникло село, в котором был организован Государев потешный двор. К нему стекались бродячие артисты и музыканты, которых тогда именовали вагантами, как и бродячих поэтов-бардов в средневековой Европе.

Есть сведения, что в 1695 г. храм начинает перестраивать живущий рядом думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин, построивший также знаменитую каменную церковь Св.Ильи Обыденного на Остоженке.

XVIII – начало ХХ века

В первой половине XVIII в. Три Горы становятся дачным местом для состоятельных москвичей. Со временем богатые «дачники» превращаются в постоянных жителей Нового Ваганькова и приписываются к Свято-Никольскому приходу.

Именно к этому времени относится получение разрешения на строительство каменного храма на месте деревянного: по одним данным оно датируется маем 1763 г., по другим – 1762 г. В любом случае, новый храм был небольшим. Зато в последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы — сначала святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, — во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

В 1799 г. рядом с Никольским храмом на берегу Москвы-реки купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основывают ситценабивную фабрику, ставшую со временем знаменитой Трёхгорной мануфактурой.
Василий Иванович Прохоров (1755-1815), купец 3-й гильдии, основатель династии московских промышленников, родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. До 1771 г. он работал приказчиком по пивоваренному делу. Однако оставил это занятие, «несовместимое с христианским благочестием», и занялся ситценабивным делом. Со временем В.И. Прохоров стал единоличным владельцем мануфактуры, выкупив долю Фёдора Резанова.

Почти сто лет, вплоть до 1896 г., Прохоровы были ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след в церковной жизни Москвы. Промышленники занимались также благотворительностью, учреждали больницы и приюты для сирот и бездомных.

Проект перестройки храма, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.

После эпидемии холеры 1848 г., в благодарность за избавление от неё, Свято-Никольский храм было решено перестроить. К концу 1860 г. у храма появилась большая трапезная и высокая колокольня, его площадь увеличилась в два с половиной раза. Строительство осуществлялось на деньги прихожан.

Во второй половине XIX в. неустанными пастырскими трудами настоятелей протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского Свято-Никольский приход стал самым многочисленным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались в храме ежедневно, а в воскресные и праздничные дни служили по три литургии. Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. В 1861 г. при храме был создан Попечительский совет, который собирал сведения о неимущих прихожанах и оказывал им помощь. Отец Руф основал также первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, к началу ХХ в. в ней занималось почти 90 воспитанниц.

Проект северного фасада, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.

Постоянный рост числа прихожан потребовал ещё одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 г. на основе проекта известного архитектора Георгия Александровича Кайзера (1860-1931), утверждённого лично Императором Николаем II.

Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Перестроенная церковь была заново освящена 1 декабря 1902 г., однако реконструкция полностью завершилась только в 1908 г. Проект храма Г.А.Кайзера также лёг в основу восстановительных работ в 1991-2000 гг.

События 1905 года, центром которых стала Пресня, а также Октябрьская революция 1917 г. чудесным образом не отразились на жизни Свято-Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами же рабочие Трёхгорки – прихожане храма.

По поводу даты строительства мнения расходятся – 1762 или 1763 год это был. Однако известно, что здание было небольшим, и впоследствии неоднократно расширялось и перестраивалось.

В жизни обители огромное участие принимал купеческий род Прохоровых. Почти столетие они оставались её меценатами и попечителями. Кстати, при храме работала первая в столице школа для девушек. К 1900 году в ней училось более 80 воспитанниц.

В 1860 году были выстроены трапезная и колокольня. Новые сооружения явно дисгармонировали с архитектурой основного здания церкви, поэтому его решили перестроить. Хотя по другой версии причиной была растущая численность местного населения. Так или иначе проектом занялся архитектор Георгий Кайзер, и в декабре 1902 года новый храм Николая на Трёх горах уже был освящён.

Архитектурная композиция получилась объёмной и весьма интересной. Здесь плавные линии полукруглых апсид и килевидных закомар перекликаются с чёткими прямыми формами полуколонн, украшающих фасады. Все окна храма циркульные и выдержаны в одном размере. Храм имеет 3 луковичных главы: две из них расположены на его основном объёме, а третья венчает широкий приземистый купол. Шатёр колокольни декорирован слуховыми окошками и завершается великолепной маленькой главкой.

В 1920-х гг. храм Николая на Трёх Горах был разграблен (изъяли более 12 пудов золота и серебра в виде монет и разной утвари), но оставался действующим. Нужно отметить интересный факт: одним из регентов обители в то время был Александр Александров, в будущем автор гимна СССР.

В 1928-м храм закрыли, а нескольким позже перестроили. Хотя правильнее было бы сказать изуродовали. В здании разместились сначала Дом культуры, потом Дом пионеров им. Павлика Морозова.

Обитель вернули Церкви в 1992 году; регулярные богослужения возобновились только в 2001-м, после долгих лет реставрации. Сегодня при храме работает воскресная школа, действуют молодёжный и мужской хоры.

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм святителя Николая на Трех Горах за свою многовековую историю не раз менял свое название и неоднократно перестраивался. В летописях 1628 года упоминается его прародительница - церковь Николы во Псарях. Такое название она получила по причине перевода сюда Царского Псарного двора в середине XVII века. Эта приходская церковная община переселялась по городу неоднократно, и, что удивительно, всегда переносила с собой церковь, вероятно поэтому некоторое время она носила название "храм Николы на курьей ножке".

Храм святителя Николая на Трех Горах

В 1695 году Псарный двор был расположен в урочище Три Горы, за заставой, названной Трехгорной. Изначально это был деревянный храм, затем в 1762-1775 годах он был отстроен в камне в селе Новое Ваганьково с тремя престолами. Главный - в честь иконы Богородицы «Живоносный источник», два предела - в честь и святителя Со временем его пределы постепенно расширялись, и в 1860 году были отстроены высокая колокольня и трапезная, площадь владений увеличилась больше чем в два раза.

Храм святителя Николая на Трех Горах - архитектурный памятник XIX века и объект культурного наследия. Известен очень любопытный факт, связанный с этим сооружением. Оказывается, в 20-х ХХ столетия годах здесь служил регентом А.В. Александров, который стал автором гимна Советского Союза.

Прихожанами церкви были простые люди, крестьяне и рабочие, однако встречались и достаточно состоятельные люди, в их числе фабриканты Прохоровы, которые владели Трехгорной мануфактурой.

Все пристройки не создавали гармоничный архитектурный ансамбль, поэтому было решено перестроить полностью и саму церковь по проекту известного русского архитектора Г.А. Кайзера на деньги богатых торговцев Копейкиных-Серебряковых, которые жили в приходе церкви. 1 декабря 1902 года обновленный храм освятили. Однако окончательно все строительные и отделочные работы закончились только к 1908 году.

Церковь Николая Чудотворца

От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.

Долгожданная оттепель

И вот уже в наше время после развала СССР правительство Москвы подписало распоряжение о возращении здания с прилегающей к нему территорией во владение РПЦ.

Храм святителя Николая на Трех Горах был незамедлительно подвергнут капитальной реставрации и восстановлен в первоначальной красоте. Сегодня он работает, открыты даже библейский колледж, воскресная школа, клуб реконструкции средневековых народных культур.

Посетить этот храм можно по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, дом 9, корп. 1. Настоятелем сейчас является протоиерей Дмитрий Рощин, назначенный 11 февраля 2016 года.

Расписание богослужений

Утреня литургия - начало в 8.00 (по средам, пятницам и субботам). В великие праздники и по воскресениям - начало в 9.00. Накануне в 17.00 - вечерня. В 18.00 по средам читается акафист св. Николаю Чудотворцу. В 8.00 по воскресеньям - молебен и освящается вода.

Поминание святого Николая проходят по настоящему времени: 11 сентября - рождество святителя, 22 мая - день перенесения его честных мощей, 19 декабря - праздник чествования святого Николая.

В храме также есть свои святыни. с мощами святителя Николая (для поклонения его выносят из алтаря только на воскресных литургиях), а также св. Николая с мощами и ковчежец с мощами св. Димитрия Ростовского.

Сейчас Арбат и Большую Молчановку разделяет широкое полотно Нового Арбата, и они кажутся далекими друг от друга. А прежде считалось, что улицы проходят совсем рядом - всего каких-то 200 метров от одной до другой по тихим приарбатским переулкам, среди которых затерялись Большая и Малая Молчановки и Собачья площадка с уютным фонтанчиком.
В 1920-х годах церковь Николы на Песках была чрезвычайно популярна у арбатских прихожан. Принимая решение о ее сносе, Московский совет ханжески предложил перевести ("группу верующих... в церковь так называемую Николая на Б. Молчановке ра сстояние менее 1/4 км)" . Церковь "так называемую Николая", которая тоже была уже обречена на снос, разрушили в 1934 году. Называлась она "церковь Святого Николая Чудотворца на Курьих Ножках" . Название напоминает, что в этих местах, у Поварской слободы, находились когда-то государевы птичьи дворы (впрочем, существуют и другие версии происхождения этого названия). В 1635 году церковь фигурирует в официальных документах как уже действующая, но тогда она была деревянной.

Церковь Николая Чудотворца на Курьих Ножках, фото конца 19 века

В 1681 году деревянную церковь разобрали и перенесли на Пресню, бывшую тогда пригородом, а приходу Никольской церкви на Курьих ножках Каменным приказом были выделены средства для строительства каменного храма. В том же 1681 году возвели главную церковь, в 1722 году пристроили придел великомученицы Екатерины, в 1805 - трапезную и колокольню.
По тогдашней традиции церковное здание окружали дома священнослужителей. В одном из этих домов в 1810 году поселился с семьей Сергей Львович Пушкин , переехав сюда из Кривоарбатского переулка . Известный москвовед Сергей Романюк обнаружил в архивах сведения об этом забытом факте. С.Л. Пушкин снял дом у священника церкви Николы на Курьих Ножках отца Василия Иванова . Небольшой деревянный домик выходил фасадом в Борисоглебский переулок . Тихое, зеленое, уютное место очень подходило для семьи с маленькими детьми. Но жизнь Пушкиных была омрачена здесь двумя страшными потерями: 12 сентября 1810 года умерла Софья , маленькая сестра Александра , ей был 1 год и 8 месяцев, а 27 декабря того же года умер пятимесячный Павел .


Сергей Львович Пушкин, отец поэта

Это был последний московский дом, в котором Александр Пушкин жил ребенком - в июле 1811 года отсюда, из Борисоглебского переулка у Арбата, его отправили учиться в Петербург, в Лицей. Но Александр Сергеевич полюбил эти места и, вернувшись в Москву уже взрослым человеком, снял квартиру на Арбате. Москвичи всегда считали Пушкина именно арбатцем , первые биографы поэта даже ошибочно указывали, что он здесь родился.
Деревянный дом священника Иванова был поглощен московским пожаром 1812 г. Сцены пожара, описанные Львом Толстым в "Войне и мире" , происходили как раз в этих местах, между Поварской и Арбатом, которые превратились в сплошное море огня.
После войны церковь восстановили, и она своим особым уютом привлекала к себе москвичей со всей округи.
В начале ХХ века, в годы войн и революций, многие посещали именно этот храм, хотя по соседству было множество других. Алексей Толстой , проживавший в 1915 - 1918 годах рядом, на Малой Молчановке, тоже хорошо знал церковь Николы на Курьих ножках. Вероятно, не случайно героинь романа "Хождение по мукам" Катю и Дашу он сделал прихожанками именно этой церкви.Ведь в Староконюшенном переулке, где в старинном особнячке поселились в 1914 году сестры, была своя почитаемая церковь - Иоанна Предтечи, а если говорить о Святом Николае, так по пути из Староконюшенного на Молчановку можно было найти и другие Никольские храмы, поближе. И все же на Страстной неделе героини Толстого посещали именно церковь "Николы на Курьих ножках, что на Ржевском" (имеется в виду Ржевский переулок , проходивший рядом с церковью). Сюда Катя, работавшая как и Даша сестрой милосердия в военном лазарете, привозила на Пасху святить куличи для раненых... Вероятно писатель полагал, что особый мир духовности, царивший в этой церкви, соответствовал внутреннему миру его героинь...


Алексей Толстой

Особые ощущения от посещения этой церкви возникали и у Ивана Бунина . Перед отъездом в эмиграцию он пришел в эту церковь проститься с Россией.
В своем дневнике Бунин записал: "Вчера от Ушаковой зашел в церковь на Молчановке - "Никола на Курьей ножке". Красота этого еще уцелевшего островка среди моря скотов и убийц, красота мотивов, слов дивных, живого золота дрожащих огоньков свечных, траурных риз - всего того дивного, что все-таки создала человеческая душа и чем жива она - единственно этим! - так поразила, что я плакал - ужасно, горько и сладко.
Сейчас был с Верой там же. "Христос воскресе!" Никогда не встречал эту ночь с таким чувством! Прежде был холоден" .
Через 16 дней Бунин навсегда покинул Россию...


Иван Бунин с женой Верой Муромцевой

На этой пасхальной службе И. Бунин встретил в церкви и другого прихожанина - А. Толстого . Упоминает об этом Бунин с некоторым раздражением, впрочем характерным для его дневниковых записей 1917 - 1918 гг. Слишком напряжены были нервы писателя в период революционных событий, слишком много потрясений пришлось пережить, слишком многие собратья по перу раздражали - казалось, уж очень легко они переносят случившееся, не понимают, не ощущают трагизма событий, и делают, и говорят не то... "У светлой заутрени Толстой с женой. В руках - рублевые свечи. Как у него все рассчитано! Нельзя дешевле. "Граф прихожанин"! Стоит точно в парике в своих прямых бурых волосах a -la мужик".
(И. Бунин. "Дневник 1917 - 1918 гг." Запись от 4 мая (21 апреля) 1918 г.)


Церковь Николая Чудотворца на Курьих Ножках в 1920-х годах

Вскоре после того, как закрыли и уничтожили церковь Николы на Песках, закрыли и церковь Николы на Курьих ножках, куда "заботливо" перевели николопесковский приход. В 1934 году церковь на Большой Молчановке разобрали "для добычи стройматериалов" . Позже на месте церкви была построена типовая школа.


Угол Большого Ржевского переулка и Большой Молчановки , фото начала 1960-х годов. За бывшей церковной оградой видно типовое здание школы постройки середины 1930-х годов, появившееся на месте церкви. Теперь снесено и оно, уступив участок офисному зданию современной постройки.