В целом прослеживается поступательное развитие. Поступательное развитие

3. Вглядываясь в современное состояние политики, искусства и науки, мы обнаруживаем длинную цепь попеременно обусловлива­ющих друг друга причин и следствий, протянувшуюся через долгие столетия. Перебирая ее звенья, мы вскоре замечаем, что в ней дей­ствуют главным образом две разнородные стихии, которые не в рав-; ной мере поддаются исследованию. В самом деле, мы можем удовлет-


ворительно объяснять друг через друга какую-то определенную часть причин и следствий в их последовательном развертывании, но, как показывают любые попытки описать историю человеческой культу­ры, временами мы наталкиваемся как бы на узлы, упорно не дающие себя распутать. Дело все в той же духовной силе, которая не позволя­ет вникнуть в свою сущность и предугадать образ своих действий. Казалось бы, она неотделима от исторической традиции и окружаю­щих условий, но она же перерабатывает и формирует их с присущим ей своеобразием. Взяв любую великую индивидуальность любой эпо­хи, можно показать, что она возникла на почве всемирно-историче­ского развития и что эту почву шаг за шагом создала работа предше­ствующих эпох. Однако как именно эта индивидуальность придала своей исторически обусловленной и подготовленной деятельности не-; повторимый отпечаток, это можно, пожалуй, показать и если не опи­сать, то почувствовать, но вывести в свою очередь следствием из чего-то другого нельзя. Такова неотъемлемая и повсеместная черта всякой человеческой деятельности. Первоначально все в ней скры-то-чувство, порыв, мысль, решение, речь и поступок. Но, соп­рикасаясь с миром, внутреннее начало деятельно развертывает себя вовне и оставляет свой особенный след на всей прочей внутрен­ней и внешней деятельности. С течением времени появляются сред­ства для закрепления этих вначале незаметных влияний; все меньше работа протекших столетий» проходит впустую для потомков. Вот она область, которую исследователь может изучать шаг за шагом:" Но эта же область пронизана действием новых, не поддающихся уче­ту глубинных сил. Материальность первой из этих двух стихий может получить такой перевес, что начнет грозить подавлением энергии другой. Но без правильного отграничения и оценки обеих мы не сможем отдать должное самому высокому из того, что способна нам показать история всех времен.



Чем глубже проникаем мы в древние эпохи, тем, естественно, заметнее сокращается масса материала, передаваемого от поколения к поколению. Зато мы сталкиваемся тут с другим феноменом, пере­носящим исследователя до известной степени в новую область. Ис­торически достоверные фигуры, чьи внешние жизненные обстоятель­ства известны, встречаются нам все реже, теряют отчетливость; их судьбы, даже их имена расплываются в неопределенности, и стано­вится неясно", только ли ими создано то, что им приписывают, или одно имя объединяет творения многих. Личности как бы исчезают, переходя в разряд туманных образов. Таковы Орфей и Гомер в Гре­ции, Ману, Вьяса, Вальмики в Индии и другие громкие имена древ-. ности. Но четкая индивидуальность стирается еще больше, если мы шагнем глубже в предысторию. Такую отточенную речь, как гоме­ровская, песенные волны должны были вынашивать уже давно, на протяжении целых эпох, от которых нам не осталось никаких изве­стий. Еще яснее это можно было бы пронаблюдать на первоначальной форме языков. Язык тесно переплетен с духовным развитием чело­вечества и сопутствует ему на каждой ступени его локального про­гресса или регресса, отражая в себе каждую стадию культуры. Но


есть такая древность, в которой мы не видим на месте культуры ниче­го, кроме языка, и вместо того чтобы просто сопутствовать духовно­му развитию, он целиком замещает его. Конечно, язык возникает из таких глубин человеческой природы, что в нем никогда нельзя видеть намеренное произведение, создание народов. Ему присуще. очевидное для нас, хотя и необъяснимое в своей сути самодеятель­ное начало (Selbstthatigkeit), и в этом плане он вовсе не продукт ничьей деятельности, а непроизвольная эманация духа, не создание народов, а доставшийся им в удел дар, их внутренняя судьба. Они пользуются им, сами не зная, как они его построили. И все же язы­ки, по-видимому, всегда развиваются одновременно с расцветом народов - их носителей, сотканы из их духовной самобытности, на­кладывающей на языки некоторые ограничения. Когда мы говорим, что язык самодеятелен, самосоздан и божественно свободен, а языки скованы и зависимы от народов, которым принадлежат, то это не пустая игра слов. В самом деле, все частные языки стеснены опреде­ленными рамками 1. В изначально свободном потоке речи и пения язык складывался в меру воодушевления, свободы и мощи совокуп­но действующих духовных сил. Это воодушевление должно было охватывать всех индивидов сразу, каждый здесь нуждался в поддерж­ке других - ведь всякое вдохновение разгорается только в опоре на уверенность, что тебя понимают и чувствуют. Нам приоткрывают­ся здесь, пусть крайне туманно и мерцающе, очертания той эпохи, когда индивиды растворены для нас в народной массе и единствен­ным произведением интеллектуальной творческой силы предстает непосредственно сам язык.

4. При всяком обозрении всемирной истории выявляется какое-то движение вперед. Мы здесь тоже говорим о прогрессе. Но я вовсе не собираюсь постулировать некую систему целей или бесконечно продолжающегося совершенствования и встаю на совсем другой путь. Народы и индивиды, словно лесная поросль, вегетативно, на­подобие растений, распространяются по лицу земли, наслаждаясь своим бытием в счастье и деятельности. Эта жизнь, частицы кото­рой отмирают с каждым индивидом, безмятежно течет без заботы о последствиях для грядущих эпох. Исполняя предначертания при­роды, все живое проходит свой путь вплоть до последнего дыхания; отвечая целям всеупорядочивающей благости, каждое творение на­слаждается жизнью и каждое новое поколение пробегает один и тот же круг радостного или скорбного существования, более успеш­ной или менее удавшейся деятельности. Однако, где бы ни появился человек, он остается человеком: вступает в общение с себе подобны­ми, учреждает институты, предписывает себе законы, а где это ему плохо удается, там пришельцы или переселяющиеся племена на­саждают более совершенные достижения своих стран. С появлением человека закладываются и ростки нравственности, развивающиеся вместе с развитием его бытия. Это очеловечение, как мы замечаем, происходит с нарастающим успехом; больше того, отчасти сама

1 См. ниже §§9, 10, 35.


природа такого процесса, отчасти размах, какой им уже достигнут, таковы, что дальнейшее совершенствование уже едва ли можно существенно задержать.

И в культурном, и в нравственном развитии человечества скрыта -несомненная планомерность; она обязательно обнаружится и в дру­гих областях, где она не так бросается в глаза. И все же нельзя по­стулировать ее априори, чтобы не отклоняться на ее поиски от пря­мого исследования фактов. Всего менее можно приписывать такую планомерность непосредственному предмету наших рассуждений. Проявление человеческой духовной силы в ее многоликом разнообра­зии не привязано к ходу времени и к накоплению материала. На­сколько необъясним ее источник, настолько же непредсказуемо и дей­ствие, и высшие достижения здесь совсем не обязательно должны быть последними по времени возникновения. Поэтому, если мы хотим подглядеть за созидательной работой творящей природы, мы не дол­жны навязывать ей тех или иных идей, а принимать ее такой, какою она себя являет. Создавая свои творения, она производит известное число форм, в которых находит себе воплощение то, что в каждом роде вещей созрело до совершенства и удовлетворяет полноте своей идеи. Нельзя спрашивать, почему форм не больше, почему они не другие; единственно уместным ответом на эти вопросы будет: да просто нет никаких других. В согласии с таким подходом, все, что живет в духовном и материальном мире, можно считать продуктом единой силы, лежащей в основании всего и развивающейся по неиз­вестным нам законам. В самом деле, если мы не хотим раз и навсегда отречься от поисков всякой связи между проявлениями человеческо­го бытия, то должны неустанно восходить к какой-то самостоятель­ной и исконной причине, которая сама по себе уже не оказывалась бы причинно обусловленной и преходящей. А такой путь самым ес­тественным образом ведет нас к внутреннему свободно развивающе­муся во всей своей полноте жизненному началу, причем его отдель­ные проявления еще не утрачивают своей связи из-за того, что их внешние формы предстают перед нами изолированными. Такой под­ход полностью отличен от телеологического, потому что ориентиру­ет нас не на какую-то заранее назначенную цель человеческой исто­рии, а на ее первопричину, которую мы признаем непостижимой. Но только так, по моему убеждению, и надо подходить к различию форм, создаваемых человеческой духовной силой, потому что - да поз­волят нам такое разграничение - если повседневные потребности человечества могут быть в достаточной мере удовлетворены за счет сил природы и как бы механического воспроизведения человеческих усилий, то рождение незаурядной индивидуальности в отдельных личностях и в народных массах, необъяснимое в свете одной лишь исторической преемственности, каждый раз снова и снова, причем внезапно и непредвиденно, вторгается в наблюдаемую цепь причин и следствий.

5. Тот же подход с равным успехом применим, разумеется, и к таким главным проявлениям духовной силы человека, как язык, на котором мы здесь и хотим остановиться. Причину различия языков


можно видеть в большем или меньшем успехе того порыва, с каким прокладывает себе путь общечеловеческая способность к созданию ре­чи, чему национальный духовный склад может благоприятствовать, но может и мешать.

В самом деле, если мы рассмотрим языки генетически, то есть как работу духа, направленную на определенную цель, то само собой бросится в глаза, что эта цель может быть достигнута как в меньшей, так и в большей степени; мало того, сразу обнаруживаются и глав­ные пункты, где дает о себе знать неодинаковость в приближении к цели. Залогом успеха здесь может считаться мощь воздействующего на язык духовного начала вообще, а также его особенная предрас­положенность к языкотворчеству - например, исключительная яр­кость и наглядность представлений, глубина проникновения в суть понятия, способность сразу схватить в нем самый характерный приз­нак, живость и творческая сила воображения, влечение к правильно понятой гармонии и ритму в звуках, что в свою очередь связано с подвижностью и гибкостью голосовых органов, а также с остротой и тонкостью слуха. Помимо этого надо учитывать еще и особенности традиции, и свойства момента, который переживается народом в эпоху важных языковых преобразований, когда он находится как бы посередине своего исторического пути, между прошлым, продол­жающим оказывать на него свое воздействие, и будущим, чьи ростки он в себе таит.

В языках есть вещи, которые реально нельзя наблюдать и о ко­торых можно судить только по направленности стремления, а не по результату этого стремления. В самом деле, языкам не всегда удается полностью осуществить даже уже совершенно явственно обозначив­шиеся в них тенденции. В свете этого обстоятельства надо рассмат­ривать, например, весь вопрос о флексии и агглютинации, в отноше­нии которых царило и продолжает возникать множество недоразуме­ний. Что народы более одаренные и находящиеся в более благопри­ятных условиях, чем другие, обладают и более совершенными язы­ками, это понятно само собой. Но мы приходим и к другой, только что нами затронутой, глубже лежащей причине языковых различий.

Создание языка обусловлено внутренней потребностью челове­чества. Язык - не просто внешнее средство общения людей, поддер­жания общественных связей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования миро­воззрения, а этого человек только тогда сможет достичь, когда свое мышление поставит в связь с общественным мышлением.

Таким образом, если каждый язык, взятый в отдельности, мы рассмотрим как попытку, направленную на удовлетворение этой внутренней потребности, а целый ряд языков - как совокупность таких попыток, то можно констатировать, что языкотворческая сила в человечестве будет действовать до тех пор, пока - будь то в целом, будь то в частном - она не создаст таких форм, которые всего пол­нее и совершеннее смогут удовлетворить предъявляемым требовани­ям. В соответствии с этим положением даже и те языки и языковые семейства, которые не обнаруживают между собой никаких истори-


ческих связей, можно рассматривать как разные ступени единого процесса образования. А если это так, то эту связь внешне не объе-диненных между собой явлений следует объяснять только общей внутренней причиной, и этой причиной может быть лишь постепен­ное развитие действующей здесь силы.

Язык - одно из тех явлений, которые стимулируют человечес­кую духовную силу к постоянной деятельности. Выражаясь други­ми словами, в данном случае можно говорить о стремлении вопло­тить идею совершенного языка в жизнь. Проследить и описать это стремление есть задача исследователя языка в ее окончательной и вместе с тем простейшей сути 1.

В прочих своих частях языковедение совершенно не нуждается в этом тезисе, который выглядит, возможно, чересчур гипотетическим, Однако оно может и должно использовать его как стимул и опираться на него в своих попытках открыть в языках постепенное приближе­ние к совершенному строю. Действительно, могут существовать ряды языков как более простого, так и более сложного устройства, при сравнении которых друг с другом можно было бы заметить в принци­пах их организации последовательное восхождение к наиболее удач­ному строению языка. Можно было бы ожидать, что организм таких более совершенных языков при всей сложности форм явственней, чем это имеет место в других языках, обнаруживает последователь-, ное и прямолинейное стремление к совершенству. Признаками ус­пешного движения по этому пути оказались бы в более совершенных языках прежде всего четкость и совершенство фонетической арти­куляций; затем связанная с этим искусность в образовании слогов и чистота их расчленения на элементы, а также умелое устройство простейших слов; далее, оформление слов как звукового единства для достижения таким путем подлинного словесного единства, соот­ветствующего единству понятия; наконец, способность языка про­вести разграничение между своими самостоятельными единицами и тем, что в качестве формы должно лишь сопутствовать самостоятель­ным единицам, для чего, естественно, нужно, чтобы язык располагал каким-то приемом отличения простых нанизываний от сплавлений, символизирующих смысловую связь. Но в эти подробности я по вы­шеназванным причинам тоже пока не вдаюсь, а хочу только, чтобы читатель увидел, какими положениями я руководствовался в той работе над определением места кави в семье малайских языков, ко­торую я здесь предпринимаю.

Должен заметить, что я всегда отделяю то в языках, что возникло исторически в ходе их последовательных изменений, от их первич­ной - насколько она нам доступна,- исконной формы. Круг по­добных праформ, по-видимому, замкнулся, и на той стадии, какую сейчас проходит развитие человеческих сил, возврат исконного со­стояния невозможен. Ведь как ни укоренен язык в недрах человече-

1 Ср. мою работу „О задаче историка", в „Трудах историко-филологиче­ского отделения Берлинской Академии наук" за 1820-1821 гг.


ой природы, он обладает еще и независимым, внешним бытием, ко-торое властно над самим человеком. Чтобы снова возникли исконные формы языка, народы должны были бы вернуться к своей прежней обособленности, которая теперь уже немыслима. Возможно также - и это еще более правдоподобно,- что для зарождения новых языков в жизни всего человечества, как и в жизни отдельного человека, вообще отведена только одна определенная эпоха.

Поскольку в процессе развития «отрицается» только то, что устарело, а все здоровое и жизнеспособное сохраняется, постольку развитие представляет собою поступательное движение, восхождение от низших ступеней к высшим, от простого к сложному, иначе говоря - прогресс.

В ходе этого развития нередко происходит нечто подобное возврату к ранее пройденным ступеням, когда в новой форме как бы повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Ф. Энгельс иллюстрирует это положение широко известным примером. «Возьмем, - пишет Энгельс в «Анти-Дюринге», - например, ячменное зерно. Биллионы таких зерен размалываются, развариваются, идут на приготовление пива, а затем потребляются. Но если такое ячменное зерно найдет нормальные для себя условия, если оно попадет на благоприятную почву, то, под влиянием теплоты и влажности, с ним произойдет своеобразное изменение: оно прорастет; зерно, как таковое, прекращает существование, подвергается отрицанию; на его место появляется выросшее из него растение, отрицание зерна. Каков нормальный ход жизни этого растения? Оно растет, цветет, оплодотворяется и, наконец, производит вновь ячменные зерна, и как только последние созреют, стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не одно, а сам-десять, сам-двадцать или тридцать» 17 .

Правда, виды хлебных злаков изменяются медленно и зерна нового урожая обычно мало отличаются от посеянных семян. Однако возможно создать и такие условия развития, при которых изменения будут происходить намного быстрее и результат «отрицания отрицания» будет качественно отличаться от исходного пункта, например представлять собой новый сорт растений.

Процессы, при которых происходит возврат якобы к старому, имеют место и в познании, и в истории общества.

Так, например, первобытнообщинный родовой строй, не знавший эксплуатации, в ходе истории сменился эксплуата-

торским обществом (рабовладельческим, феодальным, капиталистическим). С переходом же к социализму эксплуатация человека человеком уничтожается, и в этом смысле социалистическое общество сходно с первобытнородовым обществом. Но за этими чертами сходства скрывается огромное, принципиальное различие, скрывается история прогрессивного развития общества на протяжении многих тысячелетий. Равенство людей первобытнообщинного строя основывалось на скудости средств существования и примитивных орудиях. Равенство людей при социализме и коммунизме обусловлено высоким развитием производства и обилием материальных и культурных благ.

Таким образом, развитие общества шло не по кругу и не по прямой линии, а по спирали: оно воспроизвело некоторые черты прошлого, но на неизмеримо более высокой ступени. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии...» 18 - такова, как писал Ленин, существенная черта диалектического понимания развития,

В процессе развития могут быть и бывают отклонения от восходящей линии - зигзаги, попятные движения, могут быть периоды временного застоя. И все же, как показывает история, поступательное движение в конце концов преодолевает все эти временные отклонения и препятствия и пробивает себе дорогу. Любая ныне существующая природная или общественная форма имеет долгую, уходящую в далекое прошлое историю, представляет собой результат длительного процесса развития, поступательного движения от простого к сложному, восхождения от низшего к высшему.

Солнечная система образовалась из космической пыли. Современные растительные и животные организмы развились из первоначальных простейших организмов. Общество прошло долгий путь от первобытного рода до современных форм общественной жизни. Техника непрерывно прогрессировала от первоначальных примитивных орудий до современных сложнейших механизмов. От смешанных с фантазией догадок древних философов человеческое знание пришло к современной сложной и расчлененной системе наук, охватывающей все области действительности.

Развитие общества идет в целом по восходящей линии, представляет собой прогресс, поступательное движение от низших форм к высшим. Такой вывод марксистская теория делает из научного анализа исторического процесса, основываясь не на субъективных желаниях и надеждах, а на строго объективных критериях, которые дают возможность судить, какой тип общества, какая эпоха его развития являются более прогрессивными.

Критерии прогресса

Объективные критерии прогресса различны для различных областей жизни. О прогрессе в области здравоохранения и материального благосостояния людей мы можем, например, судить по средней продолжительности жизни. О прогрессе культуры дают представление такие показатели, как процент грамотных, а также людей со средним и высшим образованием, количество школ и библиотек, научных учреждений и театров и т. д. Аналогичные критерии прогресса можно найти и для многих других сфер общественной жизни.

Однако для того чтобы судить о поступательном развитии всего общества, а не отдельных его сторон, нужен критерий другого рода - наиболее общий, универсальный. Таким критерием, т. е. показателем прогрессивности той или иной формации, марксистско-ленинская наука считает развитие производительных сил. Более прогрессивной является та формация, которая открывает новые возможности для развития производительных сил, обеспечивает более высокие темпы их роста, достигает более высокого их уровня.

Почему марксисты придают именно этому критерию первостепенное значение?

Прежде всего потому, что развитие производительных сил представляет собой непосредственный показатель прогресса в такой важнейшей области, как производство средств существования людей. Развивая технику, накапливая трудовые навыки и знания об окружающей природе, люди постепенно



освобождаются от господства слепых сил природы, овладевают ими, все шире используют и переделывают природу в своих интересах. Таким образом, развитие производительных сил определяет степень господства человека над природой. Но дело не только в этом. От развития производительных сил зависит в конечном счете прогресс и в других областях общественной жизни - в области общественных отношений, культуры и т. д.

Известно, например, что только с того времени, когда человеческий труд начал давать помимо средств существования, необходимых для поддержания жизни самого производителя, еще и прибавочный продукт, часть членов общества смогла освободиться от физического труда и заняться наукой, искусством, литературой. А это привело к первым серьезным успехам в духовной культуре.

Обусловливая последовательную смену формаций, развитие производительных сил ведет к таким социально-политическим переменам, которые делают возможным прогресс в различных важных областях общественной жизни. В ходе истории классового общества были ликвидированы наиболее грубые формы личной зависимости и угнетения трудящихся - рабство, а затем крепостничество. По мере развития производительных сил росла культура трудящихся, их сознательность и организованность. В результате от формации к формации усиливалась общественно-политическая активность народных масс, их роль в жизни общества.

Развитие производительных сил, обусловливая перемены в экономическом строе, в конечном счете подготавливает полное освобождение человечества от гнета общественных сил на протяжении тысячелетий действовавших так же слепо, насильственно, разрушительно, как это свойственно силам природы. Речь идет о социально-экономических отношениях эксплуататорского строя, при котором люди, производящие материальные блага, не могут ими распоряжаться и целые классы, составляющие большинство общества, попадают в подчинение горстки угнетателей, утрачивают право распоряжаться своим трудом, своей судьбой, даже жизнью.

В основе порабощения людей чуждыми общественными силами лежат частная собственность на средства производства, эксплуатация человека человеком, раскол общества на враждебные классы. Только тогда, когда производительные силы достигают достаточно высокого уровня развития, человечество может избавиться от эксплуатации и освободиться от порабощающих его социально-экономических отношений классово-антагонистического общества; это происходит при социализме. С его победой и по мере строительства коммунизма люди овладевают силами общественного развития, что дает возможность сделать новый решающий шаг вперед в

подчинении человеку сил природы, осуществлять сознательное и планомерное использование этих сил в интересах всего общества.

«Условия жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своей обобществленной жизни... Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самого человека. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в значительной и все возрастающей степени и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» 1 (Энгельс).

Приняв развитие производительных сил в качестве решающего критерия прогресса, мы неизбежно придем к выводу о поступательном характере развития общества. Ведь от одного этапа этого развития к другому уровень производительных сил возрастал, каждая формация открывала новые возможности роста техники и производительности труда, а вслед за изменениями в общественном производстве происходили прогрессивные перемены во всей жизни общества.

Из того факта, что в основе общественного прогресса лежит развитие производительных сил, следует и другой вывод: поступательное движение общества, направление этого движения является исторической необходимостью. Это значит, что ни отдельные люди, ни целые классы не могут остановить поступательное движение общества, не могут изменить по своему желанию его направление.

Попытки такого рода, как известно, не раз предпринимались, но они неизменно оканчивались полным провалом. Какие отчаянные усилия прилагал империализм, чтобы восстановить капиталистические порядки в Советской стране! Однако все эти попытки потерпели позорный крах. Такой же крах потерпели империалисты США, пытавшиеся преградить путь социалистической революции в Китае и других странах народной демократии, сохранить там отживший реакционный строй.

В современную эпоху общественный прогресс неразрывно связан с переходом к социализму. Капитализм исчерпал свои возможности. Его производственные отношения стали оковами для развития производительных сил. Сохранение этих отношений делается все более тягостным и опасным для общества.

Отстаивая идею поступательного развития общества, марксизм-ленинизм выражает взгляды и интересы самого рево-

люционного класса современности - рабочего класса. Этот класс не боится будущего, он исполнен веры в прогресс, который несет освобождение не только ему, но и всему человечеству.

Мы завершаем подводить итоги 2011 года. Сегодня нам в этом поможет министр спорта Калининградской области Олег Косенков

Олег Николаевич, вы уже почти полтора года занимаете должность руководителя областного спорта. Что положительного можете отметить? Есть ли негативные моменты?

Полноценным был пока лишь один год - 2011-й. Обобщающий итог один - спорт занял то место, которое должен был занимать в жизни Калининградской области. То политическое решение, которое приняло предыдущее правительство, по созданию отдельного органа исполнительной власти, действующее правительство в полной мере реализовало. Осенью прошедшего года Агентство по спорту полностью укомплектовано кадрами - создан достаточно боеспособный коллектив единомышленников, к тому же обладающий весомым административным ресурсом. Финансирование регионального спорта за последние полтора года увеличилось почти в два раза. Предстоит и увеличение заработной платы тренеров в государственных учреждениях, подведомственных Агентству по спорту, в среднем на 35%.

Еще одним важным итогом прошедшего года считаю беспрецедентно большое количество спортивных звезд, побывавших в нашем регионе. На открытии ФОКа в Светлогорске присутствовал Владислав Третьяк. В Советске мастер-класс давала Ирина Роднина. По вопросам развития бокса Калининградскую область посетил Николай Валуев . В рамках «Олимпийских уроков» в Калининграде, Балтийске, Зеленоградске (мероприятия, проводившиеся при участии Национального Олимпийского Комитета) побывали чемпионы и олимпийские призеры Алексей Немов, Мария Киселева , Светлана Ишмуратова, Алексей Екимов, Светлана Феофанова, Илья Авербух и другие. По количеству таких уроков мы опередили большинство субъектов РФ! Душой этого проекта мне показался Алексей Немов - замечательный спортсмен и человек, на которого стоит равняться.

- И спортсооружений немало построено было...

Совершенно верно. В 2011 году мы запустили в эксплуатацию физкультурно-оздоровительные комплексы в Советске и Светлогорске. Причем, в Советс-ке ФОК построен очень высокого качества. Также мы построили 7 многофункциональных площадок (включая известный многим гимнастический комплекс для «турникменов» в бывшем парке 40-летия ВЛКСМ в Калининграде).

- А что у нас по спортивным показателям?

В минувшем году спортсмены Калининградской области завоевали порядка 150-ти медалей в чемпионатах и первенствах России, официальных международных соревнованиях (для сравнения: в 2010-м году - 111 медалей). Положительная динамика налицо. И в этом плане стоявшие перед нами в 2011 году задачи выполнены.

- Структура Агентства по спорту еще претерпит изменения?

Принципиальных изменений уже не будет. На сегодняшний день в структуре Агентства два отдела - спортивно-массовой работы и организационно-правовой. В ноябре прошедшего года Губернатор области принял еще одно структурное решение - в Агентстве по спорту появилось Управление по подготовке проведения чемпионата мира по футболу-2018. Пока оно небольшое (состоит из трех человек). Как только решение о проведении игр чемпионата в Калининграде примет нормативный характер, штат Управления будет пересмотрен.

В последние годы на территории области построено много спортсооружений. В будущем инфраструктурная сеть продолжит расширяться?

В апреле планируется введение в эксплуатацию ФОКа на стадионе «Трудовые Резервы» (улица Горького, 83). Там появится ледовая арена, плавательный бассейн и два небольших спортзала. Таким образом, стадион «Трудовые Резервы» станет настоящим многофункциональным центром развития спорта в регионе.

В 2012 году начнется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Зеленоградске - рядом с будущей тренировочной базой ЧМ 2018 года. Это будет не традиционная «тройка», а «двойка»: плавательный бассейн и большой игровой зал (плюс - несколько небольших залов для занятий боксом, борьбой, акробатическим рок-н-роллом). В 2013-м году планируем начать строительство небольших ФОКов («однушек» - без бассейнов) в Немане и Светлом.

Сейчас идет определение места под строительство гребной базы в Калининграде. Начнем ее строить после окончательного утверждения схемы застройки «острова» (когда будут понятны границы нового стадиона).

Также необходимо серьезно заняться формированием тренировочной базы Училища олимпийского резерва, учредителем которого с осени прошлого года стало Агентство по спорту. Там предполагается построить бассейн и спорткомплекс, а сейчас идет ремонт учебного и жилого корпусов: за два прошедших месяца уже поменяли все окна, заменили часть коммуникаций, оборудовали дополнительные душевые комнаты.

В УОРе в настоящее время обучаются 150 человек, но мы планируем, в перспективе, увеличить это количество до 200 учащихся.

- Сообщалось и о запланированном строительстве так называемого «Дома борьбы».

Совершенно верно, эту тему затронул борец Алексей Шемаров на встрече с губернатором области. Сейчас мы ждем предложений из администрации г.Калининграда по определению места под строительство. После чего планируем совместно начать разработку проектно-сметной документации.

- В последнее время наряду с чемпионатами, кубками и первен ствами в календарном плане областного Агентства по спорту появился и целый ряд неофициальных турниров памяти различных ветеранов. О чем это говорит?

Спорт это не только секунды, килограммы и метры. Все-таки спорт несет большую воспитательную составляющую. Поэтому я всегда поддерживаю инициативу федераций по проведению различных турниров. Начиналось все с борьбы: турниры имени Гранита Ивановича Таропина, братьев Белоглазовых, Андрея Шумилина, памяти Василия Ивановича Батечко, Зои и Александра Космодемьянских. Потом эту эстафету подхватили и другие виды спорта: рукопашный бой, футбол, пейнтбол, современное пятиборье... Это хорошее начинание! Таким образом, мы напоминаем молодежи о ветеранах, внесших большой вклад в развитие регионального спорта, о героях, положивших свои жизни на благо Отечества. Теперь наша задача, чтобы эти турниры повышали свой статус. В этом году Федерация спортивной борьбы России рассматривает предложение о присвоении «мастерского» статуса турниру памяти Валентина Ивановича Бабинова.

Снизились спортивные результаты волейбольного клуба «Динамо-Янтарь», на игры которого практически перестали ходить болельщики. Каково будущее волейбола в регионе?

Я очень надеюсь, что у команды есть потенциал. Об этом говорят результаты двух предновогодних матчей. Нужно только небольшое финансовое оздоровление ситуации. На сегодняшний момент у нас половина этого вопроса решена - подтвердило финансирование клуба руководство ОАО «Лукойл». И теперь идет усиленная работа по поиску второй составляющей. Надеюсь, к весне финансовая ситуация в «Динамо-Янтарь» нормализуется. Так что не волнуйтесь, профессиональный волейбол в Калининграде прописался надолго.

Мало того, на базе Дворца Спорта «Янтарный» с 1 января 2012 года открыта областная ДЮСШ по игровым видам спорта, где базовым отделением станет отделение волейбола.

Вопрос, который касается стадиона на Сельме. Отчего постоянно переносятся сроки ввода его в эксплуатацию и кто будет его собственником?

Стадион будет находиться в оперативном управлении областного государственного бюджетного учреждения «Центр спортивной подготовки сборных команд». Но в настоящее время идет судебная тяжба с генподрядчиком -польским холдингом «Конструкцион», представители которого не закончили строительство и убыли в неизвестном направлении. Необходимо провести новый аукцион на строительные работы и их реализовать (осталось выполнить 10% работ). Стадион планируется сдать в эксплуатацию осенью текущего года.

- Олег Николаевич, вы сами являлись хорошим спортсменом (О.Ко сенкову самой малости не хватило до выполнения норматива «Мастера спорта международного класса» по пауэрлиф-тингу, - прим. «КС»), потом продуктивно работали тренером. А ныне удается совмещать тренерскую деятельность с руководящей?

За комплименты - спасибо. Действительно, среди моих воспитанников четыре мастера спорта, один из которых - Олег Смирнов - член сборной команды России, чемпион Мира и Европы среди молодежи, сейчас готовится к отбору на первенство мира по пауэрлифтингу. Надеюсь, ему удастся покорить вершины спорта и через несколько лет стать Заслуженным мастером спорта. Тренерской деятельностью занимаюсь на общественных началах. После назначения на должность уволился из спортивной школы по силовым видам спорта. Что же касается личных занятий спортом, то здесь сложнее. Возможность продуктивно сходить в спортзал осталась только по воскресеньям.

- Наступил олимпийский год. На что рассчитывает Калининградская область в Лондоне?

В Пекине четыре года назад напрямую наш регион представлял только тяжелоатлет Дима Лапиков. Кроме того, там выступали воспитанники калининградского спорта Наталья Ищенко (синхронное плавание) и Алексей Крупняков (вольная борьба).

Прогнозы в спорте - дело очень неблагодарное, но мне приятно отметить, что в число кандидатов на поездку в Лондон входят четыре калининградца. Это опять-таки Дмитрий Лапиков, ставший в Пекине бронзовым призером. Он перешел в самую тяжелую и престижную весовую категорию - свыше 105 кг. Главную задачу в минувшем сезоне выполнил - стал чемпионом Европы. Сейчас Дима находится на сборах с российской национальной сборной. Второй реальный кандидат - Сергей Самойлович, перед новогодними праздниками возглавивший мировой рейтинг дзюдоистов. У него сейчас самый подходящий возраст для достижения максимальных результатов. Очень желаю ему пройти без травматизма оставшийся этап подготовки к Олимпиаде. Также считаются кандидатами на участие в Играх-2012 наши молодые спортсмены Денис Прибыл (академическая гребля) и Иван Верясов (бокс). По мнению наставников сборных у них есть шансы на поездку в Лондон.

Впервые в региональной истории имеют шанс принять участие в летних Паралимпийских Играх два калининградца. В данный момент в составе сборной команды России на учебно-тренировочных сборах находятся два представителя областного адаптивного спорта: Павел Камоцкий (велоспорт) и Елена Наумова (академическая гребля). Искренне верю в их успех.

- Дождутся ли премий наши лучшие спортсмены?

Как раз сейчас по поручению губернатора Агентство по спорту готовит законопроект «О государственной поддержке за выдающиеся спортивные достижения». Предполагается законодательно закрепить денежные выплаты за участие или, тем более, попадание в призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских Игр. За победы на чемпионатах Мира и Европы по олимпийским видам спорта также предлагается установить денежное вознаграждение. Планируем провести этот законопроект до начала Игр-2012. Такая система премирования спортсменов предусмотрена в отдельных субъектах РФ.

P.S. Что думает министр спорта о развитии ФК «Балтика» - читайте на 2-й странице )